О рыбинских «Соколятах», фестивале и не только

На прошлой неделе, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Рыбинска по благословению епископа Рыбинского и Угличского Вениамина состоялся рождественский концерт рыбинского детского хора и хора РГАТУ творческого объединения «Соколята» под управлением художественного руководителя и президента объединения «Соколята» Сергея Алексеевича Шестерикова.

Художественный руководитель рассказал о хоре, о том, что «Соколята» не очень часто, но регулярно стараются принимать участие в церковном богослужении, а в концертный репертуар непременно включают произведения русской духовной музыки.

Прихожан и всех пришедших на концерт хор порадовал духовными песнопениями и рождественскими колядками, очень празднично и мощно прозвучали «С нами Бог» и многоголосое многолетие, а клирик Спасо-Преображенского собора протоиерей Дионисий Растопчин поблагодарил хор за выступление и рождественское поздравление.

* * *

Прошло уже довольно много времени после закрытия очередного Х Рыбинского международного хорового фестиваля имени Владислава Соколова, а в душе, и, думаю, не у меня одной, живут воспоминания праздника, радостных открытий и счастливых встреч.

Прежде всего, порадовало нетрадиционное открытие фестиваля. Концерт московского ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» стал и замечательным подарком для рыбинских слушателей, и определенным показателем уровня, к которому, надеюсь, стремятся истинные хоровики. Исполненные коллективом произведения напомнили всем нам, что у российского хорового искусства глубокие корни и истоки, что связь времен не прерывается и современно все, что истинно.

Короче говоря, публика после этого пиршества душ расходилась взволнованная и растроганная, что для нашего прагматичного времени очень немаловажно.

Конечно, заявленный уровень – для многих недосягаемая мечта, но дело совсем не в этом. Из раза в раз фестиваль доказывает, что хоровое пение мы по­-прежнему любим, это наш народный вид искусства и его значение в общей системе культуры нельзя ни принизить, ни приуменьшить. Можно сказать про школьников, что на их занятиях пением настояли родители или учителя, но когда в хор идут взрослые – это уже любовь, душевная потребность в творчестве и самореализации. А в этот раз, как, впрочем, и в предыдущие, мы видели на всех сценических площадках много вполне состоявшихся в жизни людей разного возраста.

СоколятаВторым очень сильным впечатлением от фестиваля стал для меня Хоровой собор, посвященный 1000-­летию преставления святого князя Владимира в Спасо­-Преображенском кафедральном соборе. Суть даже не в акустике, которая, конечно, всегда восхищает. Потрясла мощь духовного единения поющих, глубокая осмысленность всех исполняемых произведений и, как всегда в храме, синтез разных видов искусства. Примечательная деталь – немногие люди позволяли себе во время концерта перемещаться по собору. В основном народ, что называется, просто застыл на месте, охваченный единением музыки, слов и общего вида храма.

В общей сложности я побывала на пяти концертах. Какие­-то коллективы выходили вновь и вновь, какие­-то произведения повторялись. Это не портило общего впечатления: как может надоесть то, что искренне любишь!

Были какие­-то мелочи, вызывавшие досаду. Вот руководитель хора не позаботился о внешнем виде своих воспитанников (учитывая нынешние сложности, о сценических костюмах я и не говорю, хотя праздник, да еще в гостях, все­-таки требует соблюдения каких­-то норм). Вот хор не то что к фестивалю не готов, но и вообще к публичному выступлению: дети «проглатывают» все начальные звуки (это только из уст крохи звучит забавно: «…ечтать надо о высоком») или солисты выделяются громкими, но, увы, необработанными голосами, да и в ноты не попадают. Но, честно говоря, ворчу я только для порядка. На то и фестиваль, чтобы участники могли оценить свой уровень и наметить, к чему стоит стремиться. Наверняка, руководители хоров все между собой обсудили. Что же касается публики, то Рыбинску, такому поющему и усиленно развивающемуся в этом направлении городу, давно нужен собственный профессиональный музыкальный критик. Будем ждать его появления.

Мне же под конец хотелось бы остановиться на наших главных фигурантах этого невероятногоСоколята2 хорового праздника – творческом объединении «Соколята» и его художественном руководителе Сергее Алексеевиче Шестерикове. 45 лет существует в городе культурный феномен, начало которому положили Валерий Алексеевич Тришин и Эльвина Михайловна Пентина. Сколько детей прошло эту школу творчества, развития, любви к искусству. Никто из них не потерялся в жизни. Абсолютное большинство вспоминает хор как самое яркое и значительное явление в своей биографии. И многие в любом возрасте не представляют своей жизни без пения. Как порадовали на концертах те «соколята», которые не прерывают занятия в хоре на протяжении уже 30 и более лет! Как приятно было отметить, что и те из выпускников хора, которые собрались только на 1-­2 репетиции перед фестивалем, поют по­-прежнему чисто, красиво, слаженно, как их и научили когда­-то.

Радует, что к хорам возвращаются, и довольно успешно, общеобразовательные школы.

Это уникальное явление – в городе, где нет даже среднего специального музыкального учреждения, создается и развивается, благодаря плеяде энтузиастов, авторская школа хорового искусства. Несомненно, что ведущую роль в этом на протяжении без малого тридцати лет играет Сергей Алексеевич Шестериков. Имя «Соколята» известно в стране и за рубежом не только как название творческого хорового объединения, но и как один из основных брендов Рыбинска.

Когда в одном концерте слышишь «соколят» и их сверстников из других коллективов, начинаешь понимать, что у Шестерикова и его коллег по объединению какая­-то своя, особая, методика развития певческого дара у детей и создания хорового сообщества, ведь на сцене самые обычные ребята, пришедшие в хор только потому, что они живут в этом микрорайоне и учатся в гимназии № 18 имени В.Г. Соколова.

Конечно, это не только мое мнение. Так или иначе, его высказывают многие хоровики из других городов. Ценят Шестерикова во Всероссийском хоровом обществе, приглашают за тридевять земель проводить мастер­-классы. Он имеет непосредственное отношение к тысячеголосому Детскому хору России.

И только в самом Рыбинске это явление – «Соколята» и их руководитель – не оценено в полной мере. В подтверждение этой мысли можно привести множество фактов. Но вот хотя бы один: у идейного вдохновителя и мотора такой махины, как фестиваль, прошедший уже в десятый раз(!), нет никакого звания.

Я прекрасно понимаю, сколько людей бывает задействовано в мероприятиях подобного уровня. И все­-таки главное лицо, как я обозначила его предложением выше, всегда одно.

Понимаю я и другое: самому Шестерикову звание ничего не добавит. У него и так всего в Шестериков Соколятаизбытке: знаний, таланта, энтузиазма, напора, идей, друзей и соратников. Звание, уж извините за прямолинейность, нужно городу для полновесности этого бренда – «Соколята».

А Шестериков научит правильно и красиво петь еще не одно поколение «соколят», поднимет на ноги весь город в преддверии еще не одного фестиваля. И на каждом концерте будет стремительно выходить к рампе, разговаривать и шутить со слушателями, чтобы в зале была добрая, сердечная, семейная атмосфера и каждый хотя бы на мгновение почувствовал: «Так вот что я больше всего люблю и чем горжусь в городе – оказывается, это хоровое пение!»

Сергей Шестериков: «О замечательном дирижере и человеке Владиславе Геннадьевиче Соколове можно говорить бесконечно. Мое знакомство с ним переросло в настоящую крепкую дружбу. Он всегда следит за творчеством рыбинских «Соколят», радовался нашим успехам. Уверен, что все его наследие – великолепный учебник для хоров разной степени мастерства, в его сочинениях есть материал для каждого, кто увлечен хоровым делом». 

Надежда БОРОДУЛИНА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 060



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


два + = 6

Описание картинки