Сумерки над рыбинским «Раскатом»

В 2006 году директор ЗАО «Раскат» Владимир Макаров на выставке дорожной техники в Ярославле, приуроченной к торжественному открытию автомобильного моста через Волгу, воспользовался возможностью рассказать президенту РФ Владимиру Путину о единственном в России предприятии, выпускающем дорожные катки. Остановившись у катка ДУ-82 производства рыбинского завода «Раскат», руководитель государства сказал: «Хорошая техника». Прошло 10 лет. На складах предприятия скопилось на 100 миллионов рублей готовой продукции. Но даже если на все эти дорожные машины нашелся бы покупатель, для «Раската» это было бы словно мертвому припарка. Общий долг предприятия достиг четырех миллиардов рублей. И если не случится чудо, уже нынешним летом уникальный рыбинский завод может окончательно закрыться.

Холод в цехах

В первых числах марта нынешнего года в редакции «Рыбинской недели» раздался тревожный телефонный звонок. Звонил один из работников рыбинского завода дорожных машин. С содроганием в голосе звонивший рассказал о том, что на предприятии отключили тепло. И те немногочисленные рабочие, которые все еще трудятся на «Раскате», теперь вынуждены работать в холодных цехах. Просил привлечь внимание общественности к происходящему на заводе.

За комментариями мы попытались обратиться к руководству предприятия. Мы звонили в заводоуправление целую неделю по несколько раз в день. Однако ни у директора «Раската», ни у его замов, ни у главного инженера так и не нашлось даже одной свободной минуты, чтобы ответить на наши вопросы. Причины мартовского похолодания в цехах «Раската» нам объяснили в компании «Газпром межрегионгаз Ярославль», по решению руководства которой были ограничены поставки газа в котельную рыбинского завода. Дело в том, что на начало марта общий долг предприятия за уже потребленный газ достиг 8 миллионов рублей. В прошлом году в похожей ситуации поставки газа на «Раскат» были приостановлены с 1 апреля. С основной частью долга за газ завод тогда расплатился только к октябрю. С 10 октября 2015 года поставки газа были возобновлены. С этой даты «Газпром межрегионгаз Ярославль» стал работать с «Раскатом» по гарантийным письмам. Указанные в письмах сроки оплаты были провалены. Это и стало причиной отключения с 1 марта 2016 года.

Помощь властей

Нельзя сказать, что власти региона оставили без внимания судьбу уникального рыбинского предприятия. Еще 10 февраля 2015 года губернатор Ярославской области Сергей Ястребов встретился с президентом «Независимой Ассоциации Машиностроителей России» Олегом Бариновым. В числе прочих проблем обсудили и ситуацию на «Раскате». Губернатор отметил, что продукция рыбинского предприятия сможет обеспечить рынок специальной техники. Особенно сейчас, когда в стране действует программа импортозамещения. Сергей Ястребов пообещал главному лоббисту российских машиностроителей, что правительство области будет помогать «Раскату» в расширении рынков сбыта, а также в нормализации режима работы и ликвидации задолженности по заработной плате.

Возможно, в начале прошлого года руководство региона все еще питало иллюзии, что ситуацию на «Раскате» можно нормализовать без каких­-либо экстраординарных мер. Когда губернатор встречался с Олегом Бариновым, близился летний сезон, когда спрос на продукцию «Раската» всегда возрастает. К началу весны 2015 года на предприятии возобновили работу три цеха по сборке машин. Однако к осени очередной сезонный всплеск продаж сменился традиционным для данного времени года провальным периодом. Несмотря на то, что в феврале 2016 года на «Раскате» был выпущен юбилейный 1400­-й вибрационный каток ДУ-­84, решением Арбитражного суда на заводе к этому времени уже было введено внешнее наблюдение.

Конкурсный управляющий Андрей Мазур был назначен на «Раскат» судебным решением от 14 января нынешнего года. Этим же решением сроком до 7 июня 2016 года на предприятии введена процедура внешнего наблюдения.

В настоящее время конкурсный управляющий проводит анализ финансово­-хозяйственной деятельности должника. До лета он также должен сформировать реестр требований кредиторов. До настоящего времени этот список не завершен, так как в Арбитражном суде Ярославской области пока рассмотрены не все требования кредиторов к «Раскату». Однако о примерных цифрах задолженности завода уже можно смело говорить. Общий долг «Раската» достиг 4 миллиардов рублей. То есть сопоставим с годовым бюджетом целого Рыбинска! Основным кредитором завода при этом является ПАО «Сбербанк», долг которому сегодня приближается к 3 миллиардам 600 миллионам рублей. Примечательно, что общее количество оставшихся на заводе работников сегодня не превышает 300 человек! С этими людьми руководство предприятия на сегодняшний день рассчиталось только за январь.

Туманные перспективы

Что же ожидает в ближайшее время «Раскат»?

— Вариантов вывода промышленного предприятия из кризиса несколько, ­ рассказал «РН» конкурсный управляющий Андрей Мазур. ­ По мнению кредиторов, «Раскату» необходим новый собственник, который сможет восстановить предприятие и соответственно восстановить его платежеспособность.
В настоящее время изучаются как вариант введение на «Раскате» внешнего управления, так и возможность запуска конкурсного производства, когда весь заводской комплекс будет продан, но хозяйственная деятельность при этом будет сохранена.

По мнению Андрея Мазура, «Раскат» сегодня имеет потенциал к выходу из сложившейся ситуации. В России немало дорог, которые предстоит построить и отремонтировать. По этой причине продукция предприятия может быть востребована.

— Пока сохраняется квалифицированный персонал, у «Раската» все еще есть будущее. Не по-хозяйски терять предприятие, выпускающее дорожную технику, пока действующие в России дороги пребывают в таком плачевном состоянии. Естественно, потенциальный собственник вынужден будет провести глубокую модернизацию. При наличии политической воли руководства региона совместно с кредиторами решение проблем с заводом должно быть найдено. Иначе мы никогда не победим одну из самых главных российских бед, -­ подчеркнул Андрей Мазур.

Судьба «Раската» будет решена 7 июня 2016 года. Именно на эту дату назначено очередное заседание Арбитражного суда. По какому сценарию будет в дальнейшем развиваться ситуация на заводе, будут решать его кредиторы. И в их числе самый весомый голос у «Сбербанка», которому принадлежит девять десятых всех долгов «Раската». При этом не стоит забывать, что цели у кредиторов всегда одни – добиться возврата долгов.

Путин нам поможет

14 марта 2016 года Ярославль вновь посетил президент России Владимир Путин. На этот раз он прибыл в наш областной центр, чтобы провести совещание, посвященное безопасности дорожного движения. Воспользовавшись моментом, бывший сотрудник рыбинского завода дорожных машин, а позднее секретарь рыбинского городского комитета КПСС Роберт Соловьев передал в адрес президента письмо с просьбой о помощи. В числе других писем жителей области обращение Роберта Соловьева было передано Владимиру Путину.

В письме Роберт Вениаминович напомнил Путину о теплых словах в адрес продукции «Раската», сказанных им в Ярославле 10 лет назад.

«В свое время вы хвалили нашу продукцию, ­ написал Соловьев. ­ Сейчас, когда говорят об импортозамещении, наш завод банкротят. Просим вмешаться в ситуацию и помочь спасти столь необходимое стране предприятие!»

Случится ли чудо? Услышит ли президент мольбу о помощи со стороны рыбинца Роберта Соловьева? Об этом мы узнаем через пару месяцев.

Александр ЕФРЕМОВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 717



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


− два = 3

Описание картинки