Как не разорить собственный бизнес?

Займы, кредиты, долги, приставы, суд — страшный сон, становящийся иногда реальностью для предпринимателей. И, как бы ни было грустно, такие истории сегодня не редкость. Нужно ли бояться кредитов, как расставить финансовые приоритеты и стоит ли залезать в долги, чтобы наладить бизнес. Обо всем этом говорим с генеральным директором компании «Мастер-Графикс» Дмитрием Сидельниковым.

То, что финансовая грамотность в России находится не на самом высоком уровне, сегодня ни для кого не секрет. Это подтверждают многочисленные исследования. К примеру, по результатам последнего, проведенного в рамках совместного проекта Минфина РФ и Всемирного банка в 2018 году, Россия занимает девятое место среди стран «большой двадцатки». Эксперты отмечают, индекс финансовой грамотности выше всего во Франции и Канаде, ниже — в Италии и Саудовской Аравии. Именно по этой причине «жизнь» бизнеса за границей более продолжительна.

В России же предприниматели очень часто вынуждены постигать науку ведения бизнеса на собственных ошибках и печальном опыте. И если для обычного гражданина финансовая безграмотность грозит лишь тем, что в кошельке не будет денег, то для предпринимателя такая ошибка может обернуться потерей бизнеса.

Кредит — целесообразно или нет?

— Для предпринимателя кредитование является неотъемлемым инструментом работы. Система не может развиваться за счет собственной энергии, поэтому, если мы хотим, чтобы из системы было получено больше, чем в ней есть, нужно в нее привнести. А это значит, ни одно предприятие не может развиваться за счет собственных средств. Именно поэтому часто предприниматели вынуждены брать кредит, чтобы расширить ассортимент и стать конкурентоспособным, — поясняет Дмитрий Сидельников. — Вариться в собственном соку — это очень долгий и, как правило, неконкурентный путь. Поэтому кредит — это целесообразно. Другое дело — как относиться к чужим деньгам.

Не мое — не жалко

К заемным деньгам надо относиться очень щепетильно, считает Дмитрий Сидельников. И всегда помнить поговорку: «Берешь чужие и на время, отдаешь свои и навсегда». Брать кредит под мечту, под ощущения, что все будет хорошо, — это прямой путь к разорению. Зато если у тебя есть четкое понимание действительности, трезвый расчет, понятный и проверенный практикой бизнес-план, то в кредите нет ничего страшного.

— Поясню, почему именно проверенный, — говорит Дмитрий. — К примеру, у предпринимателя есть магазин, в экономике которого он все понимает. Открыв еще один — аналогичный первому — в новом торговом центре, он уже примерно будет осознавать, сколько ему необходимо вложить денег в его развитие, сколько он будет приносить прибыли, как быстро окупится, какой будет поток клиентов. Соглашусь с тем, что в бизнесе никогда нельзя быть уверенным на 100%, но на 98%, я считаю, он должен это понимать. Ошибки возможны всегда, но, имея в голове четкую картину, их будет меньше.

К чему приводит оптимизм

Мы всегда хотим быть оптимистами, тем самым рискуя оказаться в неприятных ситуациях. Собеседник уверяет, что в настоящее время процент обманутых либо франчайзинговой компанией, либо какими-то недобросовестными поставщиками или просто нечистыми на руку людьми достаточно велик.

— К примеру, предприниматель продает какой-то товар в ограниченном количестве или ограниченному кругу людей. У него все хорошо, и он со временем решает расширяться. Поставщики его подталкивают к этому решению, говоря, что все получится. Предприниматель берет кредит, закупает большую партию, а по факту получается, что в больших объемах это никому не нужно. К примеру, продажа БАДов. Веря в «чудодейственные» способности препаратов, о которых ему рассказали, бизнесмен закупает партию. По факту получается, что долгожданного спроса он не получил, а кредит уже взят, и деньги придется возвращать, — говорит Дмитрий. — Вера в лучшее — это, конечно, хорошо, но подходить к этому стоит все же разумно. Проверка людей со стороны никогда не будет лишней.

Бизнес на двоих

Здесь все просто. Необходимо помнить одно правило: при любых негативных обстоятельствах отдавать кредит будет залогодатель.

— Рассмотрим простой пример. Два начинающих предпринимателя берут кредит, залогом выступает автомобиль одного из них. Дело не пошло, а деньги отдавать надо. Эту ношу на себя берет тот, у кого в залоге перед банком автомобиль. Поэтому не стоит себя подставлять, — предупреждает будущих коллег предприниматель.

Цепная реакция

— Все мы разные. Кто-то взял кредит, у него не получилось, и он успокоился. Кто-то взял новый, чтобы закрыть старый, и, возможно, это ему поможет. Но, как правило, в большинстве случаев это загоняет человека в огромные долги. Это жесткий опасный коктейль из безответственности и излишнего оптимизма. Можно провести аналогию с казино. Только в казино это происходит все очень быстро, а здесь растянуто во времени, иногда на годы, — говорит Дмитрий.

Перейдем к выводам. Итак, кредит является целесообразным поступком разумного предпринимателя. Чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо помнить, что это чужие деньги, и их придется вернуть. Иметь в голове соответствующий, четкий и продуманный план, как вы это сделаете. Разделять понятия реальность и мечты. Не подставлять себя в совместном бизнесе и определить для себя ту кредитную черту, переступив которую, наступят необратимые последствия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 79



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.