Домой Образование «Дебют» рыбинского преподавателя

«Дебют» рыбинского преподавателя

0

В Ярославской области прошел региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства молодых специалистов сферы образования «Педагогический дебют». В этот раз финалистами конкурса стали шесть человек, в том числе и Анастасия Ефимова, учительница русского языка и литературы рыбинской школы № 27, имеющая свой, особый подход к обучению детей.

Профессия как совокупность случайностей и осознанного выбора

Анастасия Ефимова учит детей уже четвертый год. Встала на дорогу преподавателя она не сразу. Еще во время своей учебы в школе в городе Котлас Архангельской области она проявляла интерес к прозе и стихам, пробуя себя в писательском искусстве, а потом и в журналистике. Некоторые материалы Анастасии публиковала городская молодежная газета.

Уже только поступив в ЯГПУ на педагогический факультет и пройдя первую практику в качестве учителя, Анастасия поняла, что сфера образования стала ей гораздо ближе, нежели журналистика.

— Даже на педагогическом факультете я долго сомневалась в своем выборе, думала, что может быть, позже пройду какие-нибудь курсы журналистики, но так получилось, что мне дали возможность пройти практику в своей родной школе в Котласе, — рассказывает Анастасия. — И я попала к своей учительнице русского языка и литературы. А в школьные годы все ученики были влюблены в ее стиль преподавания, человек поистине «горел» своим делом. И увидев этот «огонь» со стороны преподавателя, много беседуя с ней, я поняла, что у нее получилось передать это учительское рвение и мне.

После окончания университета Анастасия вместе с мужем Романом, который также является учителем русского языка и литературы, переехала в его родной город Рыбинск. Здесь она устроилась в школу №27. Энергии и простора фантазии в усовершенствовании образовательного процесса молодой учительнице не занимать — Анастасия стремится придать урокам творческий подход, благодаря которому дети лучше усваивают. Как пример, педагог использует способы визуализации правил русского языка посредством достаточно модной среди молодежи «хуманизации», то есть одушевления или «очеловечивания» изначально не относящихся к человеку понятий.

— Для того чтобы детям было интереснее узнать части речи русского языка, их можно нарисовать. Например, ученикам шестого класса на уроке было сложно найти второстепенные члены предложения. И тогда мы придумали и нарисовали персонажей: «Босс»  — обстоятельство, который знает «где, куда, откуда и как», его друг дополнение и «художник» — определение, — говорит Анастасия. — И ребята запомнили это по разным признакам, например, что у «Босса золотая цепь на шее», значит член предложения подчеркивается точкой с пунктиром. Это необычно, детям нравится игровая форма, и поэтому информация легче запоминается.

Не только учить, но и учиться

Именно таких молодых педагогов, полных новых идей и энергии, ждут на профессиональных конкурсах. Первым в чете Ефимовых на конкурсный путь встал Роман — два года назад он поучаствовал в «Педагогическом дебюте» на муниципальном уровне и стал финалистом — это сподвигло Анастасию попробовать свои силы на поприще демонстрации профессионального мастерства.

— Когда муж готовился к участию, я была рядом, помогала, наблюдала, и в итоге меня тоже заинтересовал конкурс. В прошлом году уже я решила освоить «Педагогический дебют». Теперь мы поменялись ролями, и муж помогал мне, — рассказывает Анастасия. — В итоге все получилось успешно, и мне предложили поучаствовать в региональном этапе конкурса на следующий год.

Поддержку Анастасия получала не только от супруга — вся школа №27 горячо радела за своего конкурсанта, как педагогический состав, так и ученики.

Сам же конкурс «Педагогический дебют» состоит из нескольких этапов. Первый этап — заочный, где учителя представляют себя как профессионала и личность, делают презентации, пишут эссе на определенную тему, которое проверяет жюри.

Следующий этап — выступление перед аудиторией, где учителя раскрывают на практике какие-либо нюансы работы, которые, по их мнению, у них хорошо получаются — педагогические приемы, внеурочную деятельность и многое другое. На региональном этапе конкурса Анастасия рассказывала жюри о вышеупомянутой технике визуализации уроков.

Самый главный этап — открытый урок. В этом году из-за эпидемиологической ситуации в стране учителя проводили уроки со своими классами в своих школах, а сам процесс в прямом эфире транслировался жюри. Именно этот этап раскрывает профессиональные навыки педагога в полной мере. Анастасия провела урок о современных формах поэзии со своими учениками в диалоговом режиме. Тему ребята тут же подхватили и с интересом рассуждали, узнавая о таких вещах, как стихотворения в форме опросов в социальных сетях и других способах сочетания искусства и Интернета.

Далее участие в конкурсе принимают лишь шестеро финалистов в двух сложных этапах — они выступают с заданной темой, которую им объявляют за сутки до проведения, а потом участвуют в последнем испытании — своеобразном «круглом столе».

— Заключительного этапа я боялась больше всего, — признается Анастасия. — Здесь невозможно предугадать, какой вопрос тебе зададут и как на него удастся ответить, это очень волнительно. Но на деле получилось, что самый пугающий этап стал самым интересным — споры, обсуждение, мнения других участников на предложенную нам тему «Педагог в социальных сетях», которая актуальна для нашего времени. Так или иначе все дети «сидят» в соцсетях, и учитель при должном подходе вполне себе может обернуть это на пользу всему образовательному процессу.

Как подчеркивает Анастасия, обмен опытом — главная ценность подобных конкурсов и конференций, которые дают молодым педагогам огромный источник вдохновения, сил и желания развиваться, учиться, находить новые идеи и воплощать их в жизнь.

Но при этом такие конкурсы, так или иначе, отнимают много времени и сил. И чтобы получить от них пользу, иногда полезно остановить «борьбу» и найти возможность реализовать уже полученные идеи. Поэтому Анастасия приняла решение воздержаться от участия в следующем году во всероссийском этапе «Педагогического дебюта». Вместо этого она собирается структурировать уже полученные знания, повысить свою профессиональную категорию и уже потом начать готовиться покорять новую вершину — на этот раз известное всем жителям страны соревнование за звание «Учитель года».

Конкурс «Педагогический дебют» проводится в Ярославской области в третий раз. Число участников с каждым годом растет. В этом году за звание победителя боролись 49 педагогов региона, в том числе 17 специалистов из сельских образовательных организаций. Детские сады представляли 11 человек, школы – 27 учителей, профессиональные образовательные организации – семь преподавателей, учреждения дополнительного образования детей – четверо человек.

Глеб Гузенко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.