25 декабря на очередном заседании Муниципального Совета депутаты утвердили программу «Энергосбережение на территории Рыбинска на 2009-2010 годы». Проект станет первоначальным этапом для комплексной работы по оптимизации энергоснабжения Рыбинска.
Промедление чревато
В документе об экономическом обосновании программы сказано, что стоимость тепловой энергии до 2012 года ежегодно будет увеличиваться в пределах 20,5%. Произойдет это в результате того, что к 2011 году цены на газ на внутреннем и международном рынке сравняются, и внутренние оптовые цены на газ к 2012 году по сравнению с 2007-м вырастут в 2,8 раза. Одновременно будет происходить поэтапное увеличение доли электроэнергии, реализуемой по не регулируемым государством ценам. В результате стоимость электроэнергии тоже вырастет — в 2,1 раза.
Мазут, дизельное топливо и уголь в результате снижения цен на нефть стали дешеветь, но, чтобы использовать это преимущество, нужно сделать значительные запасы топлива, а это невозможно.
Высокими темпами будут также расти цены на водоснабжение и водоотведение. В результате стоимость топливно-энергетических и коммунальных ресурсов будет опережать инфляцию в 2-3 раза. Затраты на оплату коммунальных услуг по учреждениям образования, здравоохранения, культуры и спорта увеличатся со 127 млн. рублей в 2007 году до 446 млн. в 2012 году.
Несомненно, ситуация отразится и на населении. Поскольку жители не имеют возможности самостоятельно регулировать объем потребления коммунальных услуг, рост их стоимости приведет к снижению качества жизни людей.
Программа «Энергосбережение на территории Рыбинска на 2009-2010 годы» ставит целью перевести бюджетную сферу и жилищный фонд на энергосберегающий путь развития. Первая задача – внедрив энергосберегающие технологии, снизить потребление тепла и электроэнергии на 10%. В результате энергопотребление города сократится на 2,6%, то есть на 21 тыс. тонн условного топлива. Затраты местного бюджета на оплату коммунальных услуг уменьшатся на 17 млн. 800 тыс. рублей.
Финансирование программы составит 57 млн. 800 тыс. рублей, из них 10 млн. предполагается выделить из местного бюджета, 6 млн. 250 тыс. – из областного и 41,5 млн. рублей – за счет внебюджетных источников.
Программа содержит три раздела, в каждом из которых предусмотрены мероприятия для коммунальной сферы, социальных учреждений и жилищного фонда.
Коммунальное хозяйство
Для каждого муниципального предприятия будут созданы энергетические паспорта. МУПы должны будут вести топливно-энергетические балансы и акты энергетических обследований. Каждому установят нормативы потерь, расходов и запасов при выработке и передаче тепловой и электрической энергии.
МУПы должны разработать и согласовать с органами местного самоуправления свои программы энергосбережения. Все предприятия к 2012 году будут рассчитываться с поставщиками по показаниям счетчиков (сейчас 80%).
Социальная сфера
В социальной сфере ставится задача довести долю муниципальных учреждений и муниципальных предприятий, имеющих энергетические паспорта, топливно-энергетические балансы, акты энергетических обследований и нормативы энергопотребления, до 90%.
По показаниям приборов учета с организациями коммунального комплекса будут рассчитываться 70% потребителей муниципальной бюджетной сферы (сейчас 50%).
Жилищный фонд
Авторы программы считают необходимым предоставить горожанам возможность самим выбирать объемы коммунальных услуг, которые им необходимы, и получать текущую информацию о фактически потребленных услугах. Для этого нужно обеспечить жилищный фонд приборами учета и устройствами регулирования потребления тепловой энергии.
Энергосберегающие мероприятия будут включать в договоры с управляющими компаниями, передавая им на конкурсной основе функции управления домами. При выполнении капитального ремонта домов за счет Фонда содействия реформированию ЖКХ также ставится задача внедрять энергосберегающие технологии.
К 2012 году по приборам учета за коммунальные услуги должны будут рассчитываться 70% собственников жилья и квартиросъемщиков.
Параллельно в жилищном фонде планируется организовать работу по установке энергосберегающих светильников, автоматических устройств включения и выключения освещения подъездов, по утеплению чердачных перекрытий, подвалов, входных дверей и окон, по установке теплоотражателей, промывке систем центрального отопления, утеплению фасадов, установке водосберегающей арматуры и другие.
В итоге выполнения всех этих мероприятий темп роста стоимости коммунальных услуг не должен превысить индекса потребительских цен.
Депутаты горячились не зря
Программу обсуждали дважды — 11 декабря на заседании постоянной комиссии по экономической политике и 25 декабря на очередном заседании Муниципального Совета. У депутатов было много вопросов. Разве без программы не должны утеплять чердаки, подвалы, входные двери и окна? Из слов директора департамента ЖКХ, транспорта и связи Виталия Накладова следовало, что не только должны, но и утепляют: акты приемки к зиме подписаны по всем домам. Но заместитель председателя Муниципального Совета Александр Соколов сказал, что он знает дом, где до сих пор нет стекла в подъезде.
Депутат Геннадий Смирнов поинтересовался, не приведет ли установка счетчиков к ухудшению состояния муниципальных предприятий, которые привыкли списывать убытки на жильцов.
— Предприятие для людей или люди для предприятия? – пресек дискуссию председатель Муниципального Совета Эдуард Литовский. Сам он предложил увеличить финансирование на установку счетчиков в будущем году: их установка в муниципальных учреждениях даст экономию 180 млн. рублей, всего на установку необходимо 24 млн., на 2009 год на эти цели запланировали 2 млн. Председатель МС предложил увеличить сумму более чем вдвое.
Самый важный вопрос: что будут делать обслуживающие организации, если показания индивидуальных и общедомовых приборов учета будут отличаться. По словам Виталия Накладова, согласно постановлению правительства №307 в этом случае разницу следует распределить между квартиросъемщиками.
У депутатов другое мнение:
— Граждане не должны платить за услуги, которые они не потребляли.
Народные избранники пришли к выводу, что серьезным недостатком программы является то, что она не стимулирует управляющие организации устранять утечки и работать с недобросовестными квартиросъемщиками, которые воруют услуги.
Проект решили доработать, для чего создали рабочую группу. Группа хорошо поработала, внесла в проект ряд дополнений, но стимулов не придумала. 25 декабря, когда программу принимали на очередном заседании Муниципального Совета, вопрос встал снова. Разработать соответствующее Положение взялся и.о. главы Рыбинска Владимир Хмелев.
Администрации рекомендовали активнее проводить разъяснительную работу среди жителей, потому что без их доброй воли и понимания реформировать сферу ЖКХ не получится.