Хлебный город

Издавна Рыбинск славился как основной перевалочный пункт на Верхней Волге. Одним из важнейших грузов, перевозимых по воде, было зерно. Поэтому стало закономерным строительство в нашем городе масштабного зернохранилища — элеватора. Крупное, строгое серое здание, расположившееся на берегу Волги, дало название небольшой одноименной улице в микрорайоне Ягутка и двум улицам — 1-ой и 2-ой Элеваторной — в Копаеве. Об истории рыбинского элеватора расскажем в этой статье.

Первопроходец

Местечко, где находится рыбинский элеватор, еще в XVIII веке использовалось под хлебные склады. Положение было весьма удачным: неподалеку речной порт, позже рядом появилась железнодорожная ветка со станцией «Рыбинск-товарный». Этот же район для строительства своей мукомольной мельницы приметил столичный купец Иван Васильевич Галунов.

— Галунов родом из Санкт-Петербурга, был крупнейшим промышленником северной столицы. В нашем городе он устроил мукомольное дело, построил мельницу и поставил управляющим своего старшего сына, Андрея Ивановича, — рассказывает заместитель директора по экспозиционной деятельности Рыбинского музея-заповедника Оксана Гожалимова. — Интересно, что работники мельницы Галунова были людьми организованными, целеустремленными, борющимися за свои права. Когда в городе происходили забастовки, они одними из первых выдвигали требования и добивались своего.

Купец Андрей Галунов закрепил за собой славу новатора в рабочих делах. Например, он первый в Рыбинске провел на свое предприятие и в стоявшие поблизости дома сотрудников электричество.

Фундамент мельницы заложили в 1881 году. Строительство велось на передовом для того времени уровне: монтировались вальцевые станки Миллера, изобретенные русским крупчатником Графовым, в качестве двигательной силы использовали паровую машину мощностью около 1400 лошадиных сил. После окончания строительства на мельницу пригласили специалистов из Нижнего Новгорода и среднего Поволжья.
В 1895 году его мельница работала непрерывно, перерабатывая за сутки 4800 пудов зерна, что равняется 78600 килограммам. Кстати, его кирпичная мельница, построенная взамен сгоревшей в конце XIX века, сохранилась за современным элеватором до сих пор.

О финансовом состоянии Андрея Галунова можно было судить по тому факту, что его сын Иван Галунов ездил на первом в Петербурге автомобиле.

В 1890 году в помощь своему хлебному делу он организовал буксирное пароходство. Оно состояло из трех пароходов, служебного баркаса с тепловым двигателем и до 15 непаровых судов. В то время капитал Галунова составлял 5 миллионов 600 тысяч рублей.

В 1914 году купцы Галуновы начинают строить пристройку пятиэтажного корпуса для ржаной муки и надстройку одного этажа для слесарной мастерской. И в этом же году пакгауз на рельсах под железной крышей на участке земли при имении Верзилово.

Лучший в Европе

Традиции рыбинских купцов, прославивших Рыбинск в том числе и как хлебный город, продолжила советская власть. В 1934 году на месте мельницы Галунова начато строительство крупнейшего в Европе элеватора. Хранилище сдано в эксплуатацию уже через три года, его емкость составила 108 тысяч тонн, и в нем одновременно можно было держать зерно нескольких сортов. Во времена СССР запасы госзерна хранились именно в Рыбинске.

В 1951 году продолжился процесс технического переоснащения завода. Тогда были введены в строй турбонасосная станция и водный причал с пневматическим устройством выгрузки зерна из теплоходов.

Интересные факты о рыбинском элеваторе привел в своей книге «Рыбинск» Михаил Рапов. Элеватор представляет собой силосный корпус, состоящий из ряда железобетонных цилиндров, в которых хранится зерно. Вплотную к корпусу стоит машинная башня элеватора, по высоте она превышает 12-этажный дом. Кроме непосредственно хранения, зерно здесь очищают от сора и сушат. На момент выхода книги, а это был 1968 год, рыбинский элеватор был перестроен и автоматизирован по последнему слову техники. Зерно больше не носят на своих спинах грузчики, как было в купеческие времена, функции доставки груза в хранилище выполняют турбонасосы. Внутри элеватора, дальше, на обработку, зерно движется по длинным лентам двух транспортеров. С человеком продукт «встречается» только на последнем этапе: упаковкой муки и крупы занимаются люди. На всех предыдущих стадиях обработка идет автоматически, а люди лишь следят за машинами.

Работа рыбинского элеватора не останавливается и сейчас. Рядом с ним расположились мельница, комбикормовый цех, хлебозавод. Кроме того, в округе выросло множество других производственных площадок. Район вокруг элеватора сохранил свое историческое предназначение — остался промышленной зоной.

Елена БОЙКОВА
Фото: Арсений Алешков

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 1



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.