Говорят, что не бывает бывших врачей. А бывшие мэры бывают? Борис Степанов правил Рыбинским муниципальным округом с 2000 по 2004 годы. После своего ухода с поста главы РМО он ни разу не удостаивался внимания журналистов. Мы решили восполнить это упущение и побеседовали с Борисом Михайловичем. О людях прошлого, об ошибках прошлого и о дне сегодняшнем последнего главы бывшего Рыбинского муниципального округа – эксклюзивное интервью нашего корреспондента. Главы уходят и… приходят?
— В начале лета в администрации и среди руководителей МУПов стали появляться люди, работавшие в администрации в вашу бытность главой. Это попытка повлиять на ситуацию или подготовка плацдарма для грядущих выборов?
— Я полагаю, что у каждого человека есть свой период активной деятельности. Мой период, который я мог бы реализовать в рамках руководителя, наверное, прошел.
— То есть на выборы вы не пойдете? Боитесь, не изберут?
— Не планировал такого, не пойду. Те люди, которые работали со мной, я считаю, работали хорошо. Г.В. Васильева, В.П. Шкакина, Н.А. Лавренова, Н.А. Колюхов, наконец, А.М. Куксова и С.П. Смирнов (на них намекаете?) — это не мои люди, это люди, с которыми я имел удовольствие работать.
— Вы общаетесь с и.о. главы Владимиром Хмелевым?
— Не так часто, как хотелось бы, но по некоторым вопросам обменялись мнениями.
— Было много досужих домыслов о том, почему вы ушли с поста главы за несколько дней до истечения срока полномочий… Почему вы не стали баллотироваться на второй срок? Из-за плохих отношений с Рыбинским Советом депутатов?
— Нет, с Советом депутатов у меня в то время были хорошие отношения, хотя на заборах писали другое. Я стараюсь не смешивать работу с личными отношениями. Но когда я выходил в Совет с ключевыми вопросами, то чаще всего получал одобрение.
— Сейчас в составе Муниципального Совета много предпринимателей, которые мыслят экономическими категориями. Возможно, с ними ваши отношения сложились бы иначе…
— Я всегда говорил предпринимателям: «Идите на выборы». Потому что это люди состоявшиеся и обеспеченные, и они могут идти дальше, а не станут набивать карманы, дорвавшись до власти. В 1905 году в Рыбинске не было водопровода, тогдашние предприниматели, купцы собрались в городском Совете, договорились и построили водопровод. Считаю, что сила Муниципального Совета и Совета директоров промышленных предприятий в том, что это объединения людей, которые могут принять решение и что-то сделать совместно.
— Борис Михайлович, на мой взгляд, при вас была создана база, что преемник мог бы подождать, и посеянное дало бы плоды…
— Программа «От выживания – к благополучию», которую мы разработали в 2000 году, была рассчитана до 2005 года, то есть еще на год после выборов. Следующий глава мог бы войти в курс дела и подготовить свою программу, ведь развитие города не может идти с остановками. Я не хочу критиковать ни вчерашних, ни сегодняшних, ни завтрашних – это бесполезно и неразумно, но, к сожалению, эта схема развития не была поддержана.
О реформировании коммуналки
— Сейчас одна из главных задач власти – реформирование ЖКХ. Вот добрались до того, что пресловутую «Управляющую компанию», наконец, акционируют. А ведь с подобными инициативами вы выходили в 2002 году…
— Да, я настаивал на том, что неизбежен и, более того, необходим, приход частника на рынок ЖКХ, создание конкурентной среды. Для чего мы и в Москву, к Кушману ездили – он тогда был председателем Госстроя и занимался этими проблемами. Но депутаты и население были не готовы к приходу частного инвестора в ЖКХ. Когда мы вышли с проектом, нам устроили эти публичные слушания…
— Публичную экзекуцию…
— Это была чистейшая глупость. Я не стал спорить, потому что это привело бы к конфронтации. Зачем? Значит, не созрели мы еще в то время. Потом реформа как бы продолжилась, но в искаженном виде. Например, мы говорили, что должен быть кассовый центр. Самое смешное, что он появился, но это была еще одна муниципальная организация, а по нашей схеме кассовый центр должен был быть частным, собирать платежи с населения и перечислять их в муниципальный банк. Эта новая структура аккумулировала бы средства населения и бюджетное финансирование. Департамент ЖКХ должен был организовать обслуживание жилого фонда через управляющие компании, которых может быть до бесконечности много.
— Кассовый центр с муниципальным банком были интересны, когда население платило меньше 100%…
— 100% население платить не может по определению. Цены растут быстрее, чем платежи населения, я даже не говорю о платежеспособности, которое растет еще медленнее. Банк за счет оборота должен был иметь прирост средств, которые компенсировали бы инфляцию. Плюс планировалась экономия за счет конкурентной борьбы.
— Какую судьбу вы готовили МУПам?
— Эти структурки в 2002 году мы собирались упразднить.
— Может, зря, пусть конкурируют с частниками?
— Они имеют громоздкие аппараты, которые не позволят конкурировать: прежде чем что-то отремонтировать, им нужно свою контору прокормить. МУПы стояли перед банкротством еще в 2002 году. Один раз им поменяли вывески, дальше я им говорю: больше этого не будет, мы должны провести реформу. Они все дружно встали, и я понял, с кем имею дело: что я не только у населения не получу поддержки, я и у них ее не получу, а они могли вообще обрушить все хозяйство.
— Тем не менее, вы впустили на рынок частников…
— Да. Но также, чтобы подготовить реформу, мы опробовали ее работу в разных точках города. Создали КОСы — не для того, чтобы заниматься пиаром, а чтобы жители почувствовали что-то в своих руках, попробовали управлять своими домами. Дали КОСам денег, и в Переборах жильцы отремонтировали несколько подъездов. Некоторым муниципальным компаниям создали параллельные частные структуры, и получилось, они живы до сих пор.
Что для главы – главное?
— Я и говорю, что заложено было кое-что. И все-таки, как на ваш взгляд, четыре прошедших года для Рыбинска – это время развития, стагнации или отхода назад?
— Чтобы их как-то оценить, нужно знать, какая цель была поставлена. Главная задача главы – заниматься городом как совокупностью людей…
— Другая точка зрения: город – это здания и дороги, куда нужно вкладывать деньги, которые зарабатывают люди…
— Здания и дороги – это инфраструктура, которая обеспечивает жизнь людей, а город – это общество. Мы должны не только себя обслужить, но и обеспечить детей, семью. Граждане избирают управленцев. А вот управленцы, если они правильно ставят себе задачу, должны создавать рабочие места для людей, так люди обеспечат себе источник существования.
О поездке к Пал Палычу
— Чтобы была работа, удовлетворяющая потребностям молодежи, нужна конкуренция и на рынке труда…
— Когда в стране начался бум строительства филиалов зарубежных автомобильных заводов, и в Санкт-Петербурге уже построили «Форд», у меня появилась идея привлечь в Рыбинск «Тойоту». Собрал чемодан и поехал в Москву к Павлу Бородину, но предварительно решил посоветоваться в области. Там сказали: мысль правильная, езжай.
Я приехал и говорю:
— Помоги притянуть в Рыбинск «Тойоту».
— Да нет вопросов, — говорит.
— Что для этого нужно?
— Напиши проект вроде этого, — и показывает план привязки «Тойоты» к Ярославскому району, подписанный областным чиновником, который одобрил мою поездку.
Представьте себе мое удивление! В результате «Тойота» ушла в Санкт-Петербург. Ярославский район не удовлетворял их требованиям, а Рыбинск мог бы подойти: здесь есть и база, и люди. А у меня создалось впечатление, что желания развивать этот город нет. К тому же, директор одного промышленного предприятия мне сказал:
— А ты подумал обо мне? Эта «Тойота» увеличит средний уровень зарплаты в городе. Мне это невыгодно.
О статусе города
— Наделение Рыбинска статусом города дало результаты? Вы почему за статус в свое время не боролись?
— Мы не боролись. И с флагами не бегали. Мы педантично, юридически отработали все аспекты: съездили в Госдуму РФ (я встречался с председателем комитета по местному самоуправлению Мокрым), подготовили и отправили документы губернатору, в Ярославскую Думу и Рыбинский Совет депутатов. Местный Совет документы не принял, областная Дума их не рассматривала, а губернатор не откликнулся. Но когда проблема замалчивается, то появляются люди с флагами…
О труде на досуге
— Раньше вы говорили, что не бываете на даче. Сейчас получается?
— Нет, не получается.
— Чем же вы занимаетесь на заслуженном отдыхе?
— В ЗАО «Интертэм» я занимаюсь продвижением проекта строительства культурно-коммерческого комплекса «Сенная площадь». Когда в свое время увидел проект здания, выполненный московскими архитекторами, то «заболел» им. Пытаюсь реализовать свои идеи на этом поприще.
Беседовала Ирина Коновалова