В течение последних трех месяцев мировые цены на нефть упали со 140 до 70 долларов за баррель. Однако адекватного снижения стоимости бензина в России не произошло. Федеральная антимонопольная служба /ФАС/ требует от российских нефтяных компаний снизить цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. «Лукойлу», «Газпромнефти», ТНК-ВР, «Роснефти» и «Сургутнефтегазу» направлены письма с предупреждениями о том, что в случае отказа подчиниться этому требованию в отношении нефтяников могут быть заведены новые дела. Аналитики считают, что, исходя из динамики падения стоимости нефти на мировых рынках, оптовые цены на бензин в РФ должны были упасть примерно на 20-30 процентов, а цены на заправках на основные марки бензина должны быть ниже нынешних процентов на 15-20. Иными словами, АИ-95 должен стоить порядка 20 рублей. В Америке цены на топливо уже упали значительно.
Практика показала, что предыдущие «наезды» ФАС на российских нефтяников заканчивались для них, как правило, легким замешательством. В этот раз, вместо того чтобы снизить цены, вышеперечисленные нефтяные компании обратились с просьбой к правительству РФ оказать им финансовую помощь (в размере 9 млрд. долларов) на пополнение оборотных средств в условиях финансового кризиса.
Сергей Балабаев, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области:
— В течение недели цены на бензин упали на рубль. При этом имели значение несколько факторов: во-первых, повлияло снижение сезонного спроса, во-вторых, имели последствия действия органов государственной власти Российской Федерации. Мировые цены на нефть на внутренние цены на бензин не влияют.
Что касается цены на солярку, то в советское время этот вид топлива в основном использовался сельхозпроизводителями, и правительство компенсировало его стоимость. Сейчас, когда в основе цены себестоимость продукта, прежней разницы в ценах на бензин и солярку ждать не следует.
Любовь Локалова, начальник отдела информационно-аналитической работы областного департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов:
— Цены на бензин мы не регулируем, делаем только их мониторинг. Практика показывает, что динамика цен на нефть на мировом рынке и цен на бензин на внутреннем рынке не всегда совпадает.
Виктор Жиганов, директор МУП «ПАТП-1»:
— Нет, не жду. Несмотря на то, что на рынке США цены на бензин уже упали на 20% — это при том, что страна живет в основном за счет импортной нефти, закупленной в Саудовской Аравии. У нас снижение составило порядка 2% — это несопоставимо со снижением цен на нефть на мировом рынке, тем более, что в последнее время нас все время убеждали, что цены на бензин в России напрямую зависят от международных цен на нефть. Это происходит потому, что в Америке цены регулирует рынок, а у нас присутствует сговор монополистов.
То, что солярка стала дороже бензина, нонсенс, говорящий о том, что Федеральная антимонопольная служба не влияет на ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов. А цены на горюче-смазочные материалы напрямую влияют на стоимость перевозок пассажиров в общественном транспорте, составляя до 35-36% их себестоимости.
Вячеслав Виноградов, директор ООО «Спецавтохозяйство»:
— Нас не напугаешь ростом цен. По телевизору говорили, что президент поставил задачу снизить цены на бензин на 1 рубль. Что такое 1 рубль? – коробок спичек не купишь. Если цены на нефть упали в два раза, то и на бензин должны снизиться в такой же мере.
Солярка всегда стоила копейки, в этом году ее цена стала сопоставимой со стоимостью бензина –
26 рублей за литр. Но и при этом мы сумели в течение года приобрести две машины. Спасает то, что нормы потребления у дизельных машин ниже, чем у автомобилей, работающих на бензине. Карбюраторные я перевожу на газ, в результате затраты снижаются на 60% по сравнению с бензином.
Сергей Величко, индивидуальный предприниматель, директор фирмы «Такси – Рыбинск»:
— Очень ждем. Цены на бензин напрямую влияют на себестоимость поездок. Они росли в течение последних лет постоянно, но мы только один раз увеличили стоимость перевозок. Поэтому сейчас мы ждем снижения цен на бензин, чтобы не сокращать объемы услуг.
Я понимаю, почему в странах, не добывающих нефть, растут цены. Мы добываем нефть, и бензин у нас должен быть дешевым, как в Эмиратах. Для этого государство не должно было отдавать в частные руки природные ресурсы и ресурсодобывающие предприятия. Частным должен быть только мелкий бизнес.
В ОАО «Сибнефть-Ярославнефтепродукт» от комментариев отказались.