Домой Общество Рыбинцы борются за сохранение уникального здания

Рыбинцы борются за сохранение уникального здания

0

21 век. Век тотальной цифровизации, бешеного ритма жизни, социальных сетей и огромного количества фотографий. Однако в XIX веке фотография была сродни великому искусству и чуду. Мастеров фотографического искусства того времени можно пересчитать по пальцам, особенно работящих в небольшом купеческом городке Рыбинске. И сегодня речь пойдет о наследии «отца русской макрофотографии».

Имя Андрея Сигсона в последнее время на слуху у историков и активной общественности Рыбинска, которые всеми силами борются за сохранение прекрасного здания в самом сердце нашего города по адресу: улица Большая Казанская, 46, которое тесно связано с жизнью прославленного фотографа.

Сколько стоило фотоискусство?

В конце XIX-начале XX века мастеров фотографии было немного, процесс создания памятной карточки был томительным и долгим. Этим объясняются статичные позы и напряжение у моделей на снимках тех лет. Конечно, удовольствие это было недешевым, например, в Москве середины XIX века стоимость фотосъемки могла достигать среднего месячного жалованья служащего. Групповая фотография стоила 1 рубль 50 копеек, визитный портрет — те же полтора рубля за шесть штук, кабинетный — 4 рубля за те же полдюжины экземпляров. Заплатить такие деньги единовременно могли позволить себе лишь состоятельные граждане, городская аристократия и купечество. В 1913 году только в Петербурге по адресной книге значилось более 150 фотомастеров. Фотографироваться было модно и на периферии.

Ближе к концу века, с развитием технологий и удешевлением материалов, фотографии стали более доступны, их цена снизилась в разы. Рядом с фотоателье стали образовываться очереди из желающих.

Личность на страницах истории

Андрей Андреевич Сигсон родился в мещанской семье 22 марта 1839 года в Варшаве. Мальчиком он был отдан на работу в магазин готового платья. Уже в то время у Андрея проявились таланты по различным областям: рисование, физика, грамотное владение русским, французским, английским и немецким языками. Все это помогало ему в работе, он мог свободно изъясняться с богатыми иностранными клиентами и самостоятельно снимать мерки. Однако мальчик не чувствовал в этом призвания.

В середине 1850—х годов в Варшаве появляются первые дагерротипы — предшественники современной фотографии. Процесс изготовления заключался в следующем: отполированную посеребренную пластинку из меди обрабатывали парами йода, и на пластинке образовывался слой светочувствительного йодистого серебра. Затем ее помещали в камеру-обскуру и открывали объектив на 15-20 минут. Под воздействием света на чувствительном к солнцу слое появлялось скрытое изображение. Его надо было проявить парами ртути. Потом изображение закреплялось тиосульфатом натрия, а пластинка тщательно промывалась. Получившееся изображение напоминало отражение в зеркале, поэтому этот способ получил прозвище «Зеркало с памятью». Познакомившись с этим увлекательным процессом, мир фотографии навсегда увлек талантливого подростка.

Андрей Сигсон устраивается на службу помощником фотографа и два года изучает фотоискусство. Набравшись опыта, он решает открыть свое фотоателье и ради этой цели едет в глубь огромной России, остановившись в Уфе. Однако первое самостоятельное дело долго не просуществовало, и Андрей Сигсон вновь отправился в странствия по России, которые приводят его в Рыбинск. Примерно в то же время в Рыбинск приезжает уже известный московский фотограф Сергей Зимулин. Андрей поступил на службу в фотоателье Зимулина в качестве помощника, а потом и полноправного компаньона. После смерти Зимулина в 1872 году Сигсон, выкупив у вдовы его долю, становится единственным владельцем фотостудии. Совершив ряд переездов, он занимает дом по адресу: улица Крестовая, 17, который сохранился до наших дней.

В своей работе Сигсон прославился не только как автор одних из лучших портретов в городе, он фотографировал всю постройку Рыбинско-Бологовской железной дороги: пути, станции, перевозы, мосты, сделал около 40 снимков волжских судов, работал по заказам пароходного общества «Самолет», канатной фабрики Журавлева. Занимался Сигсон и съемкой видов Рыбинска и его окрестностей, и восстановлением старых фотографий. Однако все это было лишь источником дохода, а душа знаменитого фотографа принадлежала к неизведанной области фотографии на тот момент — макросъемке. В начале 1870-х он занялся микроскопическим фотографированием. Мировую известность Сигсону принесли его великолепные фотографии снежинок, процесс создания которых был весьма сложен: чтобы сделать кадр, снежинку нужно было поймать на редкую сетку из шелковинок, поместить под микроскоп Цейса и сфотографировать камерой с большим растяжением с помощью апланата (тип объектива из двух ахроматических линз, между которыми расположена диафрагма — примеч. автора) при увеличении от 15 до 24 раз. Для сохранения хрупкой снежинки требовалось охлаждать руки и дышать через трубку, чтобы отводить теплый воздух в сторону. Неудивительно, что в итоге необходимость постоянно остужать руки привела к ревматизму. За двадцать лет Сигсон сделал снимки более 200 разных видов снежинок.

Самоотдача работе и его удивительные фотоэксперименты помогли добиться Сигсону прекрасных результатов: в 1872 году в Москве на Политехнической выставке за свои фотографические старания, сравнимые разве что с ювелирным мастерством, Андрей Сигсон был удостоен Большой серебряной медали. Фотографии снежинок были опубликованы в «Журнале Русского физико-химического общества» за 1892 год. Некоторые снимки поступили для вспомогательных исследований в Русское физико-химическое общество. В том же году фотографии Сигсона вошли в экспозицию Московской географической выставки.

В 1894 году его работы снискали популярность на IV фотографической выставке в Санкт-Петербурге, а в 1896 году — на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. В 1897 году Сигсон получил приглашение участвовать в Брюссельской международной выставке, но не успел изготовить для нее необходимое количество экспонатов. Главная победа — золотая медаль — ожидала рыбинского фотографа на Парижской всемирной выставке в 1900 году. Выставку посетило около 50 миллионов человек — огромное количество людей. Российские экспонаты завоевали на ней 1589 наград, в том числе 370 золотых медалей.

В начале 20 века работы Андрея Сигсона были опубликованы в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, ряде научных сочинений и учебниках. Снимки рыбинца приобретают университеты Санкт—Петербурга, Москвы, Киева. К нему обращаются и из—за границы — из университетов и научных обществ Германии, Франции, Англии, Австрии, Италии, Испании.

Однако удивительное хобби и всемирное признание не улучшило положение семьи Сигсона, горожане не понимали увлечения фотохудожника, многие считали это чудачеством и баловством, а сам Сигсон, отдавая все больше времени своим экспериментам, терял денежных клиентов, желающих сделать фотокарточки в его ателье. Впрочем, возникшее в начале XX века Рыбинское фотографическое общество избрало Сигсона своим почетным членом, отдав тем самым дань его заслугам.

1 июня 1907 года Андрей Сигсон умер от порока сердца в возрасте 68 лет. Он похоронен на Новогеоргиевском кладбище Рыбинска. Его дело продолжили сыновья Георгий и Евгений. Фотографии, негативы и позитивы «А. Сигсона и Н-ков» хранятся в фондах музея: «Виды Рыбинска и его окрестностей», портреты горожан, сцены Первой мировой войны, участником которой был Георгий Сигсон.

По злой иронии судьбы не сохранилось ни одного снимка великого фотохудожника, и современникам приходится лишь предполагать, как выглядел Андрей Сигсон.

Тяготы дома Сигсонов

В 1910 году жена Евгения Андреевича Сигсона — Надежда Николаевна — обратилась в администрацию города с просьбой разрешить построить на своем участке двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте и кирпичный дворовый флигель с фотографическим павильоном в чердачном помещении. Квартиры в новом здании стали сдаваться внаем. Сам же дом, вплоть до муниципализации в 1923 году, оставался в собственности Евгения Андреевича Сигсона, так как Надежда Сигсон умерла в 1914 году от туберкулеза.

Длительное время дом по адресу: улица Большая Казанская, 46 оставался жилым домом, как и большинство исторических зданий Рыбинска. Однако 2021 год начался для этого дома с неприятностей. К этому времени дом уже был практически расселен, хотя и носил статус жилого, но непригодного для дальнейшего проживания. Именно данный статус не позволял выполнять критически важные работы для сохранения здания. Несмотря на это, общественники Рыбинска на протяжении нескольких лет обращались в администрацию с просьбой сохранить образец великолепного деревянного зодчества начала 20 века. В это время внешний вид дома и коммуникации все больше приходили в негодность. В середине января 2021 года не удалось избежать нападения вандалов, которые залезли и разгромили внутреннюю часть дома и срезали трубы и батареи. Из-за этого в подвал потекла вода. Перекрывать воду во всем доме пришлось сотрудникам водоканала. В результате он оказался полностью отрезанным от центрального водопровода.

Не все потеряно

Широкий общественный резонанс вновь привлек повышенное внимание общественников города, историков и краеведов. В первую очередь неравнодушные граждане установили ворота, которые также пострадали в последнюю нападку вандалов, и повесили на них новый замок.

В конце января многострадальное здание навестили представители администрации города, однако главными защитниками Дома Сигсонов остаются общественные деятели Рыбинска. Они регулярно патрулируют здание и готовы оказывать любую посильную помощь в восстановлении памятника деревянного зодчества. Сегодня в стенах дома и на его территории общественники проводят субботники.

Внимание, которое уделяется дому семьи великого фотохудожника, дает надежду на то, что яркий образец городской архитектуры начала XX века удастся сохранить и восстановить, и мы станем свидетелями его возрождения и второй жизни уже как туристического объекта городской инфраструктуры.

Предыдущая статьяРыбинск «в нитках»
Следующая статьяПрезидент России поздравил с победой ярославского спортсмена

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.