Знаете ли вы, что у рыбинского вокзала есть питерский братец

25 ноября 2014 года в Рыбинске под звуки духового оркестра был торжественно открыт после реставрации железнодорожный вокзал – одна из достопримечательностей нашего города. Его исторический облик сегодня соответствует авторскому оригиналу. Реконструкция позволила совместить железнодорожный вокзал с автовокзалом и благоустроить привокзальную площадь.

Говорят, что Рыбинск – Петербурга уголок. Наш железнодорожный вокзал – тому подтверждение. Его автор Сима Минаш в качестве гражданского инженера участвовал в сооружении здания Витебского (Царскосельского) вокзала в Санкт-Петербурге, построенного в 1904 году в стиле модерн по проекту академика архитектуры С.А. Бржозовского. В проекте заложена непривычная для того времени архитектура, включающая лепнину, множество малых архитектурных форм и обилие металла – кованые решетки, витые чугунные лестницы и т.д. Вокзал изначально был богато художественно украшен.

Этот же подход Сима Минаш уже в качестве архитектора проявил при строительстве железнодорожного вокзала, который открылся в Рыбинске в 1905 году. До этого поезда принимал деревянный вокзал работы архитектора К.К. Рахау с похожим на теремок центральным зданием с часами. В начале ХХ века этот вокзал сгорел.

Витебский вокзал в Петербурге — братец вокзала в Рыбинске

Как и в ансамбле Царскосельского вокзала в Питере, доминантой вокзального здания, построенного в Рыбинске по проекту архитектора С.И. Минаша, стала высокая башня с часами, имеющая эффектный живописный силуэт. При окраске был использован тот же желтовато-сероватый цвет. В качестве декора и там и здесь использованы античные мотивы и рельефы хищных птиц. Вот и получается, что столичный Витебский и провинциальный рыбинский железнодорожные вокзалы, пусть не близнецы, но все-таки братья.

Здание железнодорожного вокзала на протяжении целого столетия являлось парадным подъездом Рыбинска. Но со временем, рассыпаясь на глазах у горожан и гостей, оно стало позором города. Его пытались реставрировать в 90-е годы прошлого века. Но лучше бы этого не делали. Увлеклись восточными мотивами, исказив, к возмущению краеведов и архитекторов, оригинальный замысел автора.

О реконструкции рыбинского вокзала ярославский губернатор Анатолий Лисицын и начальник «Северной железной дороги» – филиала ОАО «РЖД» Василий Билоха договорились в мае 2005 года. Но минуло шесть лет, прежде чем договоренность получила реальное воплощение. А пока суд да дело, в качестве альтернативы с осени 2008 года билетные кассы и зал ожидания размещались в производственно-бытовом корпусе дирекции по обслуживанию пассажиров – до завершения реконструкции исторического здания вокзала.

Начало работ по реконструкции ускорило письмо депутатов Муниципального Совета Рыбинска, которое было направлено в июне 2010 года президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину. В ходе состоявшегося летом того же года визита в Ярославль Владимир Якунин подтвердил обязательства «Российских железных дорог» в отношении железнодорожного вокзала в Рыбинске.

В ноябре 2011 года между правительством Ярославской области, администрацией Рыбинска и ОАО «РЖД» было подписано трехстороннее соглашение по реконструкции рыбинского вокзала с общей суммой затрат 500 млн. рублей. Но в ходе восстановительных работ, а они включили в себя также реконструкцию привокзальной площади за счет средств городского бюджета, было потрачено свыше 1 млрд. рублей: около 904 млн. на здание вокзала и свыше 112 млн. рублей – на привокзальную площадь.

Не зря миллиард потратили. Здорово получилось – шик, блеск, красота! Архитектор Сима Минаш был бы доволен. А чтобы он был доволен, постаралась Наталья Гончарова – архитектор-реставратор I категории, под контролем которой проходили все этапы реконструкции памятника гражданской архитектуры.

Заново сооружен дебаркадер, о красоте которого можно судить по старым фотографиям. В 60-е годы в связи с заменой паровозов на тепловозы, более габаритные по высоте, дебаркадер железнодорожного вокзала разобрали. Кстати, в 1991 году крытый перрон был временно восстановлен во время съемок в Рыбинске режиссером Марленом Хуциевым эпизодов художественного фильма «Бесконечность».

Пассажирам крытый перрон по душе, так как он защищает от снега и дождя. Новацией стали железнодорожные кассы в зале ожидания и туалет в цокольном этаже, смонтированы пандусы и тактильная разметка для инвалидов. Вместо привокзального ресторана в левом крыле здания теперь автовокзал с залом ожидания и билетными кассами. Оттуда автономный выход к перрону для посадки в автобусы.

Мемориальных досок на фасадах поубавилось. Памятная доска в честь боевых и трудовых подвигов рыбинских железнодорожников осталась, а доски в память о рыбинских революционерах и о визите в 1935 году в Рыбинск всесоюзного старосты М.И. Калинина не восстановили. Святыней железнодорожного вокзала стала икона Николая Чудотворца, который, помимо всего прочего, является покровителем путников.

Александр Сысоев, фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1 324
СМОТРЕТЬ ВСЕ


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • Близнец есть в Новороссийске...

КОММЕНТАРИИ К НОВОСТИ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Описание картинки