Домой Политика Авиадвигатели должны работать…

Авиадвигатели должны работать…

0

Топ-менеджеры «Оборонпрома» стремятся выстроить современную систему управления.

Корпорации «Оборонпром» – дочерней структуре «Ростехнологий» – поставлена государственная задача собрать воедино мощности по авиационному двигателестроению. Проблем немало, среди серьезнейших – сопротивление кое-где на местах. (…)

В поисках панацеи

Зарубежный опыт не остался без внимания. Собрать в мощный кулак авиационные двигательно-строительные предприятия было поручено недавно Объединенной промышленной корпорации «Оборонпром» (ОПК «Оборонпром»). 16 апреля этого года был принят Указ президента РФ № 497 «О дальнейшем развитии открытого акционерного общества «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром». Указ направлен на осуществление планов развития российского авиастроения в целом, а также партнерства с зарубежными компаниями. В рамках ОПК «Оборонпром» создается Объединенная двигателестроительная корпорация.

Вот уже три года ОПК «Оборонпром» являлась стратегической бизнес-единицей «Рособоронэкспорта», а ныне – «Ростехнологий».

По аналогии с западными структурами авиационное двигателестроение можно назвать еще одним дивизионом «Оборонпрома» наряду с имеющимися – вертолетостроительным и биотехнологиями. ОПК «Оборонпром», таким образом, стал единым авторитетным лидером, центром консолидации авиационного двигателестроения.

С лидера и спрос особый. Топ-менеджеры «Оборонпрома» прежде всего стремятся выстроить современную систему управления. По их замыслам, новая бизнес-единица должна обеспечить движение от продажи изделия к «продаже жизненного цикла». Они берут на себя формирование конкурентоспособного модельного ряда. В планах активная интеграция в международные бизнес-проекты (организация совместных разработок и производства, аутсорсинг – с европейскими и американскими центрами двигателестроения).

И, конечно, одна из основных целей – самофинансирование. Это считается важным приоритетом организаторской работы. Только при этом условии возможно устойчивое развитие отрасли. То есть требуется сбалансированная производственная программа, разработанная с учетом конъюнктуры рынка.

В ОПК «Оборонпром» видят, что в силу раздробленности предприятий не сформирована научно-производственная кооперация, способная реализовать полноценный прорывной проект по созданию авиадвигателя пятого поколения. Расчленены системы разработки, производства и модернизации основного востребованного на внешнем и внутреннем рынках изделия отрасли – двигателя АЛ-31. Кроме того, возникла организационно-производственная проблема с двигателем ПС-90А, сдерживающая продажи самолетов Ил-76, Ил-96 и Ту-204. Образовался застой в разработках двигателей нового поколения гражданского назначения в классе тяги 9–18 т, что, в свою очередь, обусловливает технический риск программ перспективных самолетов МС-21, МТА и широкофюзеляжного самолета.

Формирование высокотехнологичной и гибкой структуры производства потребует создание современной системы подготовки кадров. И эти функции также берет на себя двигателестроительный дивизион «Оборонпрома». Еще одна из сложнейших задач – пресловутая социалка. Здесь непочатый край работы, но двигателестроительным компаниям в одиночку не решить всех этих проблем.

По мнению экспертов, если принять во внимание перечисленные проблемы отрасли, а также невысокую долю федеральной собственности в уставных капиталах ключевых предприятий и сложный состав их акционеров (собственников), то задача интеграции в авиационном двигателестроении представляется гораздо более сложной, чем решение задачи создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Сущность стратегии деятельности ОПК «Оборонпром» заключается в формировании конкурентоспособных, высокорентабельных и саморазвивающихся компаний.

Кто «против»? Все «за»?

Главное, с чем пришлось столкнуться, так это со стремлением на местах «заморозить» интеграцию. Частнособственнические интересы иногда берут верх над государственными.

В какой-то мере характерная история. ОПК «Оборонпром» начала переговоры с фактическим владельцем контрольного пакета акций ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» господином Ласточкиным об обмене его пакета на акции создаваемой интегрированной структуры или о продаже этого пакета. Хозяин предложил цену – по крайней мере так утверждают специалисты – вдвое превышающую рыночную. Одновременно совместно с менеджментом ОАО «УМПО» им была организована дополнительная эмиссия акций ОАО «УМПО» и приобретение контрольного пакета акций этого предприятия ОАО «НПО «Сатурн». Сегодня г-н Ласточкин прекратил всякие переговоры в отношении интеграции. В целом развитие ситуации ведет к постепенному выходу ОАО «НПО «Сатурн» из процессов формирования новой кооперации в авиационном двигателестроении, к недостаточно эффективному выполнению Перечня поручений президента Российской Федерации и, как следствие, к срыву планов развития авиационного двигателестроения в целом.

Специалисты считают, что сложившаяся ситуация может иметь далеко идущие последствия. Упорно циркулируют слухи, что хозяева «Сатурна» могут преследовать цели, которые никак не связаны с развитием отечественного двигателестроения. Не исключена ситуация, как отмечают эксперты, что «большая четверка» (General Electric и Pratt&Whitney, входящая в корпорацию United Technology Corporation, Rolls-Royce и Snecma, входящая в группу компаний SAFRAN, – ред. «РН») воспользуется случаем для того, чтобы на корню придушить потенциально конкурентную отрасль в России. Им это стратегически выгодно. Ход может быть избран довольно простой. Российское предприятие приобретается иностранным конкурентом – и вот уж тогда, конечно, ни о каком профильном развитии производства и речи быть не может. Мощная структура перепрофилируется под производство другой продукции, скажем, ширпотреба. Научно-производственное объединение будет иметь, быть может, немалые деньги, но навсегда выпадет из обоймы предприятий оборонно-промышленного комплекса. «Большой четверке» выгодно, слов нет. А отечеству? Его обороноспособности, если от нее откалывается значимая производственная часть? Ответ очевиден.

И это не досужие мнения. Известен факт, когда удалось спасти одно из оборонных предприятий, производящих лопатки для турбин. Над ним был занесен меч перепрофилирования под… производственную базу одного из секторов пищевой промышленности. Таких примеров в отечественной практике немало, что позволяет экспертам спрогнозировать возможный исход дела с «Сатурном».

Некоторые эксперты склонны оценивать действия владельцев перепрофилируемых оборонных предприятий как своеобразную подставу под рейдеров, в том числе и из-за рубежа, что-то похожее на сговор. Впрочем, всякая сделка – это взаимные договоренности, только одни прозрачны, а другие ею не обладают. В случае с «Сатурном» не все ясно.

С виду вполне легитимная сделка в условиях рыночной экономики, а по факту – подрыв отечественной экономики, в частности – военно-промышленного потенциала.

Чтобы воссоздать утраченные производственные мощности, потребуются немалые средства, ведь они накапливались десятилетиями в советское время, когда на оборону денег не жалели. Само же перепрофилирование, по сути, это размен тысячной ассигнации на горстку копеек. Оборону все равно придется государству поддерживать на должном уровне – значит, придется потуже подтягивать пояса простым гражданам. Целесообразно ли, если от Советского Союза остались необходимые производственные мощности, но попали в руки людей, движимых отнюдь не государственными мотивами, а личной корыстью. Народ уже однажды заплатил за оборонный потенциал, создал могущественный ВПК, несмотря на лишения тех недавних десятилетий.

Кстати, руководство страны обращает внимание предпринимателей на ответственность перед обществом. «Оборонпром» принимает реальные меры к тем из них, кто утрачивает гражданское чувство ответственности.

ОПК «Оборонпром» не сдается – подготовлен и внесен в правительство РФ ряд конструктивных предложений. Государственный подход должен восторжествовать.

Таким образом, по своей сути ОПК «Оборонпром» выступает инфраструктурной корпорацией, берущей на себя роль инициатора и организатора в отрасли, имеющей серьезные организационно-экономические проблемы. Доверие со стороны государства к корпорации определяется тем, что, во-первых, ОПК «Оборонпром» является одной из немногих компаний, имеющих опыт профессионального управления крупными отраслевыми структурами отечественного оборонно-промышленного комплекса в рыночных условиях. Во-вторых, решая задачи объединения предприятий различных форм собственности, ОПК «Оборонпром» держит под государственным контролем все этапы объединения предприятий.

Программа уже пошла

Проект создания в авиационной отрасли Объединенной двигателестроительной корпорации реализуется полгода и перешел в стадию активной организационной работы.

Выстраивается система управления Объединенной двигателестроительной корпорацией. В ее контур поэтапно включаются интегрируемые предприятия. Сформирована и прошла слаживание управляющая команда. Осуществляется организация государственно-частного партнерства по авиадвигателестроительным проектам и проектам создания индустриальных газотурбинных установок.

Ведется корпоративное строительство. Так именуется консолидация пакетов акций объединяемых предприятий. Где-то используется выкуп пакетов акций ключевых предприятий отрасли, а где-то они передаются на иных условиях.

Проводится комплекс работ по реструктуризации на предприятиях Пермской группы (Пермский моторный завод, «Авиадвигатель», «Пермские моторы» и др.), включенных в состав интегрированной структуры.

На счету полезных дел «Оборонпрома» предотвращение банкротства предприятий Самарской группы. Начата санация и реструктуризация их активов.

С предприятиями «Климов», Московское машиностроительное предприятие им. Чернышева и другими достигнуты принципиальные договоренности о координации деятельности, рационализации бизнеса и приоритетных проектов, весьма важных для отечественного авиационного двигателестроения.

Разрешены внутриотраслевые конфликтные вопросы по цене и срокам поставки авиадвигателей ПС-90А – заключен долгосрочный договор между Пермским моторным заводом и ОАК на их поставки.

Кроме того, заключено Соглашение о стратегическом партнерстве между ОПК «Оборонпром» и ОАК в области разработки двигателей ПС-90А.

Сегодня ведутся консультации с французской компанией «Турбомека» по совместному формированию вертолетных двигателестроительных проектов.

Среди текущих проектов особое внимание менеджеров «Оборонпрома» занимают двигатели нового поколения для комплектации отечественных самолетов Ил-96 и Ту-204, а также для проекта создания перспективного широкофюзеляжного самолета. Продвигается работа по созданию до 2012 года двигателя для обеспечения поставок вертолетов Ми-54, «Ансат» и других.

Главная ставка «Оборонпрома» – на концентрацию ресурсов и формирование эффективных структур управления в интересах реализации приоритетных проектов и программ отрасли. При всей, казалось бы, обоснованности процесса с точки зрения государственной целесообразности противодействие со стороны руководства отдельных предприятий весьма ощутимо. Судя по всему, кому-то комфортно жить в полукавардачной обстановке 90-х. А при таком подходе может случиться так, что на последующих выставках в английском Фарнборо России и выставлять-то будет нечего. Настало время кардинально менять заскорузлое положение вещей.

Вадим Соловьев, «Независимая газета», № 27

11 августа генеральный директор НПО «Сатурн» в эфире рыбинских телеканалов заявил о том, что на предприятии в настоящее время проводятся проверки финансово-хозяйственной деятельности. Мы предлагаем вниманию читателей нашу подборку наиболее заметных публикаций о предприятии.
Юрий Ласточкин, генеральный директор НПО «Сатурн»:
(…)«Сейчас НПО «Сатурн» подвергается очень серьезным проверкам со стороны Министерства внутренних дел. В общем-то, это, скажем так, по определенным доносам со стороны заинтересованной группы лиц, находящейся в Москве. Я думаю, что это нормально, это как раз то, о чем говорил президент: «кошмарят» бизнес, мешают работать, ищут то, чего нет. Ищут неквалифицированно, грубо, но, в общем-то, ничего страшного в этом нет. Я думаю, что время, жизнь поставят все на свои места. Нам нечего бояться подобных проверок, потому что у нас очень грамотный коллектив работает. Естественно, если говорить о злом умысле со стороны проверяющих, то он существует на самом деле, но, я думаю, что каких-то целей, которые перед ними ставят, достичь им не удастся здесь, на заводе. Это не то место, где нарушают закон, а то место, где его соблюдают». (…)
СТС-РИА-ТВ, программа «Время моторов»

Предыдущая статьяСвидетели в шоке
Следующая статья«Мы не отбираем, а покупаем акции»,

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.