Домой Общество «Черный» пиар

«Черный» пиар

0

Через год в Рыбинске вновь состоятся выборы. Нам, избирателям, в этот предвыборный период вновь придется испытать на себе массированную атаку агитаторов. Разобраться, что к чему и кто за кого в период современных предвыборных кампаний бывает очень непросто. Методы «черного пиара» преступают нравственные критерии общественной жизни. Тем не менее действительность нашего демократического общественного устройства такова, что в ней имеют место нечестные методы и формы конкурентной борьбы. Эти технологии используются, причем в широких масштабах и в самом омерзительном виде. Мы продолжаем публиковать отрывки из книги В.П. Шейнова «Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми» и расскажем вам о примерах того, как он применяется в нашем городе и как не стать жертвой нечестных предвыборных технологий.

(Продолжение. Начало в №№ 6, 7)

Побуждение к «правильному» голосованию. Подкуп избирателей

В Петербурге один из претендентов на мандат депутата законодательного собрания города ремонтировал почтовые ящики своих избирателей и вкручивал лампочки (вместо перегоревших) в подъездах. Победил!

Другой кандидат бесплатно лечил зубы своим избирателям. Третий организовал подвоз избирателей на автобусах к избирательным участкам. Да еще и за каждый отданный ему голос платил каждому 100 рублей.

Мишенью манипулятивного воздействия является в этих и подобных случаях удовлетворение потребности людей в положительных эмоциях и заботе о себе. Плюс прямой подкуп.

В одном городе кандидат в депутаты областного собрания во всех подъездах домов избирательного округа поставил на свои средства металлические двери. А на следующий день листовками «ненавязчиво» сообщил избирателям, кто их благодетель.

КОММЕНТАРИЙНЕДЕЛИ

На выборах в Рыбинске таких чудес – хоть отбавляй. Один кандидат в депутаты в многоэтажках в центре города для немощных старушек собственноручно мыл подъезды, денег за услуги, правда, не брал. Старушки его старания одобрили и поддержали трудолюбивого мужчину. Другой кандидат раздавал в Заволжье макароны – строго по килограмму в одни руки (читай – кило за голос). Макароны приняли с благодарностью и съели, но за кандидата голосовать не стали, другого избрали. Еще один кандидат в отдаленном микрорайоне города проложил через заболоченный пустырь асфальтовую дорожку в светлое будущее. А конкуренты на следующий день заботливо разнесли по почтовым ящикам самодельную счет-квитанцию за предоставленный сервис. Избиратели предпочли сделать выбор умом, а не сердцем, не глазами, не ногами…

Правда, в последнем случае конкуренты нашли контр-ход. Они отпечатали эти напоминания о благотворительной акции огромным тиражом и ежедневно разносили их по почтовым ящикам. Эти бесконечные напоминания вконец извели избирателей. В итоге благодетель позорно провалился на выборах.

Обратим внимание, что контрманипуляция проведена по всем правилам: игра принята, продолжена и доведена до абсурда. Мишенью воздействия здесь послужило то, что отрицательные эмоции, обусловленные многократными напоминаниями, в конце концов, должен был вызывать и сам кандидат.

Манипуляция «Организовать трудности, чтобы их преодолеть»

Один из кандидатов за две бутылки водки уговорил сантехника ненадолго перекрыть воду в доме. Сам пошел по квартирам «знакомиться с избирателями». Все, конечно, жаловались на отсутствие воды. Он обещал «принять меры». Вскоре вода пошла. Мишень воздействия — удовлетворение физиологических потребностей. Приманка — выполнение обещания.

Манипуляция «Звезды говорят…»

На тех, кто прислушивается к астрологам, команда одного из кандидатов решила повлиять, интерпретируя соответствующим образом «расположение звезд»: они будто бы говорят, что лучшим депутатом будет именно их кандидат — голосуйте за него.

Мишень воздействия в манипуляции — вера многих людей в предсказания, в частности, в астрологические.

Прямой обман

В случае неподготовленной аудитории манипуляторы могут обойтись и грубым обманом. В 1996 году в одной из воинских частей командир выстроил на плацу солдат и сказал: «Так, кто голосует за Ельцина, ставит галочку против его фамилии. Кто против — ставит против его фамилии крестик. Всем понятно?». Откуда было знать солдатам, «отрезанным» от телевидения, что какой знак ни поставь — все равно это будет голос «за»?

КОММЕНТАРИЙНЕДЕЛИ

В Рыбинске есть депутат, очень красивый от природы. Его рейтинг буквально зашкаливает на каждых выборах. Старожилы избиркома из уст в уста передают легенду о том, как обнаружили однажды несколько избирательных бюллетеней, где в графах были нарисованы не какие-то скучные галочки и крестики, а сердечки и поцелуйчики. Вот она, настоящая народная любовь…

Особо «тонкие» технологии. Голосование за «образ»

Только 6 % наших сограждан читают предвыборные программы кандидатов. Остальные делают выбор по принципу «нравится — не нравится». Но в том-то и дело, что нравится или не нравится им не кандидат как таковой, а его образ. Избиратели голосуют за брэнд: Путин — это «сильная рука», Примаков — «стабильность», Зюганов — «социалистическое прошлое». Именно это дает возможность манипулировать избирателями.

В создании образа большое значение имеют факторы восприятия. Многих поражал высокий рейтинг Е. Примакова, когда Ельцин отправил в отставку его правительство. Кроме естественного для нашего менталитета сострадания к «незаслуженно обиженному» его высокому рейтингу способствовали и другие обстоятельства: неторопливая манера говорить, очень низкий, внушающий доверие голос, солидный внешний вид. У многих людей создавалось впечатление, что этот человек надежный, предсказуемый, он знает что делает.

Из напутствия самого известного в мире имиджмейкера — «творца президентов» Жака Сегела — политикам: «О вас будут судить больше по внешности, чем по уму. Не обижайтесь на мою просьбу, но наведайтесь к парикмахеру, купите себе темный костюм, светлую рубашку и галстук. Взгляните на своих противников: у них нет никаких целей, но выглядят они прекрасно».

КОММЕНТАРИЙНЕДЕЛИ

С пословицей «Встречают по одежке, а провожают по уму» не поспоришь. Ну зачем же в крайности впадать? Один из рыбинских кандидатов в депутаты пришел на избирательный участок с семьей. Дело было зимой, и все кандидатское семейство обулось в одинаковые огромные белые пушистые унты. Креатив не помог. Выборы глава семьи все равно продул. Вот и верь после этого в пословицу «Держи ноги в тепле, а голову в холоде»!

Особенно внешний вид кандидата важен для избирательниц. Если они сочтут, что он одет безвкусно, никакая даже самая хорошая программа ему не поможет!

Ложная идея

(…) Примером может послужить беспрецедентная «промывка мозгов» избирателям консолидированными СМИ во время президентских выборов 1996 года: тогда «продавливалась» мысль о Ельцине как о «спасителе демократии». Этот образ был приманкой, а мишенью воздействия — подогреваемый СМИ страх перед возвращением коммунистов к власти.

Заведомо невыполнимые обещания

У различных категорий электората разнятся и ожидания. В то же время большинство избирателей плохо представляют себе предел полномочий на должности, на которую претендует кандидат. От имени кандидата даются обещания, соответствующие электоральным ожиданиям. Если проанализировать программы большинства кандидатов, то уже в них прослеживаются элементы заведомо не выполнимых обещаний. Что обещают? Вернуться к полностью бесплатным образованию и медицине, обеспечить социальную поддержку малоимущих, создать новые рабочие места, да и многое другое, чего ждут простые люди.

Нередко явно невыполнимые обещания звучат в выступлениях кандидатов. Для того чтобы впоследствии избежать обвинений в обмане, эти обещания излагаются в категории намерений: «Я знаю, как сделать это, и это должно быть сделано!» Слушатели не обладают навыками анализа информационных блоков и воспринимают сказанное как прямое обещание, совпадающее с их ожиданиями.

Собственно говоря, происходит эксплуатация «ожидания чуда». Нормальному человеку очень трудно понять, почему никто не хочет решать его очевидные и не такие уж большие проблемы. То, что каждая частная проблема — следствие сложных процессов, происходящих в обществе, и требует комплексного подхода, об этом даже не хочется думать. Должно же быть какое-то простое решение! Его не может не быть. Просто те, кто у власти, не хотят ничего делать. А уж если этот кандидат говорит о том, что меня волнует, значит, он сделает то, что нужно. И сделает буквально завтра.

Эффективность приема «обещайте!» имеет психологическую основу. Обещая, человек берет на себя ответственность, тем самым снимая ее с тех, кому он что-либо обещает. Как тонко подметил великий поэт, «…обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад».

Гитлер взял на себя всю ответственность за возрождение Германии, победу в войне. И народ с радостью ему эту ответственность делегировал: «Фюрер знает, что делает», «фюрер решит проблему», «фюрер приведет нас к победе». Гитлер запустил механизм коллективной безответственности, который позволил ему превратить культурную нацию в «панургово стадо», послушное его воле.

Горбачев предлагал разделить ответственность за будущее страны на всех поровну. Людей это не устраивало. Ельцин все взял на себя и в одночасье стал героем. А значит, вся ответственность была возложена на него. Оставалось лишь публично подтвердить свою готовность принять на себя эту ответственность: «Я в ответе за все», — сказал Ельцин.

Как видим, мишенью воздействия при обещаниях является освобождение его адресатов от ответственности.

Аттракцию при этом манипулятивном способе создает то обстоятельство, что большая часть электората не искушена в тонкостях политических игр. Отсюда — ожидание от кандидатов простых и понятных решений (приманок).

(Продолжение следует…)

Предыдущая статьяПодарок семье
Следующая статьяДве версии одного разговора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.