Домой Культура Кукольный тандем

Кукольный тандем

0

Сегодня в нашей рубрике «Лица театра» необычные герои. В стенах Рыбинского театра кукол они не просто работают, они здесь рождаются и живут. Сегодня мы поговорим о том, как из чертежа на бумаге появляются куклы, которые становятся любимцами юной публики. А также о тех, кто причастен к их созданию.

И начнем мы с мастерской бутафоров, ведь именно здесь начинается самый важный процесс — рождение мишек и зайцев, принцесс и королей, солдат и цыганок.

Три девицы — бутафора

Самую большую по площади мастерскую в театре кукол занимает женский коллектив из трех рукодельниц. На их плечах огромная и ответственная работа — создание кукол и реквизита для спектаклей.

Художник-бутафор Галина Рогова — одна из профессионалов своего дела. В театр кукол она пришла в 1991 году, так сказать, осуществив свою мечту. После окончания Ярославского художественного училища о том, где хочет работать, женщина долго не раздумывала, целенаправленно пошла в театр кукол. Однако вакантного места в стенах учреждения культуры для выпускницы тогда не нашлось. Она устроилась на завод в бюро эстетики, но попыток попасть в театр не оставляла. Вновь попытать удачу решила после декрета. В этот раз она оказалась на ее стороне, и Галина стала членом творческой команды. Вспоминает, начинать было страшно:

— Когда я увидела, как бутафоры «скульптурят», если честно, пришла в ужас. Словно скульпторы из большого куска поролона они большими ножницами отсекали все лишнее, а затем формировали детали. У них получалось лихо. Я решила попробовать. Попросила кусок поролона и дома принялась за работу. Начала с простого — сделала шар. С каждым днем я узнавала что-то новое и училась. Учиться продолжаю и сейчас. От каждого нового художника мы стараемся взять все самое лучшее, потому то каждый привносит в нашу работу что-то новое и интересное.

Создание образов, чертежей кукол, декораций, реквизита, подбор материалов — все это задачи художника. Получив техническое задание, бутафоры приступают непосредственно к их изготовлению. Сегодня, наверное, уже не найдется такой техники создания кукол, в которой бы Галина и ее коллеги не попробовали свои силы.

— Сначала мы изготавливаем голову из папье-маше. Здесь есть своя технология. Если в детском саду и школах папье-маше делается поверх предмета, то мы делаем внутри оттиска. Вся толщина идет вовнутрь, и все мелочи, такие как рот, глаза, морщинки, хорошо проглядываются. Потом беремся за шкурки. Когда две половины лица идеально вышкурены, мы склеиваем их и заделываем шов, — рассказывает о технических нюансах бутафор Галина. — Далее эту голову отправляем художнику-конструктору, который делает для нее механику. После этого он отдает ее снова нам, и мы уже приступаем к работе над телом.

Так кукла путешествует из одной мастерской в другую на протяжении всего создания.

— Сейчас современные режиссеры и художники стали использовать новые материалы, например, утеплитель пеноплэкс. Куклы из этого материала мы изготавливали для одного из последних нашей спектаклей — «Федор Ушаков. Жизнь замечательных людей». У него есть свои особенности — куклы из него очень нежные и при падении материал продавливается. С ними нужно работать очень аккуратно, — рассказывает Галина.

Изготавливая куклу, бутафоры не забывают и о тех, кому придется с ней работать.

— Мы стараемся по возможности облегчить работу наших актеров. Понимаем, что вес некоторых кукол большой за счет поролона, папье-маше и механизма. Работать с такими куклами сорок минут тяжело. Поэтому там, где мы можем, конечно, стараемся облегчить, — говорит бутафор Галина.

Для каждого спектакля изготавливаются свой реквизит и герои. А те, кто уже отработал свое на сцене, отправляются на склады. Там они хранятся в специальных ящиках и упаковках с пометками о названии спектакля.

— Целостность спектакля — это работа художника. Если мы возьмем из разных спектаклей пусть даже маленький реквизит, получится сборная солянка. Практически во всех спектаклях есть метелки, но даже они отличаются друг от друга, — рассказывает Галина.

Сегодня в театре кукол живут и работают различные куклы — тростевые, планшетные, ростовые, марионетки.

— Сейчас восприятие детей очень изменилось, поэтому чтобы удивлять их, мы должны постоянно развиваться. Но в приоритете все же, я  считаю, для детей от двух до пяти лет остаются классические ширмовые спектакли с куклами. Малыши хотят видеть сказку, — рассказывает Галина. — Сейчас очень прогрессивные режиссеры и художники. Появились проекции, мультипликации, световое и музыкальное оборудование. Развивается театр и вместе с ним работа актеров. Изменились и куклы. В 90-е годы не было такого изобилия тканей и различных аксессуаров, как сейчас. Покупали обычный ситец и сами красили в разные оттенки, искали ткани в закромах и покупали «бабушкины панталоны» для обтяжки лица. Сейчас же огромное количество различной ткани и мехов на любой вкус и цвет.

Здесь куклы учатся шевелить ушами

Если в предыдущей мастерской бутафоры работают над обликом кукол, то Сергей Ерофеев — художник-конструктор — вселяет в них жизнь. Здесь куклы начинают шевелить руками, ногами, головой, у них появляется мимика.

— Мне всегда очень нравилось работать в столярной мастерской. Поменял много профессий, но понял, что хочу работать с деревом. Пришел в театр, когда он еще находился на Крестовой, с предложением делать декорации. Но попал на место механика по куклам. Мне предложили попробовать свои силы в этом направлении. А так как я всегда любил заниматься изготовлением мелких предметов и ремонтом, взялся, — рассказывает Сергей.

Так на протяжении 24 лет через мастерскую Сергея прошла не одна сотня кукол.

— Сначала художники-бутафоры делают голову из папье-маше и приносят мне. К ней я уже приделываю «скелет» куклы — руки, ноги, позвоночник. Продумываю механизм, чтобы двигалась голова, если надо — уши, глаза, то, что необходимо по сценарию режиссера. Потом опять отдаю бутафорам, которые наводят красоту, — рассказывает Сергей.

На изготовление куклы уходит около недели, в зависимости от сложности и размера.

Гардеробная для кукол

За красивые наряды в рыбинском театре отвечает Светлана Железнякова — художник-модельер театрального костюма. Из-под ее швейной машинки выходят костюмы не только для кукол, но и для актеров.

— Работы всегда много. На спектакль «Маленькая Баба Яга» я шила костюмы для 21 куклы. На кукол шить проще, потому что они молчат и не привередливы, — смеется женщина. — Главное знать, что делаешь и какой результат ты хочешь увидеть. Опять же многое зависит от требований художника. Он не всегда понимает, как может смотреться на сцене та или иная ткань. Особенно это касается мужчин. Но мы всегда стараемся найти компромиссы. И у нас все получается.

В работу театральной швеи входит создание не только нарядов, но и оформление декораций, кулис и «задника» сцены.

Алена Языкова

Предыдущая статьяХоккеисты из Рыбинска вступают в борьбу за «Золотую шайбу»
Следующая статьяВ Рыбинске на территории детского сада обнаружили подозрительный предмет

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.