Домой Культура Как пожаловал к нам «Сталкер»

Как пожаловал к нам «Сталкер»

0

На днях в Общественно-культурном центре завершилась благотворительная акция «Сталкера» — Международного фестиваля фильмов о правах человека. Учрежденный в 1995 году Гильдией кинорежиссеров во главе с Марленом Хуциевым, он начинался на пике гласности, демократизации, обращения к гуманитарным ценностям. Эхо уникального в своем роде кинофестиваля, проходящего в столице ежегодно в декабре, разносится затем по регионам.

Нынче осенью, пренебрегая самоизоляцией, наши киноманы «отметились» на фестивалях дважды. В начале октября делегат киноклуба «Современник» Иван Спиридонов участвовал в работе 42-го Московского МКФ в составе общественного жюри Федерации киноклубов.

— С утра до ночи, — рассказывает Иван, — приходилось носить маску и перчатки, но программа не разочаровала. Залы заполнялись лишь на треть, «люди в черном» бдительно следили за соблюдением режима. Мне как члену жюри надлежало посмотреть всю конкурсную программу, посетить пресс-конференции и задать авторам возникшие у меня вопросы. Очень понравились выступления Андрея Кончаловского и Александра Прошкина. Относительно конкурса, надо сказать, мое мнение во многом совпало с предпочтениями основного жюри, присудившего главный приз фильму «Блокадный дневник». С его режиссером Андреем Зайцевым удалось договориться о встрече в нашем киноклубе. Подобных договоренностей достигли и с другими конкурсантами. Даже у Кончаловского, к которому запретили приближаться после брифинга, я спросил в ходе общей беседы, можно ли будет увидеть его на родине предков. На что он ответил: «Наверное, можно…»

Тем временем «Сталкер» сам пришел к рыбинцам, стартовав — с подачи своего генерального продюсера Игоря Степанова — программой документальных фильмов. За пять дней зрители увидели восемь неигровых кинолент, поднимавших такие проблемы, как память о жертвах сталинских репрессий, боль матерей, у которых бывшие мужья крадут детей, лечение детской наркомании, борьба за спорт для инвалидов, поиск пропавших людей, сегодняшние тревоги и надежды крымчан… В этой череде особое внимание привлекли два фильма о творцах, идущих собственным путем, вопреки официальным установкам: «Юра-музыкант», о Юрии Шевчуке, и «Кулаков великого предела» — о советском художнике Михаиле Кулакове (1933-2015), получившем громкое признание после отъезда в Италию.

Открывая показ художественных фильмов, президент Гильдии режиссёров, уже знакомый нам Вадим Абдрашитов представил военный боевик К. Белевича и Ю. Ильина «Семь пар нечистых». И, будучи руководителем студии «АРК-фильм», поведал о массе препятствий, грозивших сорвать проект: от переделки сценария, написанного по повести В. Каверина, до утраты главного объекта съемок — боевого корабля — и замены постановщика. Потом, отвечая на вопрос, заданный ему как профессору ВГИКа, объяснил падение уровня отечественной режиссуры тем, что запрещено бесплатно обучать профессии людей, имеющих любое высшее образование и житейский опыт.

Всего же в эти дни было показано пять больших игровых картин; презентовали их в основном режиссеры и лишь одну — актриса. Встреча с ней, талантливой и обаятельной Надеждой Гореловой, пожалуй, оказалась самой впечатляющей, равно как и «Простой карандаш», драма на грани трагедии, где она сыграла главную роль. Ее Антонина, художница из Питера, приехав в некий городок при карандашной фабрике и став учительницей рисования, вступает в схватку с местным хулиганом, который держит в страхе всю округу. Актриса столь органична на экране, что кажется не актрисой, а человеком «из жизни». Она признается: «Наташа Назарова (режиссер-сценаристка) писала сценарий, ориентируясь на меня». В рамках школьной темы фильм затрагивает жгучие проблемы криминального произвола, гражданского сопротивления, личной ответственности. Не есть ли это — в широком смысле — метафора всей нынешней России?

Тем более претендует на обобщение монодрама «Керосин», тяготеющая к притче. «Это ж надо, — негодует автор, прежде узбекский, а ныне российский драматург и режиссер Юсуп Разыков, — в нефтедобывающей стране не достать керосина для лампы!» На протяжении 77 минут он держит в кадре старую одинокую женщину. Одна во всей дерене, она обитает не столько в своей избе, сколько в сновидениях, встречая там давно почившего супруга. Рассчитанный на 85-летнюю Елену Сусанину из Волковского театра и снятый в нашей Ярославской области, увенчанный кучей призов и премий, фильм вызвал противоречивую реакцию.

Впрочем… «Это не навсегда» — так утешительно гласит название последней из фестивальных картин. Ее сюжет соединяет трогательные, порой печальные истории четырех воспитанников детдома, где каждый мечтают об одном: найти свою семью. «Мы с Аленой, — говорит Евгения Яцкина (Алена Рубинштейн — ее соавтор), — опирались на реальные жизненные истории». Если взрослые актеры Стеклова, Мохов, Лапшина играют вполне достойно, то маленькие исполнители просто бесподобны: они живут жизнью своих героев. Неподдельно искреннее, взволнованное киноповествование встретило единодушное сочувствие аудитории. На прощание директор ОКЦ Алена Иванова поблагодарила гостей и вручила им памятные подарки.

Борис Крейн

Фото Ивана Спиридонова

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.