Знаете ли вы о легендах рыбинских шлюзов?

17 мая 1941 года через рыбинский шлюз прошли первые речные суда – так началась работа Рыбинского гидроузла с его легендами и реалиями.

Можно сотни раз проходить рыбинский шлюз, и всякий раз испытываешь восторг от водной феерии шлюзования…

Массивные створки ворот нижнего бьефа медленно раскрылись, пропуская теплоход «Московский-7» в шлюзовую камеру. Длина корпуса судна до 60 метров, значит, впритык в шлюзовой камере, чья длина около 300 метров, а ширина 30 метров, поместятся пять «Московских» (в два ряда – десяток), или тройка круизных теплоходов, или парочка танкеров типа «река-море», или флотилия яхт.

После того, как 200-тонные створки ворот сомкнулись, в камере забурлила вода. Прошло семь с половиной минут – и теплоход поднялся в шлюзовой камере на 18 метров – вровень с верхним бьефом, т.е. на уровень Рыбинского водохранилища.

Пока ворота закрывались, на одной из створок стоял человек. Это – судопропускник. Начальник вахты из средней шлюзовой башни, где находится пульт управления, контролирует процесс шлюзования с помощью радиосвязи, переговариваясь с капитанами судов, и по приборам в автоматическом режиме. Судопропускник всё видит сам: как разместилось судно в шлюзовой камере, нет ли утечки нефтепродуктов, а главное, правильно ли закрылись ворота: перекос недопустим – напор воды в камере на ворота составляет – 8800 тонн! Обо всем он докладывает по рации начальнику вахты.

Ворота верхнего бьефа представляют собой огромный металлический щит.

С помощью оригинального механизма, частью которого являются громадные цепи, щит уводится под воду и укладывается горизонтально. После того, как наш теплоход, шедший снизу, проследовал в водохранилище, а судно, следующее сверху, зашло в камеру, механизм вернул щит из глубины в вертикальное положение. Вода из шлюзовой камеры откачивается в водохранилище, и суда опускаются до уровня Волги.

Рыбинский шлюз состоит из двух одинаковых камер. Вода поступает в камеру из водохранилища по подземной галерее через донные отверстия, расположенные вдоль всей камеры. Камеры соединены друг с другом, и в случае синхронной работы перелив воды из одной в другую происходит по закону сообщающихся сосудов, что сокращает время шлюзования.

В начале навигации через Рыбинский шлюз проходят до 20 судов ежесуточно, в июле — августе – до 60 судов. За навигацию шлюз выполняет более 5000 шлюзований, пропуская около 10 тыс. единиц флота. Годовой грузопоток через рыбинские шлюзы составляет 10 млн. тонн, пассажиропоток – 300 тыс. пассажиров.

Шлюзы овеяны мифами…

По легенде в конце 30-х годов в котлован строящегося шлюза упали и были замурованы в бетоне несколько заключенных. И впрямь, на строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов использовался труд заключенных. К 1 января 1941 года их число в Волголаге было максимальным – свыше 80 тысяч человек. Смертность из-за непосильной работы, побоев и расстрелов за «саботаж» была высокой. Но допустить, чтобы зеки были забетонированы заживо, лагерные начальники не могли. За такое расходование человеческого материала их самих бы отправили в «расход».

Стену средней шлюзовой башни со стороны Волги украшает барельеф с челном Степана Разина. По легенде грозный атаман с ватагой доплыл по реке до наших мест. Но документального подтверждения тому нет.

На площадке-подиуме перед средней шлюзовой башней со стороны водохранилища должны были встать прославленные «Рабочий и колхозница» скульптора Веры Мухиной. Но строительство Рыбинского гидроузла еще не было завершено. Поэтому триумфаторов Всемирной выставки в Париже в 1937 года по возвращению домой временно установили возле ВДНХ (ныне ВВЦ) в Москве, где в итоге они обрели постоянную прописку.

Взамен их в 1953 году на дамбе рыбинских шлюзов была установлена монументальная композиция «Мать-Волга» – очерк в камне московских скульпторов Шапошникова и Малашкиной и архитектора Донских, а с 2016 года – бренд Рыбинска.

Скептики сомневаются в безопасности рыбинских гидросооружений спустя 77 лет их эксплуатации. Стоит опасаться?

«Расчетный срок службы сооружений Рыбинского гидроузла 100 лет. Это означает, что через сто лет эксплуатации надлежит сделать реконструкцию сооружения, и оно прослужит еще век», – сообщил профессор кафедры гидротехнических сооружений МГСУ Вячеслав Малаханов.

17 марта 2016 года приемочная комиссия Федерального агентства морского и речного транспорта приняла в эксплуатацию пусковой комплекс Рыбинского шлюза. В ходе реконструкции, которая проводится на гидроузле в рамках федеральной программы развития транспортной системы России с 2010 по 2020 год, на шлюзе были заменены клапанные затворы, ворота нижнего бьефа, заделаны трещины водопроводных галерей, отремонтированы причально-направляющие сооружения нижнего и верхнего бьефа правого и левого берегов, обновлены три дамбы, переустроено электроснабжение и наружное освещение гидроузла.

Тем не менее, бдительность терять не стоит…

Весной 2017 года из-за природного катаклизма – аномального паводка – на рыбинских шлюзах произошла авария. Сильным напором воды повредило одну из створок нижних рабочих ворот шлюза. Во время ЧП никто не пострадал, но камера вышла из строя.

На место оперативно прибыла ремонтная бригада, которая приступила к восстановительным работам только после осушения камеры. Всего  работали 53 специалиста, в том числе водолазы, стропальщики, механики и четыре единицы техники.

Пока устранялось повреждение шлюзовых ворот, в течение нескольких дней, начиная с 1 мая 2017 года, было приостановлено шлюзование судов. По этой причине судоходные компании и пассажирские суда выбились из расписания и начали менять круизные маршруты. На время ремонта пассажирам судов стали предлагать туристические экскурсии на автобусах.

Александр СЫСОЕВ

Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 2 611



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Описание картинки