Домой Общество Рыбинцы борются за сохранение уникального здания

Рыбинцы борются за сохранение уникального здания

0

21 век. Век тотальной цифровизации, бешеного ритма жизни, социальных сетей и огромного количества фотографий. Однако в XIX веке фотография была сродни великому искусству и чуду. Мастеров фотографического искусства того времени можно пересчитать по пальцам, особенно работящих в небольшом купеческом городке Рыбинске. И сегодня речь пойдет о наследии «отца русской макрофотографии».

Имя Андрея Сигсона в последнее время на слуху у историков и активной общественности Рыбинска, которые всеми силами борются за сохранение прекрасного здания в самом сердце нашего города по адресу: улица Большая Казанская, 46, которое тесно связано с жизнью прославленного фотографа.

Сколько стоило фотоискусство?

В конце XIX-начале XX века мастеров фотографии было немного, процесс создания памятной карточки был томительным и долгим. Этим объясняются статичные позы и напряжение у моделей на снимках тех лет. Конечно, удовольствие это было недешевым, например, в Москве середины XIX века стоимость фотосъемки могла достигать среднего месячного жалованья служащего. Групповая фотография стоила 1 рубль 50 копеек, визитный портрет — те же полтора рубля за шесть штук, кабинетный — 4 рубля за те же полдюжины экземпляров. Заплатить такие деньги единовременно могли позволить себе лишь состоятельные граждане, городская аристократия и купечество. В 1913 году только в Петербурге по адресной книге значилось более 150 фотомастеров. Фотографироваться было модно и на периферии.

Ближе к концу века, с развитием технологий и удешевлением материалов, фотографии стали более доступны, их цена снизилась в разы. Рядом с фотоателье стали образовываться очереди из желающих.

Личность на страницах истории

Андрей Андреевич Сигсон родился в мещанской семье 22 марта 1839 года в Варшаве. Мальчиком он был отдан на работу в магазин готового платья. Уже в то время у Андрея проявились таланты по различным областям: рисование, физика, грамотное владение русским, французским, английским и немецким языками. Все это помогало ему в работе, он мог свободно изъясняться с богатыми иностранными клиентами и самостоятельно снимать мерки. Однако мальчик не чувствовал в этом призвания.

В середине 1850—х годов в Варшаве появляются первые дагерротипы — предшественники современной фотографии. Процесс изготовления заключался в следующем: отполированную посеребренную пластинку из меди обрабатывали парами йода, и на пластинке образовывался слой светочувствительного йодистого серебра. Затем ее помещали в камеру-обскуру и открывали объектив на 15-20 минут. Под воздействием света на чувствительном к солнцу слое появлялось скрытое изображение. Его надо было проявить парами ртути. Потом изображение закреплялось тиосульфатом натрия, а пластинка тщательно промывалась. Получившееся изображение напоминало отражение в зеркале, поэтому этот способ получил прозвище «Зеркало с памятью». Познакомившись с этим увлекательным процессом, мир фотографии навсегда увлек талантливого подростка.

Андрей Сигсон устраивается на службу помощником фотографа и два года изучает фотоискусство. Набравшись опыта, он решает открыть свое фотоателье и ради этой цели едет в глубь огромной России, остановившись в Уфе. Однако первое самостоятельное дело долго не просуществовало, и Андрей Сигсон вновь отправился в странствия по России, которые приводят его в Рыбинск. Примерно в то же время в Рыбинск приезжает уже известный московский фотограф Сергей Зимулин. Андрей поступил на службу в фотоателье Зимулина в качестве помощника, а потом и полноправного компаньона. После смерти Зимулина в 1872 году Сигсон, выкупив у вдовы его долю, становится единственным владельцем фотостудии. Совершив ряд переездов, он занимает дом по адресу: улица Крестовая, 17, который сохранился до наших дней.

В своей работе Сигсон прославился не только как автор одних из лучших портретов в городе, он фотографировал всю постройку Рыбинско-Бологовской железной дороги: пути, станции, перевозы, мосты, сделал около 40 снимков волжских судов, работал по заказам пароходного общества «Самолет», канатной фабрики Журавлева. Занимался Сигсон и съемкой видов Рыбинска и его окрестностей, и восстановлением старых фотографий. Однако все это было лишь источником дохода, а душа знаменитого фотографа принадлежала к неизведанной области фотографии на тот момент — макросъемке. В начале 1870-х он занялся микроскопическим фотографированием. Мировую известность Сигсону принесли его великолепные фотографии снежинок, процесс создания которых был весьма сложен: чтобы сделать кадр, снежинку нужно было поймать на редкую сетку из шелковинок, поместить под микроскоп Цейса и сфотографировать камерой с большим растяжением с помощью апланата (тип объектива из двух ахроматических линз, между которыми расположена диафрагма — примеч. автора) при увеличении от 15 до 24 раз. Для сохранения хрупкой снежинки требовалось охлаждать руки и дышать через трубку, чтобы отводить теплый воздух в сторону. Неудивительно, что в итоге необходимость постоянно остужать руки привела к ревматизму. За двадцать лет Сигсон сделал снимки более 200 разных видов снежинок.

Самоотдача работе и его удивительные фотоэксперименты помогли добиться Сигсону прекрасных результатов: в 1872 году в Москве на Политехнической выставке за свои фотографические старания, сравнимые разве что с ювелирным мастерством, Андрей Сигсон был удостоен Большой серебряной медали. Фотографии снежинок были опубликованы в «Журнале Русского физико-химического общества» за 1892 год. Некоторые снимки поступили для вспомогательных исследований в Русское физико-химическое общество. В том же году фотографии Сигсона вошли в экспозицию Московской географической выставки.

В 1894 году его работы снискали популярность на IV фотографической выставке в Санкт-Петербурге, а в 1896 году — на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. В 1897 году Сигсон получил приглашение участвовать в Брюссельской международной выставке, но не успел изготовить для нее необходимое количество экспонатов. Главная победа — золотая медаль — ожидала рыбинского фотографа на Парижской всемирной выставке в 1900 году. Выставку посетило около 50 миллионов человек — огромное количество людей. Российские экспонаты завоевали на ней 1589 наград, в том числе 370 золотых медалей.

В начале 20 века работы Андрея Сигсона были опубликованы в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, ряде научных сочинений и учебниках. Снимки рыбинца приобретают университеты Санкт—Петербурга, Москвы, Киева. К нему обращаются и из—за границы — из университетов и научных обществ Германии, Франции, Англии, Австрии, Италии, Испании.

Однако удивительное хобби и всемирное признание не улучшило положение семьи Сигсона, горожане не понимали увлечения фотохудожника, многие считали это чудачеством и баловством, а сам Сигсон, отдавая все больше времени своим экспериментам, терял денежных клиентов, желающих сделать фотокарточки в его ателье. Впрочем, возникшее в начале XX века Рыбинское фотографическое общество избрало Сигсона своим почетным членом, отдав тем самым дань его заслугам.

1 июня 1907 года Андрей Сигсон умер от порока сердца в возрасте 68 лет. Он похоронен на Новогеоргиевском кладбище Рыбинска. Его дело продолжили сыновья Георгий и Евгений. Фотографии, негативы и позитивы «А. Сигсона и Н-ков» хранятся в фондах музея: «Виды Рыбинска и его окрестностей», портреты горожан, сцены Первой мировой войны, участником которой был Георгий Сигсон.

По злой иронии судьбы не сохранилось ни одного снимка великого фотохудожника, и современникам приходится лишь предполагать, как выглядел Андрей Сигсон.

Тяготы дома Сигсонов

В 1910 году жена Евгения Андреевича Сигсона — Надежда Николаевна — обратилась в администрацию города с просьбой разрешить построить на своем участке двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте и кирпичный дворовый флигель с фотографическим павильоном в чердачном помещении. Квартиры в новом здании стали сдаваться внаем. Сам же дом, вплоть до муниципализации в 1923 году, оставался в собственности Евгения Андреевича Сигсона, так как Надежда Сигсон умерла в 1914 году от туберкулеза.

Длительное время дом по адресу: улица Большая Казанская, 46 оставался жилым домом, как и большинство исторических зданий Рыбинска. Однако 2021 год начался для этого дома с неприятностей. К этому времени дом уже был практически расселен, хотя и носил статус жилого, но непригодного для дальнейшего проживания. Именно данный статус не позволял выполнять критически важные работы для сохранения здания. Несмотря на это, общественники Рыбинска на протяжении нескольких лет обращались в администрацию с просьбой сохранить образец великолепного деревянного зодчества начала 20 века. В это время внешний вид дома и коммуникации все больше приходили в негодность. В середине января 2021 года не удалось избежать нападения вандалов, которые залезли и разгромили внутреннюю часть дома и срезали трубы и батареи. Из-за этого в подвал потекла вода. Перекрывать воду во всем доме пришлось сотрудникам водоканала. В результате он оказался полностью отрезанным от центрального водопровода.

Не все потеряно

Широкий общественный резонанс вновь привлек повышенное внимание общественников города, историков и краеведов. В первую очередь неравнодушные граждане установили ворота, которые также пострадали в последнюю нападку вандалов, и повесили на них новый замок.

В конце января многострадальное здание навестили представители администрации города, однако главными защитниками Дома Сигсонов остаются общественные деятели Рыбинска. Они регулярно патрулируют здание и готовы оказывать любую посильную помощь в восстановлении памятника деревянного зодчества. Сегодня в стенах дома и на его территории общественники проводят субботники.

Внимание, которое уделяется дому семьи великого фотохудожника, дает надежду на то, что яркий образец городской архитектуры начала XX века удастся сохранить и восстановить, и мы станем свидетелями его возрождения и второй жизни уже как туристического объекта городской инфраструктуры.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.