Домой Общество «Не смей быть равнодушной!» Рыбинский педагог о миссии учителя

«Не смей быть равнодушной!» Рыбинский педагог о миссии учителя

0

Ирина Ивановна Никанова, руководитель Центра инклюзивного профессионального образования РКГИ, из тех людей, которые не боятся неизведанного. Инклюзивное образование, которое еще несколько лет назад было для Рыбинска начинанием со знаком вопроса, сегодня выросло в востребованное направление. Сейчас выпускники колледжа работают на самых разных предприятиях нашего города. И главное — рыбинцы с ОВЗ, окончив школу, знают: путь открыт!

Комсорг, наставник, педагог

Юная девушка с задорным взглядом смотрит на нас с фотографии, которой уже много-много лет, и словно бросает вызов судьбе. Такой, наверное, она и была, молодая студентка-комсомолка, уже тогда готовая взять на себя ответственность и стать наставником.

— Я была секретарем комитета комсомола в средней школе, затем комсоргом группы в вузе, — вспоминает Ирина Ивановна о своем комсомольском прошлом. — Собственно, потому (и еще по примеру своего учителя истории — прим. автора) я и стала студенткой историко-педагогического факультета или, как его еще называли, пионерфака. После четвертого курса института работала в лагере «Комсорг ПТУ» в Костромской области наставником отряда.

Ирина Ивановна окончила Костромской пединститут в 1986 году.

— По диплому я учитель истории в средней школе. По окончании института по распределению поехала работать в Алтайский край, в педучилище города Рубцовска. Через 5 лет вернулась на родину, стала директором сельской школы, затем спустя годы начальником районного отдела образования, заместителем директора по воспитательной работе в техникуме.

А сейчас Ирина Ивановна руководит Центром инклюзивного образования Рыбинского колледжа городской инфраструктуры. Изменения, происходящие в системе образования, она оценивает и как историк, и как педагог.

— Современная система образования претерпела много изменений. И с точки зрения учителя истории это вполне закономерный процесс. Не хочу присоединяться к общему хору ругающих современный институт образования, так как среди моих бывших и настоящих коллег огромное количество профессионалов. Это люди, для которых профессия учителя стала образом жизни, смыслом жизни.

Ирина Ивановна считает, что сегодня и учительский, и преподавательский состав работают не благодаря, а вопреки бесконечным новшествам.

— Советская школа обеспечивала вполне приличный уровень знаний, а современная система образования дает знания в основном для сдачи экзамена — сдал и забыл! — считает педагог. — Поэтому параллельно существует и настоящая репетиторская империя — образование сегодня стало услугой. Из этого следует, что дети не обязаны учиться. Соответственно изменилось и отношение к учителю со стороны общества.

А еще качественному образованию мешают рамки, в которые сегодня закованы и педагоги, и ученики.

— ЕГЭ, ВПР, инструкции, тесты… Вот если бы это изменить, шансов учить и учиться качественно было бы больше! — считает Ирина Ивановна.

Ломая стереотипы

Учить любить и ненавидеть — тоже задача педагога. Она не внесена в инструкции, но не менее важна, чем алгебра и литература.

— На мой взгляд, кроме своего предмета, наставник должен научить своего ученика не быть равнодушным к людям, к их судьбам, — говорит Ирина Ивановна. — Любить, ненавидеть, симпатизировать или проявлять антипатию, восхищаться или испытывать отвращение, но не быть равнодушным! Очень давно человек, сыгравший в моей жизни большую роль, сказал мне: «Не смей быть равнодушной к делу, которое выбрала».

А в колледже, где обучаются вместе обычные студенты и ребята с ОВЗ, научить проявлять заботу и симпатию особенно важно. Многочисленные стереотипы, складывающиеся годами, мешают нам воспринимать людей с инвалидностью как верных друзей, равных партнеров и ответственных работников.

— Самые распространенные предрассудки: люди с инвалидностью пассивные, слабые, неприятные, зависящие, недружественные, жалкие, это зло, бремя для общества, — Ирина Ивановна делится наболевшим. — Работодатели уверены, что люди с инвалидностью не в состоянии работать и конкурировать на открытом рынке труда, не образованные, нуждаются в благотворительной помощи, от них нет ни экономической, ни духовной пользы обществу.

И, как выяснилось, нельзя по-другому сформировать отношение к инвалидам, кроме как общаясь с ними.

— Реализуя инклюзивное профессиональное образование, мы поняли, что менять стереотипность мышления окружающих людей без участия самих людей с инвалидностью невозможно, — считает Ирина Ивановна. — Общаясь с ними, забываешь о том, что у них есть проблемы со здоровьем. Они более позитивны, оптимистичны, чем многие из обычных людей. Или я просто не встречала других.

А чья-то мечта сбылась!

К сожалению, набор абитуриентов с инвалидностью до сих пор дается тяжело. Желающих воспользоваться правом на обучение по программам СПО не так много. Труднее всего убедить человека с инвалидностью выйти из зоны комфорта, прийти в колледж и сесть за парту. Даже те, кому позволяет состояние здоровья, не спешат сделать шаг навстречу… в конечном итоге самому себе.

— А между тем, это важный шаг на пути к адаптации инвалидов в обществе, — считает Ирина Ивановна. — Тяжело убеждать человека учиться не дистанционно, а очно, в колледже, в классе. И меня всегда радовало, если убедить все же удавалось и у студента все получалось. Здорово, когда выпускники говорят: «Я мечтал получить образование, и я его получил». Чья-то мечта сбылась!

И хотя трудностей в работе Ирины Ивановны и ее коллег много, список достижений тоже займет не одну страницу. А планов — громадье.

— Скоро в Рыбинске будет открыто представительство Санкт-Петербургской Общественной правозащитной организации инвалидов «На коляске без барьеров», — продолжает моя собеседница. — Мы встречались с президентом этой организации Юлией Ягановой. Договорились о подписании соглашения о сотрудничестве и уже начали разрабатывать совместную программу дополнительного профессионального обучения.

И отклик людей тоже всегда радует.

— Много позитива я получила от общения с Юлией Хлюбцевой, Татьяной Храповой, Виктором Матвеевым, — вспоминает Ирина Ивановна. — Мы провели множество совместных мероприятий. Это действительно люди безграничных возможностей. Они заряжали позитивом студентов и преподавателей — такой пример очень воодушевляет.

К сожалению, мы, журналисты, пока еще редко освещаем эту непопулярную, сложную, но очень сильную тему. И пора исправляться. Наши рассказы о людях, работающих с особенными студентами, о самих студентах, идущих к своей мечте, несмотря на многочисленные препятствия, должны изменить общество. Чтобы завтра, через месяц, через год каждый выпускник колледжа был принят обществом как равный.

Наталья Сидельникова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.