Капитальный ремонт крыши дома №51 по улице Максима Горького едва не стоил жизни матери и ребенку. На шестилетнего мальчика рухнул с потолка огромный фрагмент штукатурки. В последний момент мать прикрыла сына своим телом, словно живым щитом.
Сергей Суровиков, дедушка Владика, вчитывается в неразборчивый почерк врача в медицинском заключении от 22 ноября 2015 года. Удалось разобрать: «ушиб лица, поверхностный кровоподтек левой половины». Дедушка, бабушка, мама были в ужасе, когда по лицу мальчика потекла кровь. Вызвали скорую помощь. Владика быстро довезли до городской больницы №2 имени Пирогова. Она недалеко, на той же самой улице Максима Горького. Врач в приемном покое осмотрел ребенка, травм и сотрясения головного мозга не обнаружил. Обошлось синяком и ссадинами. Вот только Владик после случившегося два дня молчал. Потом разговорился. У Татьяны от сердца отлегло. Сама она, попав под обвал, тоже избежала увечий.
Это произошло 22 ноября около полудня. Татьяна с сыном пришла в гости к родителям. Идти-то совсем ничего – подняться с первого этажа на второй в 35-ю квартиру. Над головой топали. В воскресный день строители продолжали мастерить на доме новую крышу. Бум-бум – потолок сотрясался от шагов. И в какой-то момент затрещал.
Услышав треск, Татьяна бросилась к сидевшему за столом у окна сыну, прижала его к себе, закрыв своим телом. В тот же миг, рассыпаясь на куски, сверху рухнула штукатурка. Увесистый кусок в два пальца толщиной по касательной шаркнул Владика по виску и щеке.
Казалось бы, жильцам двухэтажного дома в бывшем военном городке в Зачеремушном микрорайоне крупно повезло. Жильцы управленцам из ОАО «Рыбинская управляющая компания» всю плешь проели, требуя устранить протечки на потолке. Они на втором этаже повсюду – в комнатах, в общих коридорах, кухнях, туалетах. Разве не счастье, что Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов включил дом №51 по улице Максима Горького в список 100 рыбинских домов, подлежавших капитальному ремонту в 2015 году. Сумма финансирования капитального ремонта крыши в этом доме общежитского типа – 3 миллиона 668 тысяч рублей.
Жильцы не рады свалившемуся на их головы капремонту.
– Только грязь и неприятности, – жительница дома Нина в гневе, вспоминая, как на нее в общем коридоре обрушился фрагмент штукатурки, выбив из рук тазик с постиранным бельем, засыпав ей голову песком.
– Мы два месяца живем, как цыгане, не живем, а мучаемся, – Тамара Бочкарева боится, что потолок в комнате рухнет и придавит ее во сне.
А ведь она дама не робкого десятка – на военной базе работала стрелком-охранником, ходила с заряженным карабином. Ей 85 лет – большая жизнь позади, здоровья нет, ноги болят, глаза плохо видят. Но вот так глупо умереть, будучи придавленной штукатуркой в собственной постели, ей совсем не хочется. Хотела даже ночевать в общем коридоре, а что толку – там тоже штукатурка с потолка падает.
Тамара Павлиновна прожила в этом доме больше тридцати лет. А сам дом 1939 года постройки – чуть моложе ее. Дому инвалидность впору давать в связи с ветхостью. Жильцы были настроены на расселение. И нате вам: вместо расселения – капремонт!
Старый дом не выдержал капитального ремонта. В тех местах, откуда рухнула штукатурка, видны почерневшие балки перекрытий с прибитой к ним крест-накрест дранкой. К этой дранке и крепится штукатурка. Многолетние протечки из-за прохудившейся крыши, которая была покрыта замшелым шифером, сделали трухлявыми балки, отяготили влагой штукатурку. Топанье наверху строителей, которые сооружали стропила для двухскатной металлической крыши, роняя тяжести, отозвалось трещинами на потолке, которые, расширяясь и углубляясь, вызвали обрушения.
После аварии в дом пришла комиссия. Три дня ходили, записывали, фотографировали. На столе в комнате Сергея Суровикова лежит лист бумаги с телефонами чиновников городской администрации, подразделений департамента ЖКХ, транспорта и связи, МБУ «Жилкомцентр» и Регионального фонда содействия капитальному ремонту МКД, рыбинское представительство которого находится на улице Стоялой, 19.
Инженер отдела строительного контроля Регионального фонда Иван Липницкий был в составе комиссии, все видел своими глазами. Но прежде всего я поинтересовался у него, почему ремонт крыши на этом доме производят в ноябре, когда зима катит в глаза.
– Погодные условия влияют на производство работ на домах с мягкой кровлей, работы на скатных крышах можно вести круглогодично, – таким был ответ специалиста.
Еженедельно в актовом зале городской администрации собираются те, кто отвечает за проведение капремонта МКД в Рыбинске: представители регионального фонда, подрядчики, старшие по многоквартирным домам. Алексей Рябченков, директор департамента ЖКХ, транспорта и связи, на прошедшем в конце ноября заседании штаба по проведению капремонта объяснил задержки с его началом на объектах процедурными вопросами.
В итоге конкурсы для определения подрядных организаций были проведены только летом. Многие подрядчики, включая ярославскую строительную организацию, которой достался ремонт крыши дома №51 на улице Максима Горького, приступили к работе лишь осенью.
Ну и кто будет устранять последствия обрушений штукатурки внутри дома вследствие ремонтных работ снаружи?
– Подрядчики будут восстанавливать, – уверенно говорит Иван Липницкий.
Побывав в этом доме, я потом долго отряхивал куртку от пыли. Как не замараться, если пыль повсюду. Несмотря ни на что, капитальный ремонт крыши продолжается. Каждый день жильцы подметают россыпи обвалившейся штукатурки. Штукатурка на потолке потеряла сцепление с деревянной обрешеткой даже там, где не было протечек, и обсыпается, если случайно ее задеть. Получается, что жильцы дома будут жить под капитальной крышей с хлипкими потолками, готовыми в любой момент рухнуть им на головы. Капут, а не капремонт.
Александр СЫСОЕВ