Ярославский областной суд приступил к рассмотрению дела главы Рыбинска Евгения Сдвижкова. Заседание судебной коллегии началось в четверг, 10 июля, и продолжилось на следующий день. Обсуждался один из эпизодов дела – превышение должностных полномочий. Следующее заседание назначено на 29 июля.
Напомним, что Евгений Сдвижков был задержан 6 июня прошлого года по подозрению в получении взятки в особо крупном размере (1 млн. рублей), сопряженном с вымогательством (ч. 2 ст. 285 УК). 17 июня в отношении него было выдвинуто обвинение, с 6 июня по 7 июля Сдвижков находился под стражей. Позже его обвинили в превышении должностных полномочий (ч. 4 ст. 290 УК) и временно отстранили от исполнения полномочий главы.
Ярославские и рыбинские журналисты собрались у второго здания областного суда на улице Андропова, 2 за полчаса до начала заседания. Евгений Сдвижков с адвокатами появился минут через двадцать. Московских защитников в его окружении замечено не было, интересы обвиняемого представляли рыбинский и ярославский адвокаты. На суд приехали также дочь Татьяна с другом и неизменная группа поддержки.
Два эпизода одного дела
Заседание открыл председатель судебной коллегии Дмитрий Крекин. Обвиняемый мог выбрать суд присяжных, но он предпочел, чтобы его дело рассматривала коллегия судей. «Почему?» – с этим вопросом до начала заседания мы обратились к Евгению Сдвижкову. Обвиняемый хотел было ответить, но адвокат Марина Поткина ему не позволила.
Ее коллега ярославец Александр Александров просил приобщить к делу результаты исследования обвиняемого на детекторе лжи и экспертизу аудиозаписи момента задержания, но суд отказал в том и в другом ходатайстве.
Из обвинительного заключения, которое зачитал прокурор Василий Барашкин, следовало, что, «действуя вопреки интересам жителей и округа в личных целях, Сдвижков дал указание директору МУП «Водоканал» Александру Сухову приобрести для него автомобиль «Фольксваген-Пассат». Стоимость автомобиля — 906 тысяч рублей. Финансово-экономическое состояние МУПа на тот момент было неудовлетворительным, долги по налогам и в фонды превышали 57 млн. рублей. Дефицит рыбинского бюджета того года составлял 89 млн. рублей. Тем не менее, с одним из московских автосалонов был заключен договор купли-продажи. Сначала машину поставили на баланс МУПа, позже передали в казну, потом — администрации. Приобретенный таким замысловатым путем автомобиль, по мнению прокуратуры, Евгений Сдвижков использовал в служебных и личных целях.
По другому эпизоду сторона обвинения пояснила следующее. Директор ЗАО «Интертем» Андрей Безъязычный обратился к главе с письмом о выдаче разрешения на эксплуатацию торгового комплекса, приложив к ходатайству комплект необходимых документов. Глава отказал. Арбитражный суд подтвердил права Безъязычного, он неоднократно обращался к Сдвижкову с той же просьбой, но опять же безрезультатно. За выдачу разрешений на эксплуатацию здания глава грозил увольнением директорам муниципальных предприятий – Ситникову, Сухову, Жарковскому.
Следствие и прокуратура пришли к выводу, что Сдвижков действовал в личных целях, в результате его незаконных действий ЗАО «Интертем» нанесен ущерб 20 млн. 616 тыс. рублей. Во второй половине мая 2006 года в своем кабинете на Рабочей,1 за разрешение на ввод в эксплуатацию объекта он потребовал у Безъязычного 30 млн. рублей, а 6 июня получил «первый взнос».
После чтения обвинительного заключения Дмитрий Крекин спросил Евгения Сдвижкова, понял ли он, в чем его обвиняют, и признает ли свою вину. Суть обвинения была понятна, но вину Сдвижков не признал.
Прокурор начал представлять доказательства незаконности приобретения автомобиля «Фольксваген-Пассат»: договор купли-продажи, счета, платежные поручения, накладные, протоколы обыска, приказы и письма, протокол осмотра и т.д. На судебное заседание приглашали восьмерых свидетелей, в том числе и Андрея Безъязычного, но он сообщил, что находится в командировке. Другие свидетели тоже не явились, поэтому судьи объявили перерыв.
Свидетели противоречат друг другу
На следующий день давали показания свидетели. Судей, главным образом, интересовало, изначально ли машина была куплена для Сдвижкова, или ее купили для предприятия, а потом почему-то передумали и сбыли с рук главе. Главный бухгалтер Водоканала Елена Чистякова настаивала на версии, что «по условиям договора автомобиль был приобретен для производственных нужд предприятия», но покататься на ней не успели, потому что не было страховки, а потом автомобиль передали в казну.
Однако бывший директор МУП «Водоканал» Александр Сухова сказал, что сразу после выборов Сдвижков велел купить «Фольксваген-Пассат» именно для него. Денег у предприятия не было. Были долги. Но:
— Он руководитель, я обязан был подчиниться, — сказал Александр Сухов.
— Если бы не сделали, то что было бы? – спросил председатель суда.
— Не знаю, я всегда выполнял указания.
Однако прокурор Василий Барашкин заметил несоответствие показаний Сухова, данных во время следствия и на суде. По его словам, бывший директор заверял следователей, что если бы не приобрел машину, то Сдвижков бы его уволил.
Судья еще раз просил уточнить, для кого же все-таки приобретался автомобиль, для нужд предприятия или для главы. Александр Сухов ответил вопросом:
— А водоканалу-то он зачем?
Несмотря на приобретение дорогостоящего автомобиля, по окончании 2004 года Водоканал погасил основные долги. На вопрос, как это удалось, Сухов ответил, что с предприятием начало рассчитываться за воду НПО «Сатурн». Однако на сайте городского Муниципального Совета мы нашли решение Рыбинского Совета депутатов № 17 от 24 июня 2004 года, подписанное председателем РСД Владимиром Пахаревым. Этим решением для населения Рыбинска и района устанавливались новые тарифы на холодную воду и канализацию. С предложением увеличить тарифы в Совет вышел Евгений Сдвижков, а в декабре того же года с аналогичным предложением он вышел в Совет еще раз. Возможно, эти факты с приобретением автомобиля не связаны, однако неискушенному человеку может показаться, что одно вытекает из другого…
Из показаний бывшего директора департамента недвижимости Константина Рощина также следовало, что в апреле 2004 года его вызвал Сдвижков и сообщил, что намеревается приобрести автомобиль за счет МУП «Водоканал», потом он потребовал перевести машину на баланс администрации.
В то время у администрации были и другие машины, в том числе двухлетняя «Волга», на которой ездил Борис Степанов. До избрания главой РМО Сдвижков, будучи директором Облавтодора, тоже ездил на «Фольксваген-Пассат».
Рощин объяснил, что имущество для нужд чиновников приобретается по смете расходов. Расходы планируются в бюджете, главный финансовый документ разрабатывается администрацией и утверждается Советом депутатов.
Волшебный ларчик
Адвокаты Сдвижкова строили защиту на том факте, что неоднократные проверки – контрольно-ревизионного управления области, контрольно-счетной палаты РСД, прокуратуры – не установили на Водоканале каких-либо нарушений.
Их активность снизилась, когда после перерыва прокурор принес коробку из-под разрекламированной бумаги «Снегурочка» и предложил суду исследовать находящие в ней документы. Коробка была тщательно запечатана скотчем. Чтобы распечатать ее, потребовалось время, поэтому, хотел он того или нет, но Василий Барашкин заинтриговал присутствующих.
Оказалось, что вместо «Снегурочки» в коробке были путевые листы, отражающие маршруты передвижения Евгения Сдвижкова в период с 2004 по 2007 годы, и расчеты по расходу бензина его водителя. Из документов следовало, что в основном Сдвижков ездил по городу и району, по трассе Рыбинск – Ярославль и неоднократно посещал Воронеж и Липецк. В этих городах живут родители главы и его жены, видимо, поездки туда и должны послужить доказательством использования автомобиля в личных целях. Однако на суде об этом речь пока не зашла. После обеда объявили перерыв. Заседание суда продолжится 29 июля. По имеющейся у редакции информации, на него приглашены свидетели Безъязычный, Павлов, Пахарев, Лосев и другие. Мы обещаем нашим читателям продолжить публикацию отчетов о суде по делу Евгения Сдвижкова.
Ирина Коновалова