История актера Щепкина

Единственная улица Рыбинска, название которой начинается с буквы «щ», расположена в Гагаринском микрорайоне. Названа она в честь актера XIX века Михаила Семеновича Щепкина, игравшего в Малом театре Москвы.

Михаил Семенович происходил из простой крепостной семьи. Отец его числился управляющим имениями графа Волькенштейна. Безусловно, статус Щепкина определял его будущую судьбу и трудовую деятельность. С другой стороны, не будь Михаил подневольным своего хозяина, неизвестно, как бы сложилась его актерская судьба. Однако обо всем по порядку.

Михаил Щепкин родился в 1788 году в селе Красное Курской губернии. С малых лет он смотрел спектакли крепостного театра. Когда мальчику исполнилось 12 лет, появилась возможность самому побывать актером. В любительском театре Судженского уездного училища, где на тот момент учился Михаил Щепкин, он и сыграл свою первую роль — слугу в комедии Александра Сумарокова «Вздорщица». Летом Щепкин стал участником крепостного театра своего графа.

Следующим местом учебы Щепкина стало Курское губернское училище, и оно также, хоть и косвенно, позволило молодому человеку приблизиться к театру. Находясь в Курске, Михаил неоднократно бывал в театре братьев Барсовых и однажды успешно заменил одного из актеров в спектакле «Зоа» по пьесе французского драматурга Мерсье. Произошло это событие, когда Щепкину было 17 лет, с тех пор он стал профессиональным актером театра Барсовых. Первые роли Михаил исполнял на провинциальных подмостках, выступал, в частности, в Полтаве, Туле.

Знаменательным стал для Щепкина 1822 год. Во-первых, Михаил Семенович с семьей получил долгожданную вольную, которую ждал и за которую боролся в течение четырех лет. Не последнее место в деле освобождения молодого актера заняли его коллеги и зрители. Во-вторых, в том же году Михаил Щепкин дебютировал на сцене Малого театра, ставшего ему местом работы, творческой реализации и вторым домом до последних дней жизни. Неслучайно Малый театр называют еще «Домом Щепкина».

Дружба, интерес к театральному делу и рабочие отношения связывали Михаила Семеновича с классиками русской литературы Грибоедовым, Пушкиным, Тургеневым, Гоголем. Он был не просто актером, исполнявшим роли в спектаклях по их пьесам, он подавал идеи к появлению этих пьес, отстаивал произведения перед цензорами.

Отличительная черта актера Щепкина заключалась в умении показать узнаваемых, понятных, взятых из самой жизни персонажей. Не случайно Михаила Щепкина почитают как зачинателя такого творческого метода, как критический реализм в русском театре. Писатель Александр Герцен говорил, что Щепкин создал правду на русской сцене, первым стал «нетеатрален» в театре.

Михаил Щепкин положил начало новым сценическим традициям, благотворно повлиявшим на развитие Малого театра. На принципах его работы базируется система актерского творчества, созданная театральным режиссером Станиславским. Последователями Щепкина стали именитые актеры Петербурга и провинциальных театров. Собственную систему взглядов на актерское искусство Михаил Семенович сформулировал в оставленных дневниках, письмах-воспоминаниях, а также в разговорах со своими учениками. Две его дочери тоже стали актрисами.

Умер Щепкин на 75-ом году жизни в Ялте, куда отправился, чтобы поправить здоровье. Но и там, будучи больным, продолжал выступать на сцене. Последним, что прочитал великий актер на публике, в Алупкинском дворце, был отрывок из гоголевских «Мертвых душ».

Пять интересных фактов о Михаиле Щепкине:

— Его отец был камердинером графа, а мать — камеристкой графини.

— Будущего актера и его семью выкупили у владельца за 8 тысяч рублей. В то время на эти деньги можно было организовать целый театр.

— По рекомендациям Щепкина Гоголь внес правки в комедию «Ревизор».

— Пушкин предложил актеру освоить и литературное творчество, и подарил ему тетрадь, где собственноручно написал: «Я родился в Курской губернии, в селе Красном Обоянского уезда, что на речке Пенке». Пожелание актер выполнил, выпустив книгу «Записки актера Щепкина».

— Щепкин был известен также и как непревзойденный рассказчик. Специалисты считают, что он стоит у истоков русского художественного чтения.

Елена БОЙКОВА

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 0



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.