Уроки фотомагии

Уметь находить необыденное в городских пейзажах, ловить в кадр улыбки детей, дарить вечную жизнь преходящим мгновениям — не в этом ли заключается вполне реальная магия? А чародеи — вот они, рядом с нами, жаль, что сами редко попадают на фотоснимки. Сейчас почти каждый из нас считает себя фотографом, имея смартфон и посетив парочку вебинаров. Но фотография — это искусство, учиться которому нужно долго, и несколько советов от настоящих магистров вам, возможно, не помешают.

Она пишет светом

Татьяна Акимова — фотограф проекта «СуперГерои среди нас», созданного для того, чтобы особенные дети могли рассказать о себе.

— Меня пригласила Ирина Ревякина из Городской общественной организации женщин, — рассказывает Татьяна. — Они получили президентский грант на реализацию своего проекта, и моя задача была сделать фотопортреты особенных детей для книги «Истории СуперГероев». Работа с такими детьми ничем не отличается от фотосессий с обычными ребятами, но они произвели на меня огромное впечатление своими способностями. И я горжусь тем, что принимала участие в этом проекте. Они очень непосредственные дети, умеют радоваться простым вещам, и этому нам следует у них поучиться. Я бы назвала их детьми с безграничными возможностями. Например, взрослые часто сетуют на то, что у них нет возможности учиться. Но посмотрите на этих детей — они учатся постоянно! Мы часто цепляемся за мнимые приоритеты, а общение с такими детьми помогает понять, что не за тем мы гонимся.

Сам процесс фотографирования нравится Татьяне именно в значении этого слова: «пишу светом».

— Мне интересна и работа в студии, и на пленэре. В студии нравится работа со светом, всевозможные эффекты, которых можно добиться при помощи оборудования, например, снять силуэт, подчеркнуть контур. На пленэре свои преимущества — можно использовать вспышку и тоже получить интересный результат. Люблю снимать на фоне старинных особняков на улице Радищева или в Карякинском парке — здесь много деревьев, можно получить и контровый свет, и мягкий, можно расположиться в тени или на солнце.

Фотопрогулка становится все популярнее среди любителей удачных кадров.

— Мне разные направления в фотографии нравятся, но фото-прогулка — оптимальный вариант, на мой взгляд, — размышляет Татьяна. — Люди на улице, в парках, среди деревьев чувствуют себя естественно. Здесь важно все — освещение, время суток: скажем, днем, при ярком солнечном свете приходится выбирать тенистые уголки.

Внимательно наблюдая за своими моделями, подсказывая позы и движения, Татьяна привычно ловит в кадр удачные моменты. Но и подготовка к фотосессии важна: выбор места, одежда, аксессуары — чтобы все это соответствовало определенному образу.

Татьяна уверена, что правила, которым ее когда-то учили, работают и сейчас. И с теми, кто считает, что главное — это оригинальность замысла, Татьяна готова поспорить.

— Когда я начинала изучать фотографию, познакомилась с маститым фотожурналистом. «Учись на старых советских книжках, — сказал он мне. — Ничего нового еще не придумано». У тебя может быть прекрасный замысел, но лишние детали его испортят. Основы композиции одни и те же и в живописи, и в фотографии. Один из моих учителей говорил: «Деталь может убить, и деталь может вытащить». Ты можешь сделать великолепные кадры, но такие казусы, как дерево, растущее «из головы», или мусорка на заднем плане испортят все впечатление. Здесь приходится многое учитывать, скажем, специфику объектива. Но если лишние детали все же попадают в кадр, у нас есть фотошоп.

А главное, считает фотограф — верить в лучшее — тогда солнечные кадры получаются в любую погоду. Может быть, поэтому на всех свадьбах, которые снимает Татьяна, светит солнце.

В поисках «Страны чудес»

Для многих фотографов камера — это барьер, за который можно спрятаться и творить. Одни мастера охотно выдают свои секреты, другие оставляют тайны своей магической лаборатории «за кадром». Вячеслав Саблюков из тех, кто готов раскрывать процесс познания всем желающим, он порой и сам удивляется, когда вытаскивает очередного кролика из шляпы. Но как же это все захватывающе интересно.

К фотографии Вячеслав пришел самостоятельно.

— Фотоаппарат у меня был с детства, но тогда я к нему не проявлял интереса. Пришел к съемке уже в зрелом возрасте. Заинтересовала магия фотографии, стал разбираться в этом, купил зеркальный фотоаппарат, чтобы качество работ было выше. Со временем все глубже погружался в этот процесс, учился на мастер-классах у известных фотографов. У них и почерпнул много тонкостей, в том числе связанных с фотобизнесом. В этой сфере в России очень жесткая конкуренция: мало показать хороший результат, надо еще разбираться в маркетинге, чтобы тебя заметили.

Вячеслав часто бывает на различных мероприятиях, ведет репортажную съемку, участвует в благотворительных фотосессиях.

— Я люблю непосредственность на снимке, люблю подмечать интересные неожиданные моменты, ненаигранные эмоции. Давно снимаю в репортажном стиле и уже научился отбирать фото, которые можно показать, и те, которые показывать не стоит. Я люблю наблюдать за людьми с разных ракурсов. Мне интереснее не сидеть на одном месте, как режиссер, а перемещаться и ловить интересные кадры, — говорит фотограф.

На прогулках Вячеслав подмечает и фиксирует необыденные вещи.

— Вот сейчас так случилось, и больше этого не повторится. Именно это необычное стечение обстоятельств и надо зафиксировать. Но еще важна колористика, то есть не только расположение предметов в кадре, но и сочетание цветов. Мать-природа нам в этом помогает. И когда глаз «насмотрен» — ты это видишь. Но чтобы к этому умению прийти, требуется время.

Большинство фотографов проходит в своей работе один и тот же путь, считает Вячеслав.

— Начинают с пейзажей: сначала листочки, травинки, затем — поля, цветы, облака. Со временем приходят к серьезному портрету. Это наиболее сложный вид съемок, и ему нужно поучиться. Для меня портретные фото всегда были вершиной в работе фотографа.

Есть у Славы странные фотографии, им место в Музее Энди Уорхола. А может быть, они могли бы стать театральными декорациями. Например, обычный уличный колодец фотографу удалось превратить в таинственную кроличью нору из сказки Кэрролла.

— Фотошоп я использую в обязательном порядке, и не только для таких «сказочных» фотографий. Многие фотографы считают, что снимок должен быть максимально естественным. Да, я согласен — изначально так и должно быть. Ты делаешь все возможное, чтобы передать на снимке весь эффект от состояния в данный момент. Но когда смотрим вживую — половина процессов мозга занята совсем другими вещами — мы слышим, ощущаем запахи. А камера не фиксирует запахи и звуки, она делает плоскую блеклую картинку. И вот фотошоп дополняет, заменяет эти ощущения. Мы можем добавить насыщенность, прорисовать объем.

И тогда зритель услышит плеск волн и детский смех, почувствует терпкий запах осенних листьев. Вячеслав умеет найти и удержать все это, а нам остается только впитывать глазами каждый новый кадр  и удивляться: да они же звучат!

Ольга Габеева: под прицелом объектива

Страница ярославского фотографа Ольги Габеевой — настоящий праздник для глаз: ромашки, подсолнухи и улыбающиеся лица детей и родителей, в обрамлении цветов они просто лучатся счастьем.

— Я всегда любила фотографировать! — говорит Ольга. — А с рождением дочки страсть к фотографии только усилилась. Моя Лиза с первых дней живет под прицелом объектива, и многие мои девчачьи проекты появились на свет именно благодаря ей. Детям не нужно учиться позировать, они очень естественные. Конечно, тем, кто часто фотографируется, проще. Сейчас Лизе шесть лет, и она уже выбирает, хочет или нет сфотографироваться в том или ином образе. Но чаще всего мы с ней все-таки договариваемся, и съемки воплощаются.

Лиза готова позировать и в веночках среди цветущих деревьев, и в военной форме для конкурса к 9 Мая. И сама готова взять в руки камеру и запечатлеть маму — поэтому у Ольги нет недостатка в собственных фото, как это иногда бывает у фотографов.

Ольга предпочитает устраивать фотосессии на природе, особенно летом.

— Не понимаю, почему люди идут в студию летом! Природа столь неповторима: парки, леса, поля. Такое разнообразие красок и локаций, — считает фотограф.

Поэтому на столь модные фотопрогулки Ольга этим летом приглашала своих моделей в ромашковые поля.

— Конечно, всегда приходится учитывать предпочтение заказчика — героя съемки. Возможно, у него есть место, где он хочет погулять. Сама люблю набережную, ходим туда на прогулки всей семьей.

Репортажная съемка — довольно сложный вид фотографии.

— Да, это сложно, если приходится снимать большую группу людей, — подтверждает Ольга. — Каждый человек за секунды столько выдает эмоций, что порой сложно все поймать в кадр. Особенно дети.

Тем не менее, маленьких непосед Ольга снимает очень часто.

— Дети уникальны! Главное найти с ними общий язык. Это могут быть разговоры о садике или школе, о творчестве, о том, что интересно ребенку. Но бывают, конечно, дети стеснительные, которые за время съемки могут всего пару слов сказать, — рассказывает Ольга.

Но на фото Ольги все они  очаровательные, улыбчивые, озорные и такие счастливые! Может быть, и здесь все дело в особой магии, которой владеет фотограф?

 

Наталья Сидельникова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 0



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.