Мы продолжаем публикацию хроники судебного заседания по делу обвиняемого в вымогательстве взятки и превышении служебных полномочий главы Рыбинска Евгения Сдвижкова. За время, прошедшее с нашей последней публикации, в суде дал показания бывший главный архитектор Рыбинска Кузнецов. Сдвижков выступил более чем с двадцатью ходатайствами, что в судебной практике бывает отнюдь не часто. Но большее впечатление произвел свидетель защиты Жижин, который рассказал о новинках скрытых видеозаписывающих устройств.
Напомним, что 6 июня 2007 года Сдвижков был задержан по подозрению в вымогательстве взятки и превышении должностных полномочий. В этот день в своем кабинете он встречался с рыбинским предпринимателем Андреем Безъязычным, директором ЗАО
«ИНТЕРТЭМ» (ТЦ «Эльдорадо»), который, по материалам следствия, вручил ему 1 млн. рублей. Безъязычный утверждает: он вынужден был сделать это, чтобы Сдвижков увеличил площадь земельного участка, который необходим для эксплуатации объекта, и дал разрешение на ввод в эксплуатацию ТЦ «Эльдорадо». Вся сумма взятки, по его словам, должна была составить 30 млн. рублей.
ЗЕМЛЯ ЭЛЬДОРАДО
С древних времен это лакомое место в центре Рыбинска отводилось под торговлю. Даже рынок называется «Сенной» – потому что здесь крестьяне торговали сеном. Безъязычный с прежним главой города договорился и начал строить в этом месте торговый центр. У Сдвижкова появились прямо противоположные планы – РУМСР построит здесь каток. Любопытно, что свидетель Илья Кузнецов рассказал суду, что по градостроительному плану, утвержденному исполкомом Рыбинского Совета депутатов в 1979 году, на спорном участке планировалось строительство крупного спортивного объекта. Это и понятно, ведь торговать в советское время особенно и нечем было. В дальнейшем планы опять резко поменялись – власти захотели «плавательный бассейн с возможными дополнительными функциями». Потом волшебным образом в умах архитекторов к бассейну присоседилась гостиница, но «с элементами бассейна».
Сдвижков предложил приобщить к материалам дела еще один «документ, полученный в архитектуре». Илья Кузнецов пояснил, что это новое предложение инвесторов по строительству «гостиницы с деловым центром и организацией дополнительных площадей».
Трудно сказать, как представленный проект может доказать невиновность Сдвижкова, который обвиняется во взятке и превышении должностных полномочий. Может, он просто хотел еще раз подтвердить мысль, которую неоднократно высказывал во время суда? Что «торговля в центре города – это неправильно»?
По поводу передачи земельного участка ЗАО «ИНТЕРТЭМ» Кузнецов пояснил, что по Земельному кодексу при строительстве объекта выделяется большой участок – чтобы могла проехать техника и было где сложить строительные материалы. Для эксплуатации нужен «минимально необходимый» участок. Он не стал уточнять, что площадь ЗАО «ИНТЕРТЭМ» была нужна, чтобы могли разворачиваться фуры, которые привозят товар в «Эльдорадо». Но сказал, что объект не принимали в эксплуатацию, потому что «акты приемки инженерных сетей долго не несли, в результате построили подстанцию не там и не в том объеме, в котором требовалось». Благоустройство территории ЗАО тоже, по его мнению, выполнило неправильно – «парковок не организовали». Будто бы для парковок места не нужно… Все это должно было, по-видимому, доказать, что Сдвижков отказывал Безъязычному вполне обоснованно.
САМ СЕБЕ ЭКСПЕРТ
Затем обвиняемый заявил ходатайство о проведении повторной химической экспертизы, которая должна установить состав красящего вещества, которым были помечены деньги и следы которого нашли на его руке. По мнению Сдвижкова, вещество было разное, эксперты доказывают обратное. Повторная экспертиза по решению суда уже была, она подтвердила выводы первой. С подобным ходатайством Сдвижков выступал не в первый раз, и оно опять было отклонено.
Прокурор просил приобщить к делу аудиозапись разговора, выполненную с санкции областного прокурора по аналогичному делу в отношении обвиняемого. Суд отклонил это ходатайство, потому что к данному делу аудиозапись отношения не имеет.
НЕТ ВИДЕОЗАПИСИ – НЕ БЫЛО И ВЗЯТКИ?
27 февраля допрашивали свидетеля Коновалова, который участвовал в следственном эксперименте — осмотре денег перед отправлением Безъязычного 6 июня 2007 года в администрацию, в поисках денег в кабинете и в осмотре Безъязычного, когда он вернулся после вручения взятки. Адвокаты задавали оперуполномоченному Коновалову разные вопросы, пытались уличить его в несоответствии показаний, но большей частью свидетель отвечал, что не помнит обстоятельств событий полуторагодовалой давности.
Защиту также интересовало, почему Коновалов во время осмотра кабинета глядел на шкаф, в котором потом обнаружил взятку – это ясно видно на видеозаписи. Оперативник объяснил, что смотрел в тот момент на медаль Сдвижкова.
Сдвижков пытается доказать суду, что миллион рублей ему в кабинет подложили – или бывший прокурор Рыбинска Серегин (во время совещания, которое обвиняемый проводил в ночь накануне ареста), или Безъязычный, когда пришел к нему 6 июня 2007 года.
— Если бы взятка была, — рассуждает Сдвижков, — ее бы зафиксировали скрытой видеокамерой. Раз видеозапись не велась – значит, и взятки не было.
Он спросил Коновалова, почему не организовали съемку. Свидетель объяснил, что для этого не было времени.
— Для чего не было времени? – удивился Сдвижков, — Камера включается кнопкой: бум – и готово.
— У нас не такие камеры, — ответил свидетель.
Суду тоже стало интересно. Председательствующий Крекин спросил:
— Сколько нужно времени, чтобы подготовить видеозапись?
— Обычно такие мероприятия занимают день или два.
Сдвижкову все же было непонятно, для чего нужен такой большой срок. Свидетель пояснил:
— Чтобы установить камеру в вашем кабинете.
ПРИШЕЛ – УВИДЕЛ – ПРИЛЕПИЛ
Вывести на чистую воду опера предполагалось с помощью свидетеля Жижина, в качестве специалиста его привлекли к процессу 2 марта. Жижин работает старшим инженером в региональном центре, который занимается выявлением каналов утечки информации и поставкой видеозаписывающих устройств силовым структурам. Он рассказал, что бывают устройства размерами 1,5х1,5 мм, есть даже завуалированные под саморез. Установить их можно на занавесках, на потолке, закамуфлировав под дымовой датчик, или просто положить на шкаф. В практике чаще применяются «фотоны», которые покрывают всю площадь помещения, но они видны наметанному взгляду, поэтому используются для охраны. За счет аккумуляторных батарей устройство может непрерывно работать в течение 5-6 часов. Чтобы установить скрытую видеокамеру, по его мнению, не нужно много времени. Специалист, который раньше имел доступ в кабинет и выбрал место, сделает это за несколько секунд – прилепит на жвачку или скотчем.
Безъязычный не раз заявлял суду, что окончательно решил дать взятку только утром 6 июня. Интересно, что бы сказал Сдвижков, если бы в кабинет, где он страдал после ночного «совещания», пришел Коновалов – занавески поправить, например, или поманипулировать с дымоулавливателем?
В последующие дни подсудимый заявлял ходатайства. Их цель – доказать, что деньги были подброшены, что его зам Антропов был в сговоре с Безъязычным и пр. Все заявления делались не в первый раз, но суд терпеливо одно за другим отклонял ходатайства. Ведь подсудимый имеет право на защиту. А срок ему грозит немалый – 12 лет…