3 марта в Саянских горах в Бурятии при сходе снежной лавины погиб Александр Игнатьев – двадцатидевятилетний преподаватель кафедры валеологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, руководитель студенческого туристического клуба «Робинзон», наш земляк-рыбинец.
День рождения в компании сорвиголов
В канун Нового года Александр приехал на побывку к родителям в Рыбинск. Погостил дома, как всегда, проездом – на этот раз по дороге на Урал. Там, в компании отчаянных ребят в турпоходе, он решил отметить 30 декабря день рождения (ему исполнялось 29 лет) и встретить Новый год. Такая у него была традиция – отмечать дни рождения в турпоходах. Родители, Владимир Юрьевич и Людмила Юрьевна, на него давно перестали обижаться. Что тут поделаешь, если сыну дым костра создает уют.
А какие планы у него были на грядущий год! Лишь только «пеплом несмелым подернулись угли костра» на Урале, а его уже «ждал ручей у янтарной сосны» в Абхазии. А потом трудный путь, опасный, как военная тропа, в Восточных Саянах. Туда шли десять самых отчаянных, самых закаленных туристов из Нижнего Новгорода. Александр Игнатьев шел с ними, чтобы подтвердить право ходить туристическими маршрутами четвертой категории сложности.
Откуда у него такая тяга к путешествиям?
– Сами удивляемся, – признается Владимир Юрьевич. – Когда Саша учился в школе, то не мечтал о путешествиях. Хотя, должен сказать, природу он с детства любил.
В квартире Игнатьевых я видел коллаж из фотографий. В семейной фотолетописи есть место для деревни возле поселка с чудесным названием Борок в Некоузском районе. Вот куда в детстве всей душой стремился Саша.
В деревне он сочетал приятное с полезным. Вместе с приятелем занимался посильным трудом в местном сельхозпредприятии. Никакой работы пацаны не чурались: заготавливали сено в рулонах, пасли коров. В тринадцать лет Саша научился мастерски щелкать пастушьим кнутом. Это пригодилось, когда случалось управлять испуганным стадом в грозу. Даже норовистый бык слушался настойчивого мальчишку. Так формировался характер Александра.
Вернулся из Европы влюбленным в Россию
Саша учился в пятом классе, когда родители заметили, что у него цепкая память. Он легко запоминал стихи. Семья Игнатьевых многодетная – четверо детей: Саша, Илья, Маша, Даниил. Раз Саша старший ребенок в семье, значит, он главный помощник. Стоит, бывало, моет посуду, а сам без запинки стихи рассказывает. Потом домашние дела он стал сочетать со штудированием английского языка. Школьных знаний показалось маловато, поэтому Саша стал ходить на занятия по изучению английского языка в учебный центр «Лингва-сервис».
Преподаватели «Лингва-сервиса» посоветовали ему после окончания школы поступить в Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова. Он советам внял – и в 2004 году стал студентом НГЛУ, а в 2010 году поступил там в аспирантуру.
В университете в качестве второго иностранного языка он изучал немецкий. Язык довел его до Германии. После окончания четвертого курса Александр взял академический отпуск, чтобы в течение года, что называется, вживую общаться с земляками Гете и Шиллера. Действительно, живенько получилось. Александр стал своим в немецкой многодетной семье, куда он попал в рамках программы международного межвузовского обмена. Там росли мальчишки-сорванцы мал мала меньше. И, представьте себе, Саша нашел с ними общий немецкий язык. Одновременно обучал детей говорить по-русски.
Шенгенская виза позволила ему объездить несколько европейских стран. На людей посмотрел, оценил европейские ценности. И вернулся домой убежденным патриотом: в Европе хорошо, а дома – лучше.
Робинзон без вредных привычек
Александр не пил, не курил. Спортом занимался. Мог марафон пробежать, на лыжах пройти десятки километров без отдыха, на байдарке проплыть восемь часов без устали. На коне проскакать.
Здоровый образ жизни был для Александра Игнатьева жизненным стержнем и предметом, который он в теории преподавал студентам на кафедре валеологии. На практике он требовал отказа от вредных привычек от робинзонов – ребят и девчат из студенческого клуба «Робинзон», который существует при Нижегородском государственном лингвистическом университете без малого 40 лет.
– У нас в походах был «сухой закон», я не видела, чтобы кто-то курил, – говорит убежденный робинзон Анастасия Козина.
Владимир Юрьевич и Людмила Юрьевна воспринимают Настю как родную.
Саша и Настя вместе ходили в походы. Прошлым летом на фоне несравнимой красоты природы и ледников Горного Алтая их романтические отношения переросли в любовь. Их любовь прошла закалку в течение шести недель похода по маршруту, близкому к четвертой категории сложности. Пять парней и пять девушек прошли 13 перевалов – от простых до очень сложных, поднимались на высоту трех с половиной тысяч метров. Из сорока дней непосредственно в горах «робинзоны» находились 28.
В этом походе девчонок донимала «горняшка»: высоко в горах из-за нехватки кислорода в воздухе кружилась голова, болел живот. Мальчишки легче переносили тяготы похода. Александр на высоте под три с половиной тысячи метров чувствовал себя комфортно. В его активе уже были Приэльбрусье и Тянь-Шань, где горы круче, а вершины выше, чем на Горном Алтае.
Саша взвалил на себя обязанности руководителя турклуба дополнительно к ноше преподавателя кафедры валеологии и нагрузке репетитора по русскому и двум иностранным языкам. Даже взявшись за кандидатскую диссертацию, он не перестал ездить, ходить, плыть и скакать верхом на коне за туманом и за запахом тайги.
Любил жизнь, надеясь на взаимность
Александр был готов к любым сюрпризам жизни. На одном из снимков в общежитской комнате везде его рюкзаки, а на кровати разложено альпинистское снаряжение. Дотошно проверял готовность туристов к походу. Он тщательно подбирал группу. Старался, чтобы парней и девушек было поровну. Это была своего рода профилактика конфликтов. Девочки эмоционально положительно влияли на парней. Те старались быть в их глазах сильными, ловкими, смелыми. У девчонок рюкзаки были весом меньше 20 килограммов, у парней – под 45. Во время похода, как правило, рюкзаки девчат становились легче, потому что парни часть их ноши брали на себя. Чтобы выбираться на природу в морозы, в распоряжении турклуба «Робинзон» есть большая палатка и печка, которая при 20-градусном морозе на улице позволяет поддерживать температуру плюс 25 градусов внутри.
Саша умел разруливать конфликтные ситуации. Когда он поступил в университет, то его соседом по общежитской комнате оказался старшекурсник Резван горячий кавказский парень, который поначалу пытался качать свои права. Саша начал заниматься кикбоксингом. После этого Резван и его друзья-кавказцы стали относиться к нему уважительно.
Он не повышал голос, если в походе кто-то давал маху. Александр предпочитал улаживать споры миром, а напряжение снимать шуткой. За плечами робинзонов, которых он вел за собой, были переходы через Горный Алтай, Уральские горы, Кавказ и Тянь-Шань. Любой конфликт мог иметь роковые последствия. Он добивался работы в одной связке.
Шли лавины одна за другой
Одним из атрибутов снаряжения Александра Игнатьева в дальних походах был спутниковый телефон. В случае необходимости он мог отправить сообщение об аварийной ситуации с указанием координат места нахождения специальному человеку в Нижний Новгород. Перед походом в Восточные Саяны он настроил технику таким образом, чтобы смс-сообщения поступали на мобильные телефоны отца и Насти.
3 марта в восьмом часу утра в Рыбинск на телефон Владимира Юрьевича пришло от Александра экстренное смс-сообщение об аварийной ситуации. Одновременно такое сообщение получила и Настя в Нижнем Новгороде. В тот момент они еще не знали, что не он отправил сообщение. За несколько минут до этого Александра Игнатьева накрыла лавина.
Этот поход в Восточные Саяны был для него не первый. Впервые тем же составом с тем же руководителем – Вениамином Потемкиным – десять нижегородских туристов-экстремалов были в Саянских горах в Бурятии в 2014 году. Выбранный ими маршрут «Тункинские источники» имел высшую категорию сложности. В начале марта там шли лавины одна за другой. Однако они сочли риск допустимым.
На перевал Аршанский туристы вышли около полудня по местному времени (в Рыбинске было 7 часов 40 минут). Впереди шел Вениамин Потемкин, за ним Александр Игнатьев. Их двоих и накрыла лавина. Остальные туристы не пострадали и бросились откапывать попавших в беду товарищей, предварительно сообщив об аварийной ситуации по спутниковой связи спасателям.
Вызволенный из снежного плена Потемкин пришел в себя и потом даже передвигался самостоятельно. Когда освободили из-под снега Игнатьева, он уже не дышал.
Сказка странствий Александра Игнатьева завершилась на малой родине. Он обрел вечный покой в Рыбинске на Южном кладбище. Проводить его в последний путь пришло много молодежи. Многие парни и девушки были в туристической экипировке. Это его робинзоны, которых он вел за собой. Некоторые из них приехали с маленькими детьми. Благодаря Саше в походах они обрели семейное счастье.
Александр СЫСОЕВ
Да-да, Сашка классно разруливал конфликтные ситуации с Резваном;) (он тоже был первокурсник, кстати, хотя на вид ему было лет так тридцать, но Сашу это, по-моему, не пугало))))
я жила в комнате напротив и была безумно рада, что у меня такой классный сосед и однокурсник… Вечная память тебе, Саша… Навсегда в наших сердцах!