Уж сколько раз твердили миру… Ладно, не миру, а Рыбинску и его жителям: «Опасайтесь мошенников и не верьте всему, что раздается из вашей телефонной трубки». Снова и снова люди попадаются на уловки мошенников. Но если раньше в сводку происшествий попадали в основном люди пенсионного возраста, то теперь жертвы злоумышленников заметно помолодели. Одно остается неизменным — они слишком поздно вспоминают о существовании полиции.
Сводка «с фронта»
Увы, но сообщения подобного рода появляются в сводках полиции едва ли не каждый день. Не верите, давайте заглянем на сайт регионального УМВД. 27 августа — жительница Ленинского района Ярославля отдала мошенникам 400 тысяч рублей, 26 августа — Заволжский район областного центра, сумма ущерба 270 тысяч, 25 августа — жительница Рыбинска лишилась более 500 тысяч рублей.
За предыдущие четыре дня в регионе зафиксировали семь случаев мошенничества. Жертвы потеряли от 10 до 700 тысяч рублей. И не нужно думать, что на уловки попадаются только представительницы слабого пола или пенсионеры. С честно заработанными рублями попрощались 27- и 37-летние мужчины, женщины в возрасте от 32 до 48 лет. Инженер, бухгалтер, менеджер, методист, оператор…
Задумайтесь, все это жители крупных городов, где информация о мошенниках доносится «из каждого утюга». Все они, услышав «Здравствуйте, я из службы безопасности банка», поверили, что с их карты «совершен несанкционированный перевод», ринулись выполнять инструкции звонившего и в результате лишались денег.
Счастливые примеры
— Я общалась с ними почти 50 минут — по очереди разговаривала с двумя вежливыми мужчинами по двум разным московским номерам, — рассказывает жительница Рыбинска Анастасия Смирнова, молодая и образованная мама двоих детей. — Меня подкупило то, что они обратились ко мне по имени и отчеству. Я не заметила, как в процессе разговора рассказала им все. И про то, что раньше уже попадалась на удочку мошенников, и про банковские карты свои. Я много раз читала про мошенников, которые представляются сотрудниками банка, и если бы они спросили цифры с оборотной стороны карты, я бы, конечно, не стала с ними общаться, но они ничего подобного не спрашивали. По их словам, чтобы предотвратить списание — с моей карты якобы пытались вывести деньги в другую страну, — нужно было установить специальную программу. И я разрешила. Осознание того, что я делаю что-то неправильное, пришло, когда телефон стал разряжаться, и я отнесла поставить его на зарядку. Я поняла, что мне озвучили сумму перевода больше, чем было у меня на карте. Потом выключила связь и сразу позвонила в банк.
Анастасии этот звонок обернулся перевыпуском банковских карт и сменой паролей. Не самая дорогая цена за общение с мошенниками.
Другую нашу собеседницу, Инну, звонок с похожего «московского номера» застал в магазине.
— Вежливый мужской голос спросил, знаю ли я, что с моей карты переводят сейчас средства, — рассказывает девушка. — Так как я много читала о мошенниках, то поняла, что это явно не банковский сотрудник. Хотя он обратился ко мне по имени и отчеству и даже назвал адрес, где я живу. Я сказала, что знаю о переводе, чем явно поставила собеседника в тупик. После секундной паузы он спросил, знаю ли я адресата. Я вновь ответила утвердительно. После этого он перестал быть таким вежливым, как в начале нашего разговора. Прозвучала фраза: «Хватит врать».
Завершился диалог с мошенником и вовсе угрозой с его стороны. Еще несколько минут назад вежливый собеседник пообещал оставить «ароматный подарок» на коврике у квартиры Инны. Сразу скажем, обещание он не выполнил.
Действуем по инструкции
Что делать, если вам поступил такой звонок «из службы безопасности банка» и сообщают о попытке несанкционированного списания денег, блокировке карты? В региональном УМВД отвечают:
— Нужно сразу же прекратить разговор, сказать, что сейчас вы не можете говорить. Срочноперезвонить в банк по тому номеру, который указан на вашей банковской карте или на сайте.
А еще лучше запомните, что сотрудники банков никогда не звонят клиентам и не спрашивают данные банковских карт и коды, связанные с картами клиентов, не требуют перевести денежные средства.
Тем более не стоит перезванивать на номера телефонов, указанных в сомнительных смс-сообщениях или во время телефонных разговоров с незнакомцами. Общение с сотрудниками финансовых учреждений должно происходить либо при личной встрече, либо по телефонам, указанным на банковской карте. Иначе говоря, есть сомнения — отправляйтесь в банк сами. Или наберите известный с детства номер – 02.
И еще несколько советов от полиции:
— помните, что злоумышленники могут подобрать похожие номера службы поддержки вашего банка либо с помощью специальной программы подменить номер телефона, с которого они звонят;
— не производите никаких действий с банковской картой по чужому указанию;
— ни в коем случае нельзя открывать ссылки, полученные с неизвестного номера в виде СМС, ММС, электронных писем, сообщений. Эти ссылки, вероятнее всего, приведут вас на зараженные ресурсы;
— никому не сообщайте PIN-код и CVV2-код карты (цифры с обратной стороны карты), а также срок ее действия и персональные данные владельца. Никогда не храните PIN-код рядом с банковской картой.