Начало своего 40-го сезона «Современник» посвящает Кшиштофу Занусси. Это будет нечто вроде авторского фестиваля: двухмесячная ретроспектива его фильмов и в завершении – встреча с режиссером.
МЫ ОДНОГОДКИ, в некотором смысле. Занусси вошел в «большое» кино с полнометражным фильмом «Структура кристалла» (в советском прокате «Размышление») в 1969-м. А «Современник» в том же году стал киноклубом. До киношколы К.Занусси окончил два университета, изучив в Варшаве физику и философию в Кракове. А «Современник» начался с поэзии и песни «Бригантина». Лишь через несколько лет мы открыли для себя психологизм и моральную взыскательность автора, уже ставшего лидером поколения в Польше. «Современник» показал тогда его «Роль» (с Даниэлем Ольбрыхским), «Семейную жизнь», «Квартальный баланс». С особым трепетом читали мы с друзьями тоненький сборник К.Занусси и Э.Жебровского «Телевизионные киноновеллы».
Потом, на рубеже 80-х, сочувственно следили за борьбой поляков с партократией. Как вице-председатель Союза кинематографистов, вскоре вошедшего в «Солидарность», Занусси успел побывать в Советском Союзе до внесения в «черный список». Идею о том, чтобы пригласить его к нам в киноклуб, впервые подал молодой А.Сокуров, с которым мы тогда дружили. Однако в то время это казалось немыслимым. Тем более – после введения военного положения, когда имена опальных режиссеров стали жупелом официальной пропаганды. Но именно тогда, на пике кризиса, ленинградские друзья-студенты привозили нам из консульства запретные картины, включая одну или две, снятых Занусси.
ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ началось с тех пор, как я попал на встречу признанного мастера с членами московских киноклубов, устроенную в Польском культурном центре. И подарил ему первый набросок, где он еще с бородой, которую отрастил при военном режиме, дабы пресечь спекуляции его именем на казенном TV путем использования прежних съемок.
Поздней, уже в нынешнем веке, мы дважды пересекались в Москве и однажды – в Берлине. На XXII Московский фестиваль Занусси привозил «Жизнь, как смертельную болезнь, передающуюся половым путем», завоевав «Золотого Георгия», а через два года «Дополнение» – не что иное, как отражение тех же событий в глазах влюбленной пары, принимающей участие в судьбе больного доктора. Тогда-то в приватной беседе после пресс-конференции пан Кшиштоф дал принципиальное согласие приехать в Рыбинск. Затем были письма, звонки и, наконец-то, договоренность: нынешней осенью!..
Сегодня его имя знает каждый. Но у тех, кто видел отдельные фильмы, не ассоциируя их с автором, не сформировалось представление о творчестве Занусси. Отсюда – потребность в просмотрах.
АВТОРСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА составлена из двух частей и, вопреки обыкновению, не по хронологии, а по логике восприятия. В абонементный цикл, который начнется 10 сентября в ОКЦ, собраны четыре фильма:
– «Защитные цвета» у нас почти не видели: мы показали их в начале 90-х, когда скитались, теряя аудиторию. В названии (по-английски «Camouflage») метафора конформизма. Место действия – летняя студенческая школа, где время делят между отдыхом и семинарами. По словам режиссера, его единственная социально заостренная картина получила наибольший резонанс, т.к. совпала с нарастанием протеста в обществе.
– «Персона нон грата» создана недавно совместно с Россией и уже поэтому интересна публике. Заглавный латинский термин отсылает нас к дипломатической среде. Пребывая в ранге посла, главный герой испытывает драму диссидента, «вошедшего во власть». В роли его русского приятеля и антипода органично выступил Никита Михалков.
– «Структура кристалла» – легендарный дебют Занусси – открывается по мере постижения авторского языка. И тогда спор между молодым столичным физиком и его другом-учителем …
– «Иллюминация» (в прологе профессор объясняет, что это духовное озарение) вновь обращается к студенческой среде. «В сплошной суматохе буден» юноша попадает в тяжелую ситуацию, открывая особый взгляд на жизнь.
Помимо этой абонементной четверки, в ретроспективу включены такие знаковые вещи, как «Состоятельность» («Состояние обладания»), «Год спокойного Солнца», «Прикосновение руки», «Жизнь как смертельная болезнь…» – они будут показаны в остальные среды сентября и октября. Вместе с большими картинами пойдут те самые киноновеллы, сценарии которых мы читали много лет назад («За стеной», «Гипотеза», «Лицом к лицу»).
Мы не раз увидим на экране удивительных актеров Збигнева Запасевича и Майю Коморовску, постоянно играющих у Занусси, не менее известных Ежи Штура и Кристину Янду, наряду с европейскими знаменитостями Максом фон Сюдовом, Сарой Майлс, Лотаром Блюто, прежде чем встретимся с человеком, созидающим свой уникальный киномир.
ПРИЕЗД КШИШТОФА ЗАНУССИ ОЖИДАЕТСЯ 1-го НОЯБРЯ.
Борис Крейн