Мы публикуем эксклюзивный материал нашего корреспондента, содержащий подробности судебных заседаний по делу Евгения Сдвижкова – отстраненного от должности главы Рыбинска. 29, 30 и 31 июля в суде слушали показания свидетелей, вызванных стороной обвинения. Сторона защиты в суде еще не выступала, но сам обвиняемый и его адвокаты задавали вопросы свидетелям. Тарифы — за машину?
Свидетель обвинения, экс-председатель Рыбинского Совета депутатов Владимир Пахарев сразил наповал обвиняемого Евгения Сдвижкова, заявив, что между ними нет неприязненных отношений. Адвокаты наперебой спрашивали, зачем же тогда он снимал номера с «Фольксвагена». Суд снял вопрос как не имеющий отношения к делу.
29 июля заседание суда по делу Евгения Сдвижкова продолжилось. В качестве свидетелей были опрошены работники МУП «Водоканал», бывший заместитель главы по ЖКХ, транспорту и связи Игорь Рогов, экс-председатель Совета депутатов Владимир Пахарев. Опрос свидетелей ведется следующим образом: сначала они рассказывают о том, что знают по существу дела, потом отвечают на вопросы прокурора, обвиняемого, адвокатов и судей.
По словам Владмира Пахарева, о приобретении нового автомобиля он узнал от Сдвижкова, который вскоре после выборов сказал:
— Мы с тобой два таких красивых мужика. Я в автодоре на «Фольксвагене» ездил, надо такую же купить.
Дескать, Пахареву он тоже обещал новую «Тойоту-Короллу», но председатель РСД отказался и объяснил, что имущество для администрации приобретается за счет бюджетных средств, и депутаты вряд ли дадут добро на такие расходы. Ведь в распоряжении чиновников было 13 автомобилей, в том числе полностью укомплектованная, с новым импортным двигателем и кондиционером «Волга», на которой ездил глава РМО Борис Степанов. Но Сдвижков сказал:
— Ты понимаешь, я же после Степанова не буду на этой машине ездить.
Время тогда было трудное: на содержание 63-х автомобилей учреждений образования и здравоохранения в бюджет закладывали 300 тысяч рублей; 800 тысяч – на питание школьников; 1 млн. 100 тыс. – на медикаменты для ветеранов. Денег на все не хватало, детские сады и клубы уже несколько лет не приобретали мебель и оборудование. По мнению Владимира Пахарева, избиратели не одобрили бы решение депутатов, если б они утвердили 1 млн. рублей на покупку автомобиля для главы. Ведь даже после приобретения стульев в кабинет Бориса Степанова разразился скандал.
— Но Евгений Николаевич хороший руководитель, он быстро принимает решения, поэтому он сразу нашел выход и сказал, что машину купит Сухов (директор МУП «Водоканал» — ред.), — продолжил рассказ Пахарев.
Бывший председатель РСД вспомнил, что вскоре после покупки «Фольксвагена» администрация вышла в Совет с предложением увеличить тарифы на воду и канализацию для населения. При обсуждении вопроса Эдуард Литовский, бывший в то время председателем комиссии по экономической политике, спросил у главного инженера и экономиста МУПа, правда ли, что предприятие приобрело автомобиль для главы. Но они сказали, что ничего об этом не знают.
На встрече с заместителем председателя РСД Ларисой Сорокиной Сухов оправдывался:
— Поймите меня, у меня со Сдвижковым контракт.
Пока Совет решал, увеличивать или не увеличивать тарифы, Сдвижков увеличил нормы потребления, утверждает Пахарев (плата за воду и канализацию равняется произведению нормы на тариф). А потом и народных избранников убедили в необходимости поднять тарифы.
К тому времени всем стало известно, что Сдвижков использует автомобиль в личных целях, отправляясь на выходные к родителям жены или своим в Липецкую и Воронежскую область.
— Он молодец, родных не забывал, когда приезжал, то рассказывал, как косил, что делал, — вспомнил Пахарев.
В мае 2005 года при подведении итогов исполнения бюджета-2004 директор департамента финансов Галина Воронцова пояснила, что по статье «транспортные услуги» для администрации было запланировано 70 тыс. рублей на год. За первую половину года глава РМО Борис Степанов освоил 28 тысяч, Сдвижков за вторую половину года – 111 тысяч. Разница, по мнению Пахарева, является нецелевым использованием средств.
Тогда комиссия по бюджету и финансам решила отклонить исполнение бюджета 2004 года. Депутаты обратились в прокуратуру, в администрацию направили представителей контрольно-счетной палаты РСД, но аудиторов туда не пустили.
Откровение от Безъязычного
30 и 31 июля показания давал генеральный директор ЗАО «Интертем» Андрей Безъязычный – человек, из слов которого следует, что именно он принес в кабинет Сдвижкова 1 млн. рублей. Суду Безъязычный пояснил, что был вынужден это сделать.
Безъязычный стал генеральным директором ЗАО «Интертем» в 2005 году, когда заканчивали строительство ТЦ «Эльдорадо». Объект собирались сдать в эксплуатацию накануне 60-летия Победы, но Сдвижков неожиданно заявил, что, во-первых, никаких документов он подписывать не будет, во-вторых, уменьшает земельный участок, отведенный под здание. При этом 23-метровые фуры, которые привозят продукцию в «Эльдорадо», теряли бы возможность маневрировать при разгрузке товара, из-за чего федеральная сетевая компания могла разорвать контракт и уйти из Рыбинска. «Интертем» вынужден был бы заплатить 15-18 млн. рублей неустойки, расплачиваться за банковские кредиты стало бы нечем – перед предприятием замаячило неминуемое банкротство.
Через некоторое время компания получила из городских коммунальных служб предупреждения об отключении воды, тепла и электричества. В конфиденциальных беседах руководители МУПов объясняли, что если они этого не сделают, то Сдвижков их уволит. «Интертем» был вынужден взять в аренду, а потом купить дизельный генератор. Несмотря на то, что согласно инвестиционному контракту, перечислил МУП «Горэлектросеть» 3 млн. рублей на строительство новых сетей и построил трансформаторную подстанцию.
В течение последних лет состоялось несколько судебных заседаний, суд то принимал сторону «Интертем», то администрации.
По словам Андрея Безъязычного, 24 мая 2007 года ему позвонил на сотовый и назначил встречу Сдвижков. Как показал свидетель Безъязычный, на встрече глава предложил за решение вопросов аренды земли и ввода объекта в эксплуатацию отдать трансформаторную подстанцию и заплатить 30 млн. рублей. «Для начала разговора» надо было привезти 1 млн. рублей.
— Я просил паузу, чтобы обдумать предложение. Решение давалось тяжело, для меня это очень большие деньги, но и продолжать борьбу было бессмысленно. Если бы сумма была меньше, наверное, я попытался бы разобраться с ситуацией закрытым путем. Но в то же время понимал, что гарантии на окончательное решение дела нет. Коррупционный механизм работал очень уж слаженно, — пояснил суду Безъязычный.
4 июня он позвонил Сдвижкову и предложил встретиться. Тот велел перезвонить 6-го в 8 утра. Поскольку у Безъязычного миллиона не было, он обратился за помощь к своему заместителю Игорю Пешкову.
6 июня в 8 часов Сдвижков на телефонный звонок не ответил, но через какое-то время перезвонил сам и предложил встретиться. Встречу назначили на 14 часов.
Около 9 часов Безъязычный встречается с Пешковым в «Эльдорадо», передает ему 500 тысяч, просит поменять их на пятитысячные купюры и добавить до 1 млн. руб.
После этого он едет в прокуратуру и объясняет ситуацию прокурору города Владимиру Серегину.
Вернувшись в «Эльдорадо», встречается с Пешковым и получает от него деньги.
Пешков на служебной машине везет его в прокуратуру. Здесь уже ждут работники милиции и понятые. Деньги разложили на столе, проверили подлинность, написали на купюрах слово «взятка», обсыпали порошком, предварительно сняв на ксероксе копии. Пачку завернули в два листа писчей бумаги формата А4.
После этого провели досмотр Безъязычного, передали записывающее устройство и проинструктировали его, как себя вести и что говорить.
В двух машинах поехали к администрации (впереди милиция, сзади Безъязычный с Пешковым за рулем). Остановились в квартале от ул. Рабочей, 1, около детского сада, еще раз проинструктировали, и к администрации Безъязычный и Пешков поехали одни.
— Я вышел из машины, поднялся в приемную, по дороге включил запись, когда секретарь доложила, прошел в кабинет. Сдвижков предложил сесть за стол переговоров, сам устроился здесь же. Обстановка была нервная, я волновался, не знал, что сказать, снял и повесил куртку. Сдвижков спросил: принес картинки? Я понял, что он говорит о деньгах, достал из куртки сверток и положил на стол со словами «вот миллион» или «вот миллиончик». Потом был нормальный разговор, Сдвижков предложил участвовать в строительстве новых объектов, сказал, что даст команду подчиненным урегулировать вопросы. Когда я уходил, деньги оставались на столе. Выйдя из кабинета, я позвонил милиционерам, сказал, что деньги передал и ухожу. У машины были милиционеры и понятые, осмотрели руки (искали порошок), составили протокол. Потом я уехал в прокуратуру, — рассказал Андрей Безъязычный.
Отвечая на вопросы прокурора, он пояснил, что договор аренды земельного участка, переданного ЗАО «Интертем» под проектирование и строительство, закончился 1 августа 2004 года. Обычно после этого заключают договор аренды участка, переданного для эксплуатации здания. Но поскольку объект не был введен в эксплуатацию, договор не подписывали. А в эксплуатацию здание не вводили, потому что не было правоустанавливающих документов на землю. ЗАО «Интертем» пыталось пролонгировать старый договор, но безрезультатно. Сдвижков тем временем предоставил землю предприятию «РУМСР» под строительство спортивного комплекса с городским катком с искусственным покрытием, бассейном и тремя футбольными полями.
После прокурора к «перекрестному допросу» приступил Евгений Сдвижков:
— У вас был правоустанавливающий документ на землю?
— Откуда же он возьмется? Правоустанавливающий документ Вы подписываете.
Адвокат Александров спросил, знал ли Безъязычный, в чем причина отказа?
— Причина – что фирма Сдвижкова взяла подряд на строительство объектов, которые он посчитал возможным построить.
Ирина Коновалова