Домой Культура Срез рыбинской жизни в черно-белом цвете

Срез рыбинской жизни в черно-белом цвете

0

В конце прошлой недели в фотогалерее «Криста» состоялось открытие выставки Сергея Королева, рыбинского фотографа, который на протяжении более чем десяти лет занимается фотосъемкой, отдавая предпочтение жанру «уличной фотографии», или стрит-фотографии, который достаточно редок в наши дни. Выставка получила название «Наблюдение» — Сергей отобрал для нее 50 черно-белых снимков, отображающих будничную, но вместе с тем и завораживающую жизнь рыбинских улиц, как и в самых обычных, так и в крайне необычных ситуациях.

Зачастую профессиональные фотографы творят не только «для души», но и зарабатывают своим талантом себе на хлеб, посвящая себя целиком и без остатка искусству — это не неукоснительное правило, но норма в наше время. Относится такая норма далеко не ко всем художникам, среди которых и Сергей Королев. У него удалось совместить в себе два, казалось бы, не вполне подходящих друг к другу умения — творческий взор и точный расчет.

Сергей всю свою жизнь является опытным «технарем». Окончил Рыбинский судостроительный техникум, РГАТУ, с 1993 года трудится на рыбинском заводе «Раскат» в качестве наладчика сварочного оборудования и плазменной резки. А также мастерски «ловит жизнь» в линзу фотообъектива на улицах Рыбинска уже более 10 лет. Техническая и творческая сторона жизни Сергея друг другу не мешают и сочетаются в итоге вполне гармонично.

— Началось все очень просто — в конце 2000-ых годов купил себе компактный цифровой фотоаппарат чисто из любопытства — тогда они только-только выходили на широкий рынок. Было очень интересно, как он работает, — признается Сергей. — Стал снимать на камеру все то же, что и снимают все люди — виды города, что-то на природе и так далее. Постепенно любопытство переросло в увлечение.

Сергей всерьез заинтересовался фотосъемкой, менял аппараты на более дорогостоящие, сконцентрировался на первой своей определенной теме — на природе. А спустя пару лет заметил, что фотографировать луга и леса ему надоело.

— Примерно в 2009 году я вышел уже на уличные фотографии, и тогда же я захотел снимать на пленку, которая дает совсем другую пластику, передачу пространства и другие нюансы при черно-белой съемке, — объясняет Сергей. — Сейчас технологии шагнули вперед, и на хорошем цифровом аппарате тоже можно добиться отличного качества в «чб», поэтому последний год снимаю в «цифре».

Все «наблюдения», выставленные напоказ рыбинцам в фотогалерее «Криста», запечатлены с помощью пленочного фотоаппарата в период с 2010 по 2015 год. Сергей увидел многое: обычных работяг на остановках возле «Юбилейного», раскрашивающую из баллончиков стены молодежь, руку патриарха Кирилла в приветственном жесте из тени дорогого авто перед толпой возле Соборной площади. Каждый кадр имеет смысл, каждый кадр имеет своего персонажа, что крайне важно для редкого жанра стрит-фото.

— Снимать улицы — это непросто. Мало того, что нужно поймать одну-единственную удачную секунду, один момент, в котором должно сложиться все, и линии, и пространство, и смыслы, так еще и люди вокруг далеко не всегда довольны тем, что их фотографируют, — рассказывает Сергей Королев. — Но именно эта работа мне по-настоящему интересна, потому что мне интересны люди, персонажи фото. Композиции, ритмы, пятна — это все очень хорошо и важно. Но главное — персонаж. Если такого человека, который сейчас бы привлек меня, заставил бы сделать кадр, в объективе нет, то и снимать улицу не буду, как бы красиво и удачно она не выглядела  — мне это неинтересно.

«Выход в город» за новыми персонажами Сергей осуществляет целенаправленно. Бывает, что он находит удачный кадр между своими обыденными делами, но такое случается нечасто.

— Когда иду с фотоаппаратом на улицы, я не ставлю перед собой задачи обязательно что-то наснимать. Я просто иду с целью посмотреть, понаблюдать за городом. Если что-то мне понравится — сниму. Если нет — то вернусь домой без единого кадра. И это нормально, — говорит Сергей.

За десять с небольшим «фотографичных» лет талант Сергея Королева отметили на многих конкурсах. Тот самый кадр приветственного жеста из авто, получивший имя «Рука патриарха», принес фотографу победу на престижном Всероссийском фотоконкурсе «Bestof Russia» в номинации «События/Повседневная жизнь», который состоялся в Москве в 2011 году. Также снимок годом позже включил Сергея в список финалистов ежегодного московского фестиваля уличной фотографии.

— Конкурс уличной фотографии, возможно, очень специфичен, малоизвестен и проводился для весьма узкой аудитории, но для меня он был особенно важным. Было почетно, что прошел предварительный отбор, который был строгим, — признается Сергей. — К примеру, если на «Bestof Russia» принимали любые работы и только потом делали отборку, то в число одних только участников фестиваля уличной фотографии брали далеко не всех.

Любой из художников, так или иначе, оглядывается на своих коллег и набирается у них опыта либо вдохновения. Как отмечает Сергей, он всегда ценил работы знаменитых в жанре фотографов: Валерия Щеколдина, Владимира Соколаева, Владимира Вяткина — тех профи, кто умеет показать иную сторону, «непарадную» Россию и ее обыденность.

— Техническим навыкам владения фотоаппаратом всегда и любому можно научиться. Но фотография — это в первую очередь способ самовыражения. Когда фотограф снимает, внутри кадра должно находиться хоть что-то, что его зацепило, — неважно, в каком жанре он снимает. Иначе можно лишь сделать красивую, может быть, даже идеальную по композиции, но бездушную схему. Для меня без глубокого смысла, сюжета, своеобразной психологии фото улицы Рыбинска не станет живым, — говорит Сергей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.