Полувековая преданность

В День учителя мы привыкли говорить о педагогах, которые нас учат в школе, — классных руководителях и предметниках. Несомненно, они заслуживают нашего внимания. Но в этот светлый праздник мы незаслуженно забываем о тех, кто учит нас прекрасному, — учителях музыки. И сегодня мы расскажем вам об Ирине Александровне Никулушкиной, которая помогает детям освоить фортепиано в музыкальной школе № 7.

От «до» до «си»

Героиней нашей статьи этого преподавателя мы выбрали не случайно. Совсем недавно она получила Почетную грамоту губернатора Ярославской области за большой вклад в развитие культуры. Но самое главное то, что Ирина Александровна более 60 лет посвятила музыке, а в январе этого года отметила свой 70-летний юбилей.

Ей было всего 6,5 лет, когда она пошла в музыкальную школу № 1 имени Чайковского. За это нынешний преподаватель благодарит своих родителей.

— Любовь к музыке прививают ребенку в его семье. Мой папа играл на гитаре, а мама очень красиво пела. Поэтому еще с детства я училась музыке. Я даже занималась танцами, — вспоминает сегодня Ирина Александровна.

Как правило, все родители, чувствуя, что их ребенок ритмично танцует или правильно поет, сразу отдают в кружки. Но в то время, когда талант просыпался у нашей собеседницы, в городе была только одна музыкальная школа.

— У меня были три педагога. Первая преподавательница — Вера Добрянская — проработала здесь всего два года, а потом уехала к себе на родину в Артемовск. Потом я училась у Нины Федоровны Петровой, которая долгое время была завучем той школы. Но моим главным учителем, буквально связавшим всю мою жизнь с музыкой, стала Мария Челищева, — рассказывает педагог.

Ирина Александровна вспоминает, что в то время Челищевой было около 76 лет. Попасть к ней на обучение — значит иметь очень хорошие задатки музыканта, так как отбор в классы Марии Луарсабовны был очень строгим.

— Любой преподаватель любит, чтобы каждое выступление тщательно готовилось. Она выбирала интересный и разнообразный репертуар — Мендельсон, Чайковский. Она старалась давать мелодичные и техничные композиции, чтобы всячески развивать ученика. При этом сама Мария Челищева не была просто преподавателем. Она играла, выступала на всевозможных концертах — перед родителями в школе, перед сеансами в кинотеатрах. Это оказало на меня большое влияние, — поделилась Ирина Никулушкина.

После музыкальной школы Ирина Александровна отправилась покорять музыкальное училище имени Собинова в Ярославле. Успешно окончив его, она решила не останавливаться на достигнутом и покорить самое главное образовательное учреждение в сфере музыки — академию имени Гнесиных.

В конце концов, преподаватель вернулась в Рыбинск. Здесь она начинала работать в «Авиаторе», но не просто учителем музыки, а еще и концертмейстером в вокальном кружке и в академическом хоре. На концертах, которые часто устраивал либо сам ДК, либо завод, Ирина Никулушкина не просто аккомпанировала другим, но и выступала сольно.

Такая практика, считает Ирина Александровна, позволяет сохранить форму и умение владеть инструментов.

— Жизнь привела меня к тому, чтобы я играла, — отмечает собеседница.

За долгие годы учебы и работы она не охладела к музыке. О том, что такое профессиональное выгорание, Ирина Никулушкина может только догадываться. Преданность к музыке и фортепиано сохранилась благодаря тому, что преподаватель имеет множество хобби — вышивка, вязание, бальные танцы.

Продожает учиться она и сейчас. Ирина Александровна вовсю постигает компьютерную технику. Это продиктовано и современными условиями, и собственными желаниями и интересом.

А в свободное время — дача. Там грядки, овощи и цветы.

— Очень люблю розы. В этом году они у меня зацвели. Так и с учениками — долго работаешь с ними, а потом они расцветают и радуют не только меня, но и всех вокруг, — замечает преподаватель.

Об учениках и трудностях

Если сравнивать учеников сегодняшних и тех, что были лет 30 назад, с уверенностью можно сказать, что прошлое поколение ответственнее подходило к образовательному процессу. На это влияют множество факторов, но в большей степени — родители.

Современные реалии таковы, что в большинстве случаев у детей просто не остается времени на нормальную подготовку к занятиям.

— Сейчас очень много кружков и секций, куда можно отдать ребенка. И родители хотят, чтобы их чадо попробовало себя во всем. Каждый день у него по несколько занятий, не учитывая обычную школу. Ребенок вымотан и из-за разнообразия просто не может сконцетрироваться на чем-то одном. Даже на занятиях я часто вижу, что ученик просто устал, — отмечает Ирина Александровна.

Бывает и такое, что ребенку просто неинтересно занятие само по себе. И это совершенно нормально. Преподаватель считает, что не все должны любить играть. Главно — любить и уметь наслаждаться музыкой. Но родители заставляют ходить ребенка в музыкальную школу, порой воплощая свои несбывшиеся мечты.

— Кто-то продолжает заниматься музыкой, кто-то не прикасается к музыкальному инструменту после выпускного. И я никого не виню. Тут дело такое — сердце либо лежит к музыке, либо нет, — считает преподаватель.

Есть и такие ученики, которые по-настоящему влюблены в музыку. Гордость Ирины Александровны — Владимир Иванов. Еще подростком он заслужил губернаторскую стипендию, потом с отличием окончил училище имени Собинова. Сейчас по стопам педагога он покоряет Гнесинку.

— Очень способный и талантливый мальчик. Он покорил не только родную страну. Он становится призером и победителем иностранных конкурсов, поэтому его хорошо знают и за границей. Очень горжусь Вовой и собой, что смогла привить ему такую любовь к фортепиано, — отмечает преподаватель.

Учить детей трудно. Специального образования недостаточно. Самое главное в этом деле — опыт. Невозможно подобрать или создать программу обучения, которая будет подходить всем. Музыка — не урок математики, где достаточно подставить формулу, чтобы получить ответ. Музыка — долгие часы упорной работы не только с инструментом, но и над собой.

— У каких-то детей хорошо развита музыкальность, у других чувство такта. Но хорошая игра складывается благодаря их совокупности, поэтому приходится с каждым заниматься отдельно. Даже если я дам один репертуар всем ученикам, на выходе я получу разную музыку. Здесь нужно чувствовать, что у ребенка развито больше, а потом уже подбирать произведение для него, — рассказывает Ирина Александровна.

Молодые педагоги часто совершают эту ошибку — начинают работать по специальной программе, которая для всех одна независимо от того, подходит она детям или нет. В таком случае преподаватели получают ожидаемый результат — его отсутствие.

Еще с большими трудностями не только Ирина Александровна, но и все педагоги столкнулись этой весной.

— Ну как я могу учить ребенка игре на фортепиано через компьютер? Что он поймет глядя не на инструмент, а в экран? Можно дать какие-то основы, но нормальной работы здесь не получится. Да ладно, если просто ноты учить. Я не могу видеть, как именно ребенок играет, как он жмет на клавиши. Но ведь еще и не у всех есть дома фортепиано, — ругается преподаватель.

Пандемия очень сильно сказалась на обучении в музыкальной школе. После отмены ограничений, связанных с коронавирусом, детям пришлось заново проходить уроки, которые должны были пройти еще весной.

Так или иначе, с трудностями или без Ирина Александровна вот уже 50 лет посвящает себя работе с детьми в музыкальной школе.

Евгения Постовалова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 0



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

другие новости недели