Бизнес-план — основа успешного дела

Главная идея бизнес-плана в любой сфере деятельности состоит в том, чтобы оформить сырую идею в пошаговый план действий. А именно, сколько предприниматель готов вложить денег в свое дело и где их возьмет, какой товар или услугу будет производить, сколько и каким образом найдет сотрудников, где закупит оборудование, расположит свой офис и что будет делать на случай, когда придется сказать «стоп». Сегодня поговорим о важности бизнес-плана для начинающего предпринимателя и основных ошибках в его составлении.

Правильный бизнес-план основывается на комплексном исследовании рынка:
— анализ конъюнктуры и емкости рынка, оценка рыночных тенденций;
— доля разных компаний на рынке, их возможности и перспективы;
— целевые сегменты, их особенности поведения и требования к продукту, уровень спроса;
— уровень цен и норма прибыли в отрасли;
— свободные ниши, в которых можно вести бизнес;
— конкуренты, их сильные и слабые стороны.

После того, как картина на лицо, можно приступать к составлению своего бизнес-плана.

— Период времени, на который разрабатывается бизнес-план, может быть самым разным, он зависит от специфики бизнеса и товара. Обычно план составляется на пять лет с дальнейшей корректировкой каждого года, — рассказывает бизнесмен Дмитрий Сидельников. — Чем больше компания работает с каким-то товаром, услугой, производством, тем больше у нее статистика за предыдущий период, соответственно, она точнее можно сделать прогноз на текущий. Тем не менее это все равно будет прогноз. Он может отличаться от действительности иногда очень сильно, поскольку мы живем в не стабильное время.

Стоит понимать, чем масштабнее бизнес, тем больше тонкостей, на которые надо обращать внимание в составлении бизнес-плана. В малом бизнесе все значительно проще.

— Сразу хочу отметить, если начинающий бизнесмен не может составить самостоятельно бизнес-план, то скорее всего он плохо знает эту сферу и ему не стоит открывать бизнес. По сути, здесь все достаточно просто. И если в крупном бизнесе требуется серьезный анализ рынка, то в данном случае, анализ рынка — это понимание человека, который собирается открыть свое дело, ситуации на рынке. Это может быть собственный опыт, когда человек некоторое время проработал в компании и знает ситуацию изнутри, — рассказывает Дмитрий. – В таком бизнес-плане заполняется всего две статьи расходов: стартовые деньги, которые он должен будет потратить, чтобы начать дело — это оборудование, приспособления, здание и операционные, куда входят зарплата сотрудников, счета за услуги ЖКХ, какие-то расходные материалы. Помимо этого, необходимо заложить определенный объем денег на первоначальный период, когда расходы уже начнутся, а прибыли еще нет.

Обратиться к профессионалам — еще один полезный шаг перед тем, как приступить к реализации своего бизнес-плана.

— Не стоит бояться проконсультироваться с людьми, которые занимаются этим же бизнесом. Как правило, в начинающих предпринимателях не видят конкурентов, поэтому идут на встречу, — считает Дмитрий.

Теперь поговорим про риски. Стоит быть готовым к тому, что они будут сопровождать бизнесмена как на начальной стадии, так и на протяжении всей предпринимательской деятельности.

— Посчитать сколько нужно вложить в оборудование, в закупку сырья, сколько людей будет в штате и какую зарплату они будут получать — не сложно, сложнее предположить сбыт. Именно здесь возникает проблема. И здесь человек либо справляется с этим и дотягивает до того уровня, который он заложил в свой бизнес-план, его дело идет в сторону развития, цифры укрупняются, и он закладывает какие-то новые статьи расходов на развитие и улучшение собственного материального благополучия, либо терпит поражение, — говорит Дмитрий.

Поговорим о том, почему второй вариант наиболее распространен в бизнесе. Основная ошибка начинающих предпринимателей заключается в том, что оборот, который он предполагает, носит оценочный характер, грубо говоря, он его придумал сам. Но не стоит забывать, что любой бизнес подвергается воздействию извне. Это могут быть как глобальные проблемы —политические, экономические, правовые, так и жизненные, начиная от неудачного расположения офис, неквалифицированных сотрудников, слабой рекламы, вплоть до пожара.

— Часто бывает, что реалии расходятся с предположениями в два-три раза. И предприниматель в надежде на лучший исход, потому что он оптимизм, вложил много денег или по другим причинам, работает без прибыли иногда несколько лет. Это классический пример, — отмечает Дмитрий. — К сожалению, это не всегда видно на глаз. Чаще не видно, и человек думает, что у него все хорошо, а он тем временем «проедает» свои первоначальные инвестиции, начинает брать в долг. Это тяжелая форма самообмана.

И здесь каждый предприниматель должен определить для себя точку безубыточности и продумать четкий план действия при разных сценариях развития событий.

— Человек должен определить для себя точку безубыточности и поставить конкретные сроки. После чего дать себе слово: если я за нее выхожу, я работаю два месяца или два года — это он должен принять для себя сам в зависимости от ситуации и финансовых возможностей, и закрываю бизнес. И он это должен сделать, — говорит Дмитрий.

Возвращаясь к составлению бизнес-плана, стоит отметить, что в нем обязательно должен быть пункт, где будут прописаны действия на такие случаи.

— Составить себе правильный план признания поражения — тяжело морально, и многие здесь страдают ложным оптимизмом. Но он должен быть. Предприниматель уже на стадии запуска бизнеса должен заранее продумать, кому он сможет продать оборудование, здание, и сколько сможет за это получить, в случае того, если не сможет «поднять» бизнес, — говорит Дмитрий. — При этом он должен понимать, что убыточный бизнес явно не будет пользоваться спросом, а все имущество придется продать за пол цены.

Подведем итоги:

— Бизнес-план – это структурированный документ, описывающий этапы развития компании, ее основные направления деятельности, ее стратегии и риски.
— Любая компания должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование.
— Не стоит быть оптимизмом при составлении бизнес-плана.
— Необходимо рассчитать точку безубыточности и вовремя сказать себе «стоп».
— Иметь четкий план действия на разные сценарии развития бизнеса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 0



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.