Александр Соколов: проблем у рыбинского бюджета только прибавится

Доля собственных доходов городского бюджета, получаемых от местных налогов, в последние годы неуклонно снижается. В ходе налоговой реформы, начатой около десяти лет назад, самые денежные налоги ушли в область и федерацию. И сейчас этот процесс продолжается. Не за горами такая ситуация, когда город не сможет изыскать средства не только на реализацию собственных, не связанных с вышестоящими бюджетами проектов, но даже не сможет решать совместно с областью и федерацией задачи на основе софинансирования.

 

Местные налоги

Собственные доходы рыбинского бюджета складываются из неналоговых поступлений, которые взимаются от продажи муниципальной собственности, от сдачи площадей в аренду, и от налоговых поступлений. Размер именно налоговых поступлений беспокоит нас более всего. В местный бюджет поступают в полном размере отчисления от земельного налога и налога на имущество  физических лиц, в размере 30% платежи по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). А также, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельхозналог, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения и госпошлина.

С последних четырех налогов в наш бюджет приходит по 100%. Однако, эти суммы не такие большие.

Издержки налоговой реформы

Основное реформирование налоговой системы прошло на рубеже 2004-2005 года. Целый ряд налогов, ранее пополнявших городскую казну, в это время для нас исчезли. Потом поэтапно началось снижение налога на доходы физических лиц. Если в 2008 году в город поступало порядка шестидесяти процентов средств от этого налога, то позже значительный процент от НДФЛ изъял регион в связи с передачей под его крыло городской медицины. Еще одна часть этого налога ушла от нас в связи с переводом на финансирование из областного бюджета дошкольного образования. Примечательно, что при этом у города забрали больший процент, чем суммы, в которые нам обходилось дошкольное образование. Допустим, общий годовой расход на него был 230 миллионов, а изъяли 260. Это стало результатом принятия Ярославской областной Думой закона «О единых нормативах». Область аргументировала, что есть и другие муниципальные образования, где процент такой же, но получаемых денег на данные нужды не хватает, и за счет Рыбинска и Ярославля им надо помочь. Сейчас и Ярославль, и Рыбинск в данном вопросе продолжают с областным руководством торг. Может, в итоге в качестве компенсации область возьмет на свое финансирование зарплату работников дошкольных учреждений. Однако результат этой торговли пока не ясен.

Сейчас со стороны федерации звучат призывы снизить налоговое бремя на малое предпринимательство, то есть снизить налог на вмененный доход и патенты. Но это местные налоги. Опять готовят льготы малому бизнесу за счет муниципалитетов, еще более загоняя местные бюджеты в угол.

Еще одна проблема, на которую хочу обратить внимание, это налог на имущество организаций. Этот налог у нас отобрали и ситуация доходит до смешного. Например, муниципальное учреждение культуры «Общественно-культурный центр» имеет некое имущество. В такой же ситуации музыкальные и художественная школы, детские сады, драматический театр. И мы за имущество этих организаций платим налог в областной бюджет. Муниципальный Совет в свое время просил, чтобы городу зачислили хотя бы половину этого налога. Эти пятьдесят процентов по ценам 2012-2013 года составляли порядка 200 миллионов рублей. Но правительство области не готово сейчас пойти нам навстречу.

Спираль закручивается

Если мы говорим об основах местного самоуправления, надо учитывать и финансовые его основы. Например, появляется молодая семья. Если молодожены посчитали, что зарплаты мужа и жены хватает на содержание ребенка, то заводят его. А нам федералы этого ребенка дали, а денег на его содержание дать забыли. Или дали, но в неполном объеме. Только на какие-нибудь штанишки, а вот за школу, к примеру, заплатить финансов уже нет.

В последние три-четыре года Рыбинск окончательно стал дотационным городом. Надо посмотреть, является ли еще донором Ярославль, а остальные все муниципалитеты региона точно уже на дотации. В таком же положении практически все муниципальные образования Российской Федерации. Как результат, и они, и мы вынуждены брать кредиты, иногда — у коммерческих банков. И спираль начинает закручиваться все больше.

Уже сейчас финансовых возможностей города недостаточно, чтобы обеспечивать выполнение тех полномочий, которые нам делегированы вышестоящей властью. Эта проблема общефедеральная и выхода из нее пока не видно.

Настанет момент, и, причем, он очень близко, когда у муниципалитета не останется ни акционерных обществ, ни имущественного комплекса. И резерва на нужды города не останется. При очень маленьких налоговых доходах придется четко расписывать каждый рубль. Те средства, что есть, все уйдут на реализацию местных полномочий: на зарплату, коммунальные услуги, налоги. Скоро будет так, что мы не сможем изыскивать средства даже на софинансирование совместных с регионом и федерацией проектов. Например, скажет область, что готова дать 70% на строительство школы на улице Тракторной, если мы в Рыбинске найдем 30%. А у нас денег на обеспечение этих 30% не будет.

Иван ТЕПЛОВ, фото rybinsksovet.ru

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 103



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


девять − 7 =

Описание картинки