Не просто куклы, а «Облачко в штанах»

Как сделать куклу из носка? Как оживить перчатку? И почему журналист однажды бросает учебу в Санкт-Петербурге, переезжает в Рыбинск и становится «Доктором кукольных наук»? Такими вопросами мы озадачили Анастасию Макарову, создательницу кукольного мира под названием «Облачко в штанах».

Это просто праздник какой-то!
— Это выглядело ужасно заманчиво — заниматься творчеством, да еще и зарабатывать на этом, — вспоминает Анастасия. — Настолько заманчиво, что я бросила в Петербурге почти законченную магистратуру по истории костюма, и мы всей семьей переехали в мой родной Рыбинск.
Он оказался для семейного театра центром мира, ведь отсюда так удобно выбираться на гастроли в пять соседних областей.
— По образованию и профессии я журналист, и никогда раньше не была связана с театром, а мой муж Кирилл учитель английского и со студенческих времен играл в КВН — признается Настя. — Сначала мы работали со сказкой, которую придумали и сделали наши друзья. А уже потом я написала свою сказку, мы смастерили кукол, и вместе с рыбинским композитором Женей Серовым сделали музыку. С тех пор я все глубже и глубже погружаюсь в пучину кукольного театра. Правда, профессионалом в общепринятом смысле я себя назвать не могу. У меня все построено на самообразовании, наблюдениях, интуиции и любви к детям.
Настя — человек очень разносторонний, и для кукловода это, наверное, полезно: для создания кукол и спектаклей требуются самые разнообразные навыки.
— Не знаю, хорошо это или плохо, когда много интересов, — размышляет Анастасия. — Не можешь сосредоточиться на одном и достичь совершенства. Я с детства писала стихи, но не могу назвать себя поэтом. Прыгала с парашютом, но не связала жизнь со спортом. Всегда шила и рукодельничала, но я точно не портниха — ненавижу монотонный труд. Что-то мне просто близко, например, йога. Что-то просто интересно, например, архитектура и космология. Некоторые вещи приходится изучить, потому что мои дети занимаются этим, или я их хочу чем-то удивить. Приходится самой во все погружаться. На самом деле, все или почти все мои интересы имеют какой-то общий центр.

Светлое будущее театра теней
На фоне светлой ширмы возникают призрачные декорации и живые персонажи. О театре теней слышали, наверное, все. Но многие ли видели?
— Первый раз мы попробовали театр теней в качестве эксперимента на каком-то мероприятии в ОКЦ года три назад. Мы сделали свою первую ширму и очень простых кукол из картона, чтобы показать и дать попробовать гостям праздника. Тогда многие спрашивали нас, где этому можно научиться, есть ли в городе какой-то кружок, — вспоминает Анастасия.
С тех пор Настя устраивала мастер-классы в Цехе развития и в школе на Судоверфи и, конечно, на семейных праздниках.
— Я знаю многих мам, практикующих дома театр теней: они устраивают шикарные постановки. Сделать ширму и вырезать кукол под силу каждому, многие просто боятся, что получится некрасиво, а бояться не надо. Тем более, что в интернете довольно много готовых шаблонов, — уверяет Настя.
В домашних условиях можно начать с простых кукол и декораций. Но в спектакле, который выносится на суд почтеннейшей публики, должны быть продуманы все детали: управление куклами, сценография, озвучка, свет, поэтому пока не появился большой теневой спектакль.
— Теневой театр — это целый мир, со множеством техник и разнообразными куклами, — продолжает Анастасия. — Можно делать подвижных персонажей, цветных, можно использовать природные материалы, экспериментировать со светом. Идей много — мало времени. Хочется сделать и то, и это. А изготовление кукол для теневого театра требует сосредоточенности и аккуратности.
Пока театр теней существует в формате домашних постановок и мастер-классов. Есть планы и детский кружок организовать.
— И не только по театру теней, — говорит Настя. — Мы с мужем планировали уже этой весной начать работу детского театра кукол, и попробовать театр на английском. Но теперь это придется отложить до осени. Если кому-то это интересно, можно узнать об этом на нашей страничке в ВК.

Добрый Карабас-Барабас
Делать кукол Настя научилась сама, находя в интернете способы конструирования механизмов и доверяя собственной интуиции. Для начала кукольнику требуется продумать, как будет выглядеть персонаж, какими будут глаза и рот, как будет осуществляться управление. Задумка воплощается в эскизе, подбирается подходящий материал. В большом театре эскиз рисует художник, а делают кукол и декорации самые разные мастера. В «Облачке» Настя и Кирилл — и кукловоды, и инженеры, и бутафоры. Кукол можно изготовить из чего угодно, но чаще всего Анастасия использует текстиль: его проще хранить и транспортировать. В арсенале театра есть куклы, сшитые из ткани, вязаные и войлочные — такие точно не помнутся и не разобьются.
— Кукол мы делаем исключительно для спектаклей, декоративные или интерьерные куклы мне неинтересны, — продолжает Настя. — Я считаю, что куклы должны работать. Но время от времени случается так, что мне становится любопытен сам процесс изготовления куклы — тогда я могу сделать, скажем, Петрушку, «оживить», понять, как он работает — и отдать детям. Я вообще люблю экспериментировать, вот сейчас делаю интересную куклу, у которой руками служат руки кукловода, очень интересная система. Чтобы набраться опыта и идей, смотрю очень много кукольных спектаклей и живых, и видео.


Самая простая кукла для изготовления дома и на мастер-классах — маппет, классическая «говорящая» кукла. Именно их вы могли видеть в «Маппет-шоу» Джима Хенсона.
— Маппеты я стала делать не так давно, — рассказывает Настя. — Очень весело создавать их вместе с детьми на мастер-классах.
Декорации к спектаклям Анастасия тоже делает сама, и они должны совпасть со стилистикой будущего представления. Настя признается, что это подчас бывает сложнее, чем изготовить куклу. И все-таки домашний театр способен создать любой из нас: требуется только немного терпения и позитива. А использовать можно что угодно.
— Современный театр кукол — очень свободный, — утверждает Настя. — Все пойдет в дело: одежда, ложки-вилки, пластиковые стаканчики, прищепки — главное, чтобы работала фантазия, и тогда в любую вещь можно вдохнуть жизнь.

Фигаро здесь, Фигаро там
Куклы Насти не часто дремлют в сундуках: их можно встретить на праздниках и городских мероприятиях. Театр всегда готов принять участие в благотворительных проектах. Вместе с Любой Мельниковой Настя затеяла в Рыбинске ОП-фесты — фестивали, помогающие продвигать идею осознанного потребления.
— Если Люба — экологический «движок» этого проекта, то я, видимо, культурологический. Мне нравится сама идея ОП-фестов и та обстановка, которая вокруг них создается, — рассказывает Настя.
После введения режима самоизоляции театру пришлось отменить несколько спектаклей, но «Облачко» и так не слишком активно выступает последнее время. А вот что действительно, огорчило Настю — отмена гастролей по Крыму.
Оказывается, кукольных чудес ждут и взрослые. Например, в рыбинском ПНИ.
— Наше общение с ПНИ началось с того, что мои друзья прислали мне пост небезызвестной Нюты Федермессер. В числе прочего, она рассказала, что интернату не хватает мероприятий. А мы на все благотворительные проекты всегда с радостью подписываемся. Я написала руководству ПНИ, мы познакомились с жителями интерната и дружим до сих пор. Приезжаем в ПНИ со спектаклями, да и просто поболтать.
Анастасия считает, что ей очень повезло в жизни: она всегда занималась лишь тем, что ей нравится.
— Журналистика, театр, работа с детьми — все это мое. Да, на что-то пока нет времени, приходится выбирать то, что финансово выгоднее в этот момент. И я мечтаю, чтобы все мои начинания переросли однажды в один большой проект и принесли кучу денег, — улыбается Настя.
А нам кажется, что свой золотой ключик Настя обязательно найдет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 0



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.