Домой Общество Побеждая время

Побеждая время

0

Вот уже несколько лет в селе Хопылево, где родился флотоводец Федор Ушаков, продолжаются реставрационные работы. Храм Богоявления-на-Острову многие годы находился в упадническом состоянии, сегодня архитекторы и реставраторы борются за его жизнь, не давая времени уничтожить многовековую историю.

Одной из главных ценностей святыни является живопись. Время ее не щадило больше остального. По оценкам экспертов, сейчас в храме сохранилось только 25% того, что было создано столетия назад. Мы пообщались с руководителем реставрационной группы Сергеем Завгородним, который рассказал о том, с какими трудностями приходится встречаться на пути восстановления храма.

Беспощадное время

Живопись в храме появилась с момента его создания. Однако во время работы святыни ее переписывали, меняли множество раз. От первоначального вида сейчас уже ничего не осталось. Стенопись находилась в крайне аварийном состоянии. Со временем, когда храм окончательно пришел в запустение, к человеческому фактору присоединился природный. Влага и холода сделали свое дело — часть живописи исчезла. Здание не отапливалось, его стены не могли хорошо просохнуть, поэтому история была утеряна. Грибок и плесень поселились в некогда востребованном храме и долгое время властвовала там. Реставраторам перед началом работ пришлось провести дезинфекцию помещения, чтобы не допустить распространения болезней и заражения людей.

— Жизнедеятельность этой «биологии» вызывала пигментацию красочного слоя живописи. Храм пришлось полностью дезинфицировать, чтобы прогнать эти опасные микроорганизмы, — отмечает реставратор.

Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться реставраторам, — материалы, которые использовали в то время. Живопись была выполнена в клеевой технике. И со временем под влиянием холодов и влаги клей высох и просто отошел от стен. Из этого вытекает следующая проблема — согласно правилам реставрации, специалисты не могут использовать современные, прочные и качественные материалы, которые могли бы значительно продлить жизнь живописи.

— Принцип реставрации заключается в том, что реставраторы должны работать тождественным материалом. То есть мы при воссоздании живописи должны использовать ту же самую технику и те же материалы, с которыми работал автор. В данном случае мы работаем с клеевой техникой, которая сама по себе недолговечна, — рассказывает Сергей Завгородний.

Еще одна причина, по которой реставраторы не могут использовать более прочные материалы — первоначальные материалы, не такие качественные как новые, могут разрушиться из-за разного химического состава. Поэтому сейчас в Хопылево занимаются укреплением того, что время пощадило.

— Оценив состояние живописи в храме, мы пришли к решению провести музеефикацию того, что есть. Мы не воссоздаем утраченные фрагменты, так как живопись сильно утрачена, а авторская техника не позволяет себя ретушировать. Мы не можем выровнять материалы с теми участками, которые могли бы воссоздать, — отмечает собеседник.

Музеефикация — направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности.

Объем работ

Научно-реставрационные работы проходят в несколько этапов. Первый — научно исследовательский. Перед тем, как приступить к производству работ, группа реставраторов сначала проводит визуальный осмотр всех объектов в различном свете — прямом и боковом. После этого проводится опись работ. Затем проходят лабораторные исследования материалов стенописи. Специалисты выясняют, какие материалы были использованы при создании живописи.

— Мы исследуем штукатурный и красочный слои. В храме Богоявления-на-Острову мы обошлись только этим, потому что никакого другого покрытия там не было, — поделился эксперт. — Также нам необходимо выяснить, сколько всего слоев покрытия. В разное время живопись обновляли. Сначала мы исследуем первоначальный авторский красочный слой, затем вторичные. Кроме этого нам также нужно узнать в каких техниках были выполнены эти слои.

После — составление задач и пробные работы. Если с первым аспектом этого этапа все понятно, то с пробными работами не все так просто. Реставраторы пробуют укрепить сохранившийся красочный слой, очистить поверхность от загрязнений, копоти, поздних записей. Также специалисты пытаются выделить методы, по которым автор создавал живопись.

— На основе этих пробных работ мы составляем методические рекомендации, которые являются «фундаментом» для будущей реставрации. Это все — только первый масштабный этап работы, — рассказывает Сергей Загородний. — Дальше — сама реставрация либо консервация объекта.

Необычные находки

Во время раскрытия слоев живописи реставраторы обнаружили просветительскую надпись, относящуюся примерно к 1841-1842 году. На ней были указаны имена доброхотный дателей, которые в свое время пожертвовали деньги на обновление иконостаса.

— К сожалению, не все имена и фамилии сохранились. Однако в архивных документах — приходских книгах — мы нашли подтверждение того, что эти люди действительно вносили свой вклад в развитие храма, — поделился реставратор. — Среди них не только купцы, но и обычные крестьяне, которые занимались строительством храма, а также прихожане. Только тогда они давали деньги не на реставрацию, а на ремонт иконостаса. Сам иконостас не сохранился. В более позднее время его перестроили.

Одно из имен — Василий Максимов. Судя по всем сохранившимся записям, он был одним из основных строителей. Благодаря ему было установлено ограждение вокруг храма, ныне потерянное. Также Василий Максимов жертвовал немалые суммы.

В этой надписи реставраторы также обнаружили имя свещеннослужителя Александра Неофитова. Большую часть своей жизни он посвятил храму Богоявления-на-Острову. Впервые в архивных записях святыни он упоминается в 1806 году, а последние разы — в 1842-м.

Последний этап — самый важный

Специалисты подготовили все необходимое для тонирования — нанесения специального защитного слоя. Это нужно для того, чтобы сохранить то, что пощадило время. Реставраторы хотят оставить авторское цветовое и композиционное решение.

— Утраты мы слегка скрываем, делаем их менее заметными. Но полностью их не восстанавливаем. В итоге мы получаем решение, которое полностью сохраняет автора и все то время, через которое прошла живопись. Мы представляем храм Богоявления-на-Острову не просто как памятник живописи, но и как памятник истории, затрагивая богоборческий период советского времени, который привел к нынешнему состоянию храма, — рассказывает Сергей Загородний.

По завершению реставрации специалисты выдадут рекомендации по сохранению живописи в храме. Если их не соблюдать, то остаток живописи, пусть и законсервированный, долго не простоит, а это значит, что многовековая история храма Богоявления-на-Острову будет окончательно утеряна.

Валентина Гундерина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.