Знаете ли вы, что одним из первых российских водолазов был рыбинец?

5 мая 1882 году по высочайшему Указу императора Александра III в Кронштадте была основана водолазная школа. Одним из первых отечественных водолазов стал уроженец Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии Василий Смирнов.

По учетно-справочным материалам Российского государственного архива ВМФ Василий Николаевич Смирнов, крестьянин деревни Павлово Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии, 7 марта 1877 года рождения, служил на броненосце «Генерал-адмирал Апраксин» старшим водолазом. В сложной ледовой обстановке в ноябре 1899-го — апреле 1900 года он участвовал в его спасении.

Броненосец был заложен на верфи Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге 20 мая 1895 года.  4 августа 1899 года, окончив испытания, вышел из Кронштадта в Балтийское море. И на четвертом месяце службы с новейшим кораблем случилась беда.

13 ноября 1899 года в условиях шторма и метели вне видимости островов и маяков броненосец выскочил на отмель возле острова Гогланд. Попытка снять корабль с мели полным задним ходом не удалась, а через час в носовой кочегарке броненосца стала быстро прибывать вода. Корабль накренился до 10 градусов на левый борт и на волнении сильно бился днищем о грунт. Командир приказал свезти команду на остров, откуда моряков доставили в Кронштадт.

К спасению броненосца привлекли несколько кораблей Балтфлота, пароход «Могучий», а также пароходы «Метеор» и «Гелиос» частного Ревельского спасательного общества. Опасности разрушения корпуса броненосца льдами удалось избежать с помощью ледокола «Ермак».

Решающую роль в спасении корабля сыграли военные водолазы — выпускники Кронштадтской школы морского ведомства. И среди них  наш земляк Василий Смирнов.

Водолазы обследовали под водой корпус корабля и обнаружили, что броненосец буквально влез в груду камней. Вершина огромного камня и 8-тонный гранитный валун застряли в корпусе корабля, образовав пробоину площадью около 27 кв. метров. Три других камня произвели меньшие по размерам разрушения днища. Всего корабль принял более 700 тонн воды, которую нельзя было откачать без заделки пробоин.

Назначенный в конце января 1900 года руководителем спасательных работ командующий учебным артиллерийским отрядом контр-адмирал Зиновий Рожественский принял оригинальное решение по спасению броненосца. Он привлек к работе Бюро исследования почвы горного инженера Воислава. Руководствуясь сведениями, полученными от водолазов, специалисты этого бюро станками, оснащенными алмазными бурами, высверлили шурфы в гранитных камнях, на которых сидел броненосец. Взрывы динамита в шурфах разрушили камни без вреда для корабля.

11 апреля 1900 года при помощи ледокола «Ермак» броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» сдвинулся с места и к вечеру, используя собственные машины, отошел на 12 метров от каменной гряды. 13 апреля по проложенному «Ермаком» во льду каналу броненосец перешел в гавань у Гогланда.

6 мая 1900 года броненосец прибыл в Кронштадт, где был поставлен в док на ремонт. Василий Смирнов участвовал в ремонте броненосца.

В составе экипажа корабля наш земляк участвовал в Цусимском сражении с японской эскадрой в мае 1905 года. Командир броненосца, несмотря на возможность дальнейшего сопротивления, приказал спустить российский флаг и сдаться японцам. В архивной справке сказано: «До освобождения из японского плена и возвращения в Россию В. Н. Смирнов содержался в лагере военнопленных в городе Кумамото». После освобождения из плена он вернулся домой в деревню Павлово.

В 1957 году русский моряк, один из первых российских водолазов Василий Смирнов упокоился на кладбище села Спас-Ухра Рыбинского района. По инициативе рыбинского краеведа Евгения Балагурова осенью 2006 года на его могиле был установлен обелиск с памятной табличкой.

Александр СЫСОЕВ

На снимках: Василий Смирнов (стоит справа) с флотскими товарищами; Василий Смирнов (стоит слева от водолаза) на ремонтных работах в доке

Фото из архива семьи Смирновых

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 700



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Описание картинки