Домой Политика Почему мультибрендовый Рыбинск не привлекает туристов?

Почему мультибрендовый Рыбинск не привлекает туристов?

0

В минувшую среду депутаты Муниципального Совета Рыбинска на заседании постоянной комиссии по экономической политике рассматривали целевую программу по развитию туризма в Рыбинске. Документ, разработанный администрацией, народные избранники рекомендовали утвердить на заседании Совета, но поправок к нему было принято множество, и дебаты длились ни много–ни мало – три часа.

О программе «Развитие туризма в городском округе город Рыбинск до 2010 года» депутатам доложила начальник управления культуры Наталья Шульдина. Дело в том, что именно управление культуры курирует в нашем городе туристическую отрасль. Председатель же Совета направил программу по развитию туризма в комиссию по экономполитике. Собственно, само неверное понимание того факта, что туризм – это отрасль экономики, и стало в тот день главной темой обсуждения.

В качестве ожидаемых результатов от реализации программы разработчики запланировали увеличение въездного потока с 113 тыс. до 140 тыс. чел. в год к 2010 году, увеличение срока пребывания туристов в нашем городе с двух до трех суток и увеличение уровня заполняемости гостиниц с 28 % до 45 %. План мероприятий программы включает пять разделов: развитие и модернизация инфраструктуры туризма и сервиса (гостиниц, спортивных и досуговых комплексов и объектов городского хозяйства), развитие новых объектов туристского показа, реставрация объектов культурного наследия, развитие и организация туристской деятельности и создание и продвижение конкурентоспособного турпродукта. За два с половиной года на реализацию программы запланировано направить 775 млн. руб. — сумма космическая, но складывается она из поступлений разного уровня: федеральный и областной бюджеты – 204, средства инвесторов – 498, средства городского бюджета, выделяемые на развитие туристской отрасли и смежных отраслей, – 73 млн. руб.

Надо сказать, что словосочетание «смежных отраслей» здесь – ключевое. Львиная доля средств запланирована на банальное благоустройство – ремонт дорог и разного рода объектов, имеющих к туризму весьма и весьма отдаленное отношение. Точки над i сразу расставил зампред по экономическим вопросам Игорь Палочкин: «У вас в программе средства заложены на благоустройство, а не на развитие туризма, — обратился он к докладчику. – Реконструкция площадей и парков, берегоукрепление, декоративная подсветка зданий… Перечислять можно долго. Вам нужно было прописать такие направления, которые обеспечивали бы будущее туристской отрасли, что толку делать подсветку собора, если там половина лампочек перегорела, что выглядит, как выбитые зубы? Почему вы не говорите о создании электронной карты города и района для использования навигаторами в автомобилях? Неужели вас устраивает уровень информированности потенциальных туристов о Рыбинске? Когда в последний раз обновлялся раздел туризма на сайте администрации?» Оказалось, что месяц назад.

Депутат Юрий Паутов возмутился, что в программе нет ни слова о лыжном стадионе «Демино»: «Как же вы про спортивный туризм забыли?» Депутата Леонида Иванова крайне удивило, что в программе нет совместных мероприятий с Рыбинским районом, а также то, что приводится анализ показателей 2006 года: «Как вы собираетесь оценивать исполнение программы, если показателей 2007 года нет?» Он также поднял административную проблему, выяснив, что развитием туризма в городе занимается всего один специалист, и совершенно не того профиля: «Нужен экономист для управления отраслью, гостиницами должен управлять профессиональный туроператор. Заполняемость гостиниц всего 28 %, у нас есть колоссальный резерв!». Депутат Владимир Матросов поддержал тему: «Индикаторы программы – чисто имиджевые. У вас даже нет ожидаемых экономических показателей».

Депутат Валерий Караваев высказался еще резче: «Вашу программу читать не хочется. Поставили бы одну цель, но действительно важную, например, в 2010 году мы войдем в «Золотое кольцо России», тогда – другое дело». С ним не согласился депутат Валерий Полетаев: «Да о чем вы? У нас же показывать нечего. Давайте сначала кремль деревянный построим, а уже потом будем о Золотом кольце мечтать!». Караваева поддержали Валентин Журавлев и Александр Соколов: «Судя по Интернету, наш город уже давно включили в Золотое кольцо, а что на самом деле, ведется работа в этом направлении?». Выяснилось, что в области есть планы закольцевать все малые города Ярославщины и сделать отдельный туристический маршрут.

Депутат Виктор Жиганов поднял самую больную тему – о бренде города, который ищут вот уже с десяток лет и никак не могут найти. «Объявите, наконец, конкурс в прессе, жители сами вам найдут бренд, — сказал он. – Два года назад на одном из городских мероприятий гражданин Зеленый высказал отличную идею сделать огромный аквариум с рыбами разных видов. Ну как же так – не придумать бренд?». «Предлагалось девять брендов, — ответила докладчик. – Рыбы, купечество, Волголаг, Нобели, Шенки, Усть-Шексна и т.д. Но ни на одном так и не остановились. По большому счету это не бренды, а туристические маршруты, которые нужно разрабатывать». Отдельные депутаты настаивали на необходимости экскурсий по рыбинским тюрьмам. Евгений Иогансен вообще предложить сделать тур по промышленным предприятиям, так как это сильная сторона нашего города. Палочкин и Литовский убеждали в том, что надо использовать изюминку нашей местности – водохранилище, строить яхтклуб и заправку для судов. Сергей Иванов сетовал на то, что до одной из главных достопримечательностей — места археологических раскопок Усть-Шексны – невозможно добраться: «Дорога настолько плохая, что я со своими гостями просто-напросто назад повернул». «Чтобы не окунуться в историю…» – сыронизировал Виктор Жиганов.

Леонид Иванов констатировал интеллектуальный кризис в администрации по данному направлению и предложил использовать кадровый ресурс студентов РГАТА по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» для доработки программы. Депутат Людмила Филиппова сочла предложение полностью изменить программу утопичным: «Давайте утвердим ее хотя бы в качестве плана действий, никто не успеет за месяц переделать документ от и до». Геннадий Смирнов напомнил коллегам, что без утвержденной программы область и федерация не выделят средства Рыбинску. Леонид Иванов, участвовавший в формировании имиджа Суздаля и Торжка, предложил на спор за три недели сделать из документа «конфетку», правда, за особое вознаграждение.

В ходе прений Мышкин с его туристическими достижениями поминали раз двадцать. Но Эдуард Литовский напомнил, что туризм должен приносить доходы в бюджет, а не убытки: «На строительство мемориального комплекса для привлечения туристов в Мышкине из областного бюджета было направлено 80 млн. руб. Теперь в год они продают этим туристам 9000 билетов по 50 руб., то есть получают в бюджет 450 тыс. руб. Вряд ли это можно назвать рациональным расходованием бюджетных средств». «У нас не самая худшая ситуация в туризме», — отрезюмировал Олег Лисин. «Мы десятилетиями были закрытым городом, а теперь мечтаем о всплеске в туристской отрасли. Не будет этого сразу», — добавил Виктор Жиганов. В итоге комиссия решила создать рабочую группу для доработки программы перед вынесением ее на обсуждение Совета, а главе депутаты рекомендовали задуматься о расширении штата сектора по туризму и его отнесению к экономическому блоку управленческого аппарата.

Константин Аристов

Следующая статьяКруговорот долгов в природе

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.