Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев предлагает вернуть принудительное лечение алкоголиков. Это профилактическая мера, поскольку большая часть преступлений в стране либо совершается в состоянии алкогольного опьянения, либо косвенно связана с пьянством. Развивать «принудительную медицину» предлагают за счет доходов от продажи алкоголя.
Справка: В СССР существовали лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). Первый из них был открыт в 1964 в Казахской ССР, затем в других республиках. В марте 1974 года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития». Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 1 года до 2 лет, решение о направлении на принудительное лечение принимал суд.
В 1994 году система принудительного лечения была отменена указом Бориса Ельцина. Эта норма была подтверждена в 2003 году указом Владимира Путина. В настоящее время ЛТП продолжают работать в странах бывшего СССР — Белоруссии и Туркмении.
Михаил Соловьев, 1-й заместитель начальника УВД г. Рыбинска и Рыбинского района, начальник криминальной милиции полковник милиции:
— Да, лечебно-профилактические учреждения нужно восстанавливать. Сейчас идет широкая дискуссия, помогут они или нет. Я считаю, что за время, прошедшее с 70-80-х годов прошлого века, медицина шагнула далеко вперед, появились новые методы лечения, которые нужно широко использовать при принудительном лечении.
Не нарушаются ли при этом гражданские права человека? – по этому вопросу тоже можно долго дискутировать. Права на нормальную жизнь есть у всех людей. Алкоголики, и особенно наркоманы, вредят не только себе, они представляют серьезную опасность обществу: чтобы добыть на «дозу», они воруют, грабят и убивают. Мало кто из них самостоятельно приходит к решению лечиться, временная изоляция поможет им взглянуть на мир другими глазами, «перестроит мозги» или просто даст возможность близким людям немного отдохнуть от них.
Но направлять на принудительное лечение нужно только по решению суда, который должен иметь обоснованные предпосылки и объективную доказательную базу, что от человека не просто хотят избавиться, а что ему действительно нужно лечение. Если из всех направленных на принудительное лечение вылечится хоть несколько человек, то и это будет большим делом, мы должны пусть насильно, но дать этим людям шанс вернуться к нормальной жизни.
Тамара Нестеренко, старшая дома № 3 по улице Кольцова:
— Надо самому иметь силу воли и твердый характер. Если человек не захочет бросить пить, то ему никакое лечение не поможет. У моего мужа был товарищ, который пил. Из-за этого в его семье был полный разлад, в конце концов они расстались с женой. Несмотря на то, что этот человек несколько раз лечился, ему ничего не помогало, пока он сам не задумался о своем будущем и о своем здоровье. Когда он сам решил бросить пить, проявил силу воли, то у него все получилось. Он не пьет уже шесть лет, женился, купил новую «Волгу», стал примерным семьянином и примерным работником.
Николай Савин, заведующий отделением острых алкогольных психозов Рыбинского наркологического диспансера, врач I категории:
— Вылечить принудительно невозможно. Лет 15-20 назад мне приходилось участвовать в комиссии, которая направляла больных в ЛТП, где основным методом лечения была принудительная трудотерапия. В течение примерно пяти лет, я думаю, не было ни одного случая, чтобы человек вылечился с помощью этого метода. Хотя, справедливости ради, нужно отметить его положительную сторону – это то, что за время пребывания в ЛТП семья могла немного отдохнуть от своего «мужа», «сына» или «отца».
Разве можно вылечить человека принудительно?! Это нонсенс, абсурд, глупость! Если во всем мире признано, что алкоголизм – это психическое заболевание, значит, человека надо лечить, причем, лечить его должен не только нарколог, но и врачи других специальностей: психиатр, психолог, психотерапевт, невролог, терапевт, пациент при этом должен принимать физиопроцедуры.
Принудительное лечение – это нарушение прав человека. По 62-й статье, без адвоката, в ЛТП человека могли запереть на 2 года.
Да, надо что-то делать, но решать, что делать, нужно с широким привлечением представителей Генеральной прокуратуры, Верховного суда, Министерства здравоохранения, как это было на семинаре в 1993 году, когда принимали решение ликвидировать ЛТП – тогда только главных наркологов присутствовало человек триста.
Евгений Иогансен, директор ООО «Раскат-РОС»:
— Немедленно вернуть принудительное лечение алкоголиков. Пускай лечатся и приносят пользу. То, что мы разрушили ЛТП, было самой громадной нашей глупостью. Только что ко мне как к руководителю управляющей организации приходила женщина: родители пьют, долг за квартиру достиг 50 тысяч рублей. Что ей делать? Монополисты сегодня не спрашивают, по какой причине не платят, отключат хоть газ, хоть свет, хоть воду, хоть отопление.
То, что принудительное лечение нарушает чьи-то гражданские права, – только разговоры. Сначала надо стать гражданином, участвовать в гражданских правах, вносить свой вклад в развитие общества, а не сидеть всю жизнь на хребте у своих родных и близких.