Сергей Кузенёв: несмотря на кризис, в Рыбинске отмечен промышленный рост

18 ноября 2015 года председатель рыбинской торгово-промышленной палаты Сергей Кузенев возглавил торгово-промышленную палату Ярославской области. В беседе с нашим корреспондентом Сергей Юрьевич рассказал о том, как промышленность Рыбинска чувствует себя в условиях нарастающего кризиса. Отдельной темой разговора стала деятельность торгово-промышленной палаты по поддержке промышленных предприятий города.

– Сергей Юрьевич, на протяжении длительного времени вы тесно работаете с руководителями ведущих промышленных предприятий Рыбинска. Не секрет, что в стране экономический кризис. Как чувствуют себя наши промышленные флагманы в этих условиях?

– Кризис очевиден. И вынужден констатировать, что дна его мы пока не достигли. При этом сейчас нельзя точно прогнозировать, как кризис будет развиваться дальше. На происходящее могут сильно повлиять международные события. Тот же турецкий инцидент может направить развитие экономического кризиса в непредсказуемую сторону.

– И как же чувствуют себя промышленные предприятия Рыбинска?

– Согласно статистике в Рыбинске не все так плохо. Промышленное производство растет. В России три города, где в нынешнем году отмечен рост. Это Рыбинск, Тула и Ижевск. На последнем заседании руководителей палат Центрального Федерального округа мы проанализировали статистику. Вопреки общей ситуации в стране в Рыбинске в 2015 году мы наблюдаем рост промышленного производства на 10%. Мы живем в городе и видим, что все наши крупнейшие заводы получают военные заказы. Именно благодаря таким заказам мы имеем положительную динамику в промышленности. В то же время потребительский рынок в Рыбинске сокращается, как и в целом по стране. Люди стали меньше покупать товаров как длительного пользования, так и повседневного. Меньше покупают продуктов питания. Снижение потребления – это главный показатель любой кризисной ситуации. Чем меньше люди покупают, тем меньше надо производить. И этот фактор болезненно сказывается на всех предприятиях, которые нацелены на производство товаров народного потребления.

– Что происходит с предприятиями, работающими на потребительском рынке?

– Никто не хочет уходить с рынка. Все пытаются найти варианты для выживания. Кто­-то снижает цены. Где­-то появляются фальсификаты или некачественная продукция. В отличие от
2008 года массового закрытия предприятий сегодня нет. Но мы все понимаем, что рано или поздно этот процесс должен начаться. Предприятия научились работать в условиях кризиса. Научились бороться за свое существование. И делают это довольно успешно. Если оценивать то, кто у нас в городе потерял больше всех, явных проигравших мы не видим. Все приспосабливаются. Но перспективы не очень хорошие.

– Вы можете обозначить сферы деятельности, по которым в Рыбинске и регионе в целом кризис ударил более всего…

– В городе резко снизился спрос на аренду. В первую очередь нежилых помещений. То же с покупкой нового жилья. В Рыбинске не так явно, а в Ярославле многие застройщики не могут найти сбыт уже построенного жилья. Срывают свои обязательства перед банками.
В Ярославле на конец октября доля просроченных кредитов из числа взятых на строительство достигла 25%. В любой другой стране такая ситуация воспринималась бы как катастрофа. Ведь даже если доля просроченных кредитов достигла бы 7%, это явные признаки глубочайшего кризиса.

Далее в зоне риска производители товаров народного потребления. Это те, кто производит и реализует мебель, одежду, бытовую технику, мобильные телефоны… Люди начинают экономить. Перестают покупать так, как раньше. Если прежде мобильные телефоны было принято менять через год или два, то теперь даже состоятельные люди ходят с одним и тем же телефоном по пять лет, и это считается нормальным. То же и с машинами. Если бы не было специальных программ, стимулирующих спрос, эта сфера вообще бы провалилась.

– Какой в этой ситуации выход для Рыбинска?

– Новые заказы, размещаемые на наших предприятиях, неизбежно требуют новых специалистов. Это значит, что безработицы в городе нет, и в ближайшее время ее рост не ожидается. Наоборот, стоит вопрос о приглашении новых работников, чтобы закрыть кадровый голод. Выход здесь видится в возвращении специалистов из мелкого бизнеса на производство. Но тут я вижу проблему. Люди, окунувшись в предпринимательскую деятельность, привыкли к свободе. Иногда доходит до абсурда, когда семью кормить нечем, а на вакансии, образующиеся на производстве, люди не идут.

– Что может дать мелкому и среднему бизнесу рост военных заказов на крупнейших предприятиях города?

– По замыслу федерального правительства, крупные предприятия, такие как НПО «Сатурн» или РЗП, должны обеспечивать заказами малые предприятия. То есть покупать у них комплектующие, заказывать услуги и т.д. Здесь установлена планка в 20%. На сегодняшний день эта планка не достигнута. Пока она только в районе 9%. И здесь важна роль торгово­промышленной палаты. Мы должны помочь предприятиям малого и среднего бизнеса выполнить те установки, которые у них требуют заказы такого рода. Где­-то мы можем провести консультации по сертификации, где­-то помочь решить кадровый вопрос, где­-то просто провести рабочую встречу между заказчиками и малыми предприятиями, чтобы снять противоречия. Сейчас палата этим активно занимается.

– Какие конкретные шаги торгово­-промышленные палаты Рыбинска и региона делают в этом направлении?

– Недавно мы вывозили группу директоров в Братиславу на кооперационную биржу. чтобы наши производители могли там найти для себя новых партнеров, новые рынки сбыта. Вывозила ярославская палата, но из 7 человек был только один представитель областного центра. Остальные – руководители рыбинских предприятий. 2 декабря представители предприятий, которые занимаются металлообработкой, едут в Казань. Там тоже откроется кооперационная биржа, где будут представлены крупные предприятия со всей страны.

Мы провели опрос среди руководителей предприятий Рыбинска и области. Было выявлено четыре направления, которые торгово-­промышленная палата должна развивать в своей деятельности. Первое направление – содействие в продвижении товаров и услуг. Здесь хороши все методы. Это и организация поездок, и реклама, и проведение конференций и т.д. Второе направление – кадровое обеспечение. То есть мы обязаны помогать людям находить новые рабочие места. Помогать директорам комплектовать штаты своих предприятий. Третье – это помощь в переговорах по привлечению финансовых средств. Это либо банки, либо инвестиционные компании, либо государственные формы поддержки. Сейчас Правительство России, точнее министерство промышленности, распределяет гранты, направленные на развитие промышленного производства. Мы договорились о том, что теперь вместе с предприятиями будем совместно готовить заявительные документы на эти гранты, повышая их качество.
И четвертое направление – это правовое обеспечение деятельности предприятий.
С декабря 2015 года мы, по сути, заново будем запускать существование третейского суда при торгово­-промышленной палате. Его роль прописывается в договорах между партнерами. Благодаря такому суду все споры будут рассматриваться намного быстрее, чем в государственном суде. Вместо обычных полугода все можно будет решить в течение 20 дней. В 2016 году мы хотим распространить деятельность нашего третейского суда и на международную практику.

– Сергей Юрьевич, какие еще нововведения ждут торгово­-промышленную палату региона в связи с вашим избранием на пост ее председателя?

– Торгово­-промышленная палата – это общественная организация, которая действует в интересах своих членов. Но я поймал себя на мысли, что когда у тебя более 400 членов, ты не можешь эффективно действовать в их интересах, потому что часто не успеваешь понять, что на предприятиях происходит. Чтобы решить эту проблему, мы решили ввести в областной палате структуру отраслевых комитетов. Например, промышленный комитет, сельскохозяйственный, строительный, транспортный и т.д. Мы поставили цель, чтобы к 1 апреля 2016 года каждый член областной торгово­-промышленной палаты обязательно стал членом того или иного комитета. В каждом таком комитете будет от 20 до 60 организаций, свой аппарат, свой председатель. Задача в том, чтобы члены комитетов собирались не реже одного раза в квартал. Чтобы на таких встречах высказывали свои пожелания, свое мнение по всем интересующим вопросам. Это поможет сформировать консолидированную позицию бизнес­-сообщества по всем важным вопросам. Поможет четко обозначить задачи, возникающие на каждом конкретном этапе, быстро и четко приступить к их решению.

Беседовал Александр ЕФРЕМОВ

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 043



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


семь − 3 =

Описание картинки