Происходящее сейчас с Ярсоцбанком управляющий рыбинского филиала Виталий Соловьев называет провокацией со стороны конкурентов. Тех, кто не поддастся панике, банк собирается отблагодарить увеличением процентных ставок по вкладам.
— Еще 15 октября ситуация была спокойной, а уже на следующий день у банкоматов Ярсоцбанка выстроились длинные очереди. В народе ходят самые противоречивые слухи. Что происходит?
— Ключевым для понимания происходящего является слово «провокация». На самом деле все началось еще вечером в пятницу позапрошлой недели. Начали целенаправленно распространяться слухи. Представляясь работниками налоговой инспекции или администрации, какие-то люди звонили нашим клиентам и убеждали срочно ликвидировать счет в банке или досрочно закрыть вклад и снять все наличные денежные средства с пластиковой карты. К юридическим лицам, обслуживающимся в Ярсоцбанке, приходили сотрудники других банков, убедительно агитируя переходить к ним на расчетно-кассовое обслуживание. С той же целью отправлялись SMS-сообщения, агитировали в транспорте, в Ярославле дошли до того, что разбрасывали листовки. В результате наиболее внушаемые клиенты бросились к уличным банкоматам (а по ночам банкоматы не заряжаются) и просто вымели из них деньги. Мы постоянно подвозим наличность, но иногда элементарно не успеваем, из-за чего ситуация нагнетается. Я уверен, что она стабилизируется, но сейчас, когда искусственно создан ажиотажный спрос, наличности может не хватить. Я считаю, что люди ни в чем не виноваты, они, как и банк, стали заложниками лиц, которые в своих интересах воспользовались неустойчивой финансовой ситуацией в стране.
— Какой процент вкладчиков аннулировали свои вклады?
— Сейчас я не могу ответить на этот вопрос. Когда пройдет волна, будем считать, анализировать, а сейчас главное — не выпустить ситуацию из-под контроля.
— С происками конкурентов можно как-то бороться?
— Мы собираем материалы, говорящие о целенаправленно спланированной акции, часть из них записаны на видео, есть свидетели. Собрав информацию, будем обращаться во все правоохранительные органы и в администрацию, потому что дезинформация в том числе идет и от чиновников. Я думаю, что такое поведение можно назвать подрывом экономической безопасности, а это уголовное преступление. За такие вещи люди должны нести ответственность.
— Вы не хотите отблагодарить тех, кто принесет информацию о распространителях слухов?
— Поощрить людей нужно. Кто просто хочет сделать хорошее дело — тому больше зачтется, кто сделает это за деньги — тоже получит свое.
— Чем больше срок, на который открыт вклад, тем большие проценты по нему начисляются. При досрочном расторжении договоров вкладчики лишаются процентов, а банк на этом может заработать…
— Не надо сравнивать наш бизнес с «деятельностью» наперсточника. Мы крупный региональный банк, который долгое время стабильно работает и занимает довольно хорошую нишу на рынке. Только держателей пластиковых карт в Ярославской области мы насчитываем 230 тысяч человек. Мы не можем рисковать репутацией и клиентской базой, наработанными десятилетиями.
— Смешно спрашивать, входите ли вы в систему страхования, но тем не менее…
— Естественно, все наши вклады защищены, и вновь принятый закон о гарантированном возврате вкладов до 700 тысяч рублей распространяется и на нас.
— Когда я услышала о том, что государство выделило огромные средства, чтобы поддержать банки, то подумала, что большая часть этих денег прольется золотым дождем на федеральные структуры, а региональные банки окажутся в невыгодной ситуации. В действительности первыми были поглощены КИТ Финанс, Связь-Банк, Собинбанк…
— Я не могу отвечать за другие банки. Могу только сказать, что в отличие от них мы не занимаемся рискованными видами бизнеса, не вкладываем деньги в ценные бумаги, тем более, в иностранные. Главным образом мы финансируем развитие промышленности, торговли и сферы услуг Ярославской области. Безусловно, мы страхуем свой бизнес – берем в залог имущество, права, поручительство физических и юридических лиц, создаем резервы потерь. Работа с рисками в банке поставлена на высокий уровень.
— У вас нет желания возместить средства за счет заемщиков, пересмотреть процентные ставки по кредитам, например, или поставить им условие срочно вернуть средства?
— Если ситуация в стране и в мире будет меняться, то и мы не будем исключением. Но пока у нас нет фактов массового увеличения ставок, тем более, мы ни с кого не требуем вернуть кредиты.
— Вы продолжаете кредитовать физических и юридических лиц?
— Сегодня утром (ред.: 16 октября) еще кредитовали, но если ажиотаж продолжится, то, возможно, эту деятельность банку придется приостановить.
— Совсем недавно аналогичная ситуация произошла с Далькомбанком, руководство которого решило отблагодарить своих клиентов за верность. Тем, кто не снял вклады, увеличили проценты, а держателям банковских карт выплатили единовременные бонусы от ста до тысячи рублей в зависимости от суммы вклада…
— К нам уже обращались клиенты с предложениями увеличить суммы вкладов или открыть еще один вклад, при этом они предлагали заинтересовать их большими процентными ставками. Этот вопрос мы будем ставить перед руководством головного банка. Я лично считаю, что мы должны поощрить наших клиентов за верность.
Беседовала Ирина Коновалова