Домой Культура Хлебный город

Хлебный город

0

Издавна Рыбинск славился как основной перевалочный пункт на Верхней Волге. Одним из важнейших грузов, перевозимых по воде, было зерно. Поэтому стало закономерным строительство в нашем городе масштабного зернохранилища — элеватора. Крупное, строгое серое здание, расположившееся на берегу Волги, дало название небольшой одноименной улице в микрорайоне Ягутка и двум улицам — 1-ой и 2-ой Элеваторной — в Копаеве. Об истории рыбинского элеватора расскажем в этой статье.

Первопроходец

Местечко, где находится рыбинский элеватор, еще в XVIII веке использовалось под хлебные склады. Положение было весьма удачным: неподалеку речной порт, позже рядом появилась железнодорожная ветка со станцией «Рыбинск-товарный». Этот же район для строительства своей мукомольной мельницы приметил столичный купец Иван Васильевич Галунов.

— Галунов родом из Санкт-Петербурга, был крупнейшим промышленником северной столицы. В нашем городе он устроил мукомольное дело, построил мельницу и поставил управляющим своего старшего сына, Андрея Ивановича, — рассказывает заместитель директора по экспозиционной деятельности Рыбинского музея-заповедника Оксана Гожалимова. — Интересно, что работники мельницы Галунова были людьми организованными, целеустремленными, борющимися за свои права. Когда в городе происходили забастовки, они одними из первых выдвигали требования и добивались своего.

Купец Андрей Галунов закрепил за собой славу новатора в рабочих делах. Например, он первый в Рыбинске провел на свое предприятие и в стоявшие поблизости дома сотрудников электричество.

Фундамент мельницы заложили в 1881 году. Строительство велось на передовом для того времени уровне: монтировались вальцевые станки Миллера, изобретенные русским крупчатником Графовым, в качестве двигательной силы использовали паровую машину мощностью около 1400 лошадиных сил. После окончания строительства на мельницу пригласили специалистов из Нижнего Новгорода и среднего Поволжья.
В 1895 году его мельница работала непрерывно, перерабатывая за сутки 4800 пудов зерна, что равняется 78600 килограммам. Кстати, его кирпичная мельница, построенная взамен сгоревшей в конце XIX века, сохранилась за современным элеватором до сих пор.

О финансовом состоянии Андрея Галунова можно было судить по тому факту, что его сын Иван Галунов ездил на первом в Петербурге автомобиле.

В 1890 году в помощь своему хлебному делу он организовал буксирное пароходство. Оно состояло из трех пароходов, служебного баркаса с тепловым двигателем и до 15 непаровых судов. В то время капитал Галунова составлял 5 миллионов 600 тысяч рублей.

В 1914 году купцы Галуновы начинают строить пристройку пятиэтажного корпуса для ржаной муки и надстройку одного этажа для слесарной мастерской. И в этом же году пакгауз на рельсах под железной крышей на участке земли при имении Верзилово.

Лучший в Европе

Традиции рыбинских купцов, прославивших Рыбинск в том числе и как хлебный город, продолжила советская власть. В 1934 году на месте мельницы Галунова начато строительство крупнейшего в Европе элеватора. Хранилище сдано в эксплуатацию уже через три года, его емкость составила 108 тысяч тонн, и в нем одновременно можно было держать зерно нескольких сортов. Во времена СССР запасы госзерна хранились именно в Рыбинске.

В 1951 году продолжился процесс технического переоснащения завода. Тогда были введены в строй турбонасосная станция и водный причал с пневматическим устройством выгрузки зерна из теплоходов.

Интересные факты о рыбинском элеваторе привел в своей книге «Рыбинск» Михаил Рапов. Элеватор представляет собой силосный корпус, состоящий из ряда железобетонных цилиндров, в которых хранится зерно. Вплотную к корпусу стоит машинная башня элеватора, по высоте она превышает 12-этажный дом. Кроме непосредственно хранения, зерно здесь очищают от сора и сушат. На момент выхода книги, а это был 1968 год, рыбинский элеватор был перестроен и автоматизирован по последнему слову техники. Зерно больше не носят на своих спинах грузчики, как было в купеческие времена, функции доставки груза в хранилище выполняют турбонасосы. Внутри элеватора, дальше, на обработку, зерно движется по длинным лентам двух транспортеров. С человеком продукт «встречается» только на последнем этапе: упаковкой муки и крупы занимаются люди. На всех предыдущих стадиях обработка идет автоматически, а люди лишь следят за машинами.

Работа рыбинского элеватора не останавливается и сейчас. Рядом с ним расположились мельница, комбикормовый цех, хлебозавод. Кроме того, в округе выросло множество других производственных площадок. Район вокруг элеватора сохранил свое историческое предназначение — остался промышленной зоной.

Елена БОЙКОВА
Фото: Арсений Алешков

Предыдущая статьяВ Рыбинске прошло открытое первенство региона по теннису
Следующая статьяУчастники фестиваля «Ветер» спасли символ Рыбинска

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.