Домой Культура Полвека «Современника»

Полвека «Современника»

0

29 мая в киноклубе «Современник» завершился 50-й сезон. В этот день зрителям показали кинокартину Алексея Федорченко «Война Анны». За час до премьеры основатель клуба Борис Крейн рассказал корреспонденту «Рыбинской недели», как изменился киноклуб за это время, что любит смотреть он сам и есть ли шанс у фильма, который не нравится Борису Нехемьевичу, оказаться в афише «Современника».

Борис Крейн: «Мы отличаемся от обычного кинотеатра тем, что смотрим только

хорошие фильмы».

Полвека назад выпускник авиационного института Борис Крейн и его единомышленники объединились, чтобы смотреть самим и показывать другим интересные фильмы. Нет, в Рыбинске кино тогда не было дефицитом, но молодые люди интересовались теми фильмами, что не всегда находили отклик в сердцах широкой публики. Киноклубы тогда уже были популярны в столичных городах, а для Рыбинска «Современник» стал настоящим прорывом. Первое заседание прошло осенью 1969 года. Для него выбрали «Земляничную поляну» Ингмара Бергмана. Сценарий заседания тогда, 50 лет назад, был таким же, как и сейчас — представление фильма, его просмотр, а затем обсуждение.

Первые гости из киноиндустрии появились в «Современнике», когда он существовал почти 10 лет.

— За полгода до нашего юбилея мы узнали, что в принципе возможно приглашать мастеров к нам в гости. Я тогда поехал в Москву. Несколько дней жил у друзей и обзванивал всех, кто нам интересен, по справочнику Союза кинематографистов. И тогда удалось пригласить целую когорту киношников. К нам приехали киновед Марк Кушниров, режиссёр Марк Осепьян со своим «полочным» фильмом «Иванов катер», два лучших аниматора — Юрий Норштейн и Андрей Хржановский, двое актеров, взявшихся за режиссуру, — супруги Николай Бурляев и Наталья Бондарчук, — вспоминает Борис Крейн.

Так в «Современнике» формат заседаний, ограниченный просмотром фильмов, был дополнен общением с их авторами. Зрители такой формат оценили. И ценят до сих пор. Подводя итоги юбилейного сезона, Борис Крейн отмечает, что все идет неплохо.

— Сезон прошел довольно успешно, появились более молодые люди. И в целом больше стали ходить и на камерные заседания, и на публичные – с участием кинематографистов. В этом сезоне приезжали и документалисты, и авторы художественного кино. Все было сбалансировано, — рассказывает основатель «Современника». — В последнее время у нас преобладают именно новые фильмы, но я считаю, что классику тоже надо показывать. Но кино быстро устаревает, и хотя произведения, к примеру, 60-х годов сохраняют свою ценность, люди их уже хуже воспринимают. Так что в этом сезоне у нас были едва ли один или два фильма из прежних лет. В основном это новинки.

Из собственных открытий минувшего сезона Борис Крейн выделяет фильм Альфонсо Куарона «Рома» — жизненную, чувственную и эмоциональную историю одной мексиканской семьи.

— Его атмосфера вошла в меня, а я вошел в этот фильм. После его просмотра у зрителей возникли самые противоречивые оценки — кому-то фильм понравился, а кто-то назвал его неинтересным. Для меня же это лучший фильм минувшего сезона, — делится впечатлениями Борис Нехемьевич.

В целом выделять фильмы по жанровому разнообразию, временным рамкам и наличию в них именитых актеров Борис Крейн не любит.

— Я сформировался в 60-е годы, для меня это золотой век кино. Новая волна во Франции определила эстетику кинематографа того время. Сейчас, может быть, мы не видим того, что происходит. Вроде бы нет таких гениев, которые были в 20 веке, но появилось много интересных. Тогда было несколько кинематографических держав, сейчас интересные явления возникают в любой точке мира. Например, с прошлого года мы узнали, что у нас есть особая национальная киношкола якутского кино. В прошлом году они получили главный приз на московском фестивале. В прокат эти фильмы не дают. Они их делают для своей республики. Но очень хочется их увидеть, — говорит Борис Нехемьевич.

Собеседник признается, на экран «Современника» попадает не всегда то, что хотелось бы его основателю. Но влияние своего мнения на репертуар Борис Крейн не отрицает.

— Ну, а как же? В какой-то степени я ограничиваю наш репертуар своим вкусом. Бывает, что фильмы признанные, увенчанные лаврами, но если мне они не нравятся, то я чаще всего их не показываю. Я не могу предложить то, что не нравится. В отдельных случаях, когда это уже прославленный фильм, выдающееся имя, тогда я иду на компромисс, — рассказывает Борис Крейн.

За полувековую историю у «Современника» появились и авторы, которые стали своими. Они приезжают много раз, и с каждым годом их ждут в Рыбинске все больше.

— Одним из таких является Светлана Проскурина. В 1989 году она сняла свой, как она считает, лучший фильм в Рыбинске. У нас сложились «земляческие» отношения, и каждый свой новый фильм она привозит к нам. Надеюсь, что новый сезон не станет исключением, — признается мой собеседник.

Бывали в практике «Современника» случаи, когда режиссеры не проходили «фейсконтроль».

— Безусловно, такое бывает. Один раз нам предложил свой фильм дебютант, предоставив всю информацию, включая трейлер. В другой раз автор предложила встречу через агента, которая прислала полный фильм. Я посмотрел то и другое и решил, что это не для нас, — рассказывает Борис Нехемьевич.

Ну, а если уж режиссеры появляются на сцене «Современника», то обойти вопросы, которые интересуют зрителей, им просто так не удается. Как правило, общение после фильма проходит бурно и эмоционально.

— Я стараюсь, чтобы наши фильмы представляли сами авторы, правда, это удается не каждый раз. Даже, может быть, меньше, чем в половине случаев. Так люди получают возможность узнать о фильме из первых рук, а во-вторых, я снимаю с себя ответственность. Авторы рассказывают, как создавался фильм, какие мысли их посещали, и практически они излагают свою концепцию, — рассказывает Борис Нехемьевич.

Для тех, кто не может приехать, но очень хочет рассказать о своей работе, Борис Нехемьевич всегда находит выход. Так и в этот раз общение с автором картины Алексеем Федорченко состоялось в непривычном для киноклуба формате — по Skype. Для «Современника» это второй опыт виртуального общения.

Говоря о новом сезоне, Борис Нехемьевич признается, что загадывать так далеко он не может в силу того, что неизвестно когда выйдут в прокат новые фильмы, но то, что новый сезон будет полон приятных сюрпризов, не отрицает.

— Планы на будущий сезон просты — знакомить с лучшими фильмами нашего и мирового кино. Отмечать свой юбилей мы будем осенью, так как свою работу киноклуб начал именно осенью 1969 года. Будем выходить на второй полувек. Сейчас сложно строить планы, но у нас есть намерения, что мы хотели бы показать и с кем встретиться в эти юбилейные дни. Ведем разговоры с разными режиссерами, но пока окончательных ответов еще не получили. Также надеюсь, что приедут мои друзья-киноведы и коллеги по киноклубному делу из нашего региона, — рассказал о планах на новый сезон основатель клуба «Современник» Борис Крейн.

Стать членом киноклуба «Современник» могут рыбинцы, которым исполнилось 18 лет. Для этого необходимо заполнить анкету и прислать в клуб свое фото. По всем вопросам можно обратиться к Борису Крейну.

 

Предыдущая статьяВ ДТП под Рыбинском пострадали четыре человека
Следующая статьяВ Рыбинске разработали новый туристический маршрут

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.