Через год в Рыбинске вновь состоятся выборы. Нам, избирателям, в этот предвыборный период вновь придется испытать на себе массированную атаку агитаторов. Разобраться, что к чему и кто за кого в период современных предвыборных кампаний бывает очень непросто. Методы «черного пиара» преступают нравственные критерии общественной жизни. Тем не менее действительность нашего демократического общественного устройства такова, что в ней имеют место нечестные методы и формы конкурентной борьбы. Эти технологии используются, причем в широких масштабах и в самом омерзительном виде. Мы продолжаем публиковать отрывки из книги В.П. Шейнова «Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми» и расскажем вам о примерах того, как он применяется в нашем городе и как не стать жертвой нечестных предвыборных технологий.
(Продолжение. Начало в №№ 6, 7, 8)
НЛП-техники
Один из основателей нейролингвистического программирования — Р. Бэндлер — считает, что «большинство людей не пользуются собственными мозгами активно и продуманно». Развивая эту мысль, можно утверждать, что если человек не пользуется своими мозгами, то всегда найдется человек, который сделает это за него. Правда, сделает это в своих интересах. Другими словами, наша «умственная бесхозяйственность» открывает для манипуляторов широчайшие возможности. Получается, не их вина, что мы позволяем собой манипулировать.
На Западе применение приемов нейролингвистического программирования (НЛП) в избирательных кампаниях запрещено законом. Но в России сегодня в предвыборной команде каждой крупной партии или движения имеется специалист по НЛП. Вот как они манипулируют избирателями.
Установка-приказ (авторство приписывают Наполеону): это неоднократное повторение зычным голосом какого-либо утверждения без соответствующей аргументации: «Если я приду к власти, то в недельный срок…», «Всем офицерам — очередное воинское звание, всем женщинам — по мужику». Раньше всех стали использовать такой прием А. Лебедь, Ю. Лужков, В. Жириновский, генерал Стерлигов.
«Эффект связки»: первым использовал его в 1995 году С. Шахрай. Рекламный ролик на ТВ сопровождался фрагментами «чужих побед» — то Гагарин стартует, то советским хоккеистам вручают кубок…
Тут будет уместен пример незабвенного календарика одного из миловидных кандидатов в депутаты Совета Рыбинска, где он стоит в обнимку с березкой, с улыбкой Джоконды на устах. Классический образчик предвыборной агитации размером всего-то с ладошку до сих пор можно встретить в домашних запасниках у отдельных пенсионерок. А прошло уже с тех пор почти десять лет.
Это, конечно, шедевр рыбинского дизайна, а в общем-то все наши кандидаты обычно снимаются на фоне родного города, микрорайона и т.п. «Черным» пиаром это вряд ли назовешь.
Использование ассоциаций, вызываемых некоторыми словами: этот прием эффективно использовал «Союз правых сил». Слоган «Ты прав» придумали профессионалы. Расчет на ассоциацию: «ты прав», «правое дело».
Иллюзия выбора: к примеру, с экрана телевизора накануне выборов вас доброжелательно предупреждают: «Вы можете проголосовать за Иванова утром или вечером». В этой фразе заранее предполагаются ваши действия — вы, конечно, проголосуете именно за Иванова.
Одной из НЛП-техник является перегрузка каналов восприятия адресата воздействия. Глаза обывателя в период предвыборной кампании не могут найти свободного от агитации места. В его уши непрерывно вливается дезинформация от всех участников действа.
В наихудшем для себя и в наилучшем для претендентов положении находятся люди, у которых телевизор без пульта дистанционного управления.
Почтовый ящик несчастного избирателя несколько раз в день загружается рекламным мусором кандидатов. Общественные организации нередко изменяют свою политическую ориентацию кардинальным образом — их просто подкупают или перекупают. То же делают и сами кандидаты исходя из сложившейся конъюнктуры электоральных предпочтений.
Для того чтобы понравиться избирателям, некоторые кандидаты идут на все, вплоть до хирургических операций по коррекции своей внешности.
Еще одна НЛП-техника — речевые уловки. Вот лишь некоторые советы НЛП-технологов по воздействию на подсознание слушателей:
1) используйте слова, которые легко «представить»: у избирателя в голове должен родиться образ. К примеру, не говорите «человек», а уточните: «старик», «ребенок»;
2) прибегайте к изменению интонации: в конце фразы понижайте голос — это создаст эффект доверительности;
3) воздействуйте на слушателя звукосочетаниями (это считается высшим пилотажем).
Рыбинский смекалистый кандидат, напротив, однажды организовал оригинальное «сопровождение» на избирательный участок. Ночью, когда мгла накрыла город, а закон уже запрещал агитацию, он лично выходил с пачкой листовок и на каждом столбе у дороги, ведущей к месту голосования, наклеивал свой агитматериал. Утром сбиться с пути и ошибиться с выбором избирателю было трудно.
К примеру, звук «у» ассоциируется с чем-то большим, значительным, звук «и» — с маленьким, звук «а» воспринимается как проявление уверенности, напора, а «о» как бы расслабляет (к «окающим» людям у нас возникает доброжелательное отношение). Неблагоприятное впечатление производят словосочетания СНГ, СПС, ЛДПР, не содержащие гласных букв.
Немаловажен также фон действия. Кроме слов на подсознание человека влияют и просто символы. Например, слоган А. Лебедя «Есть такой человек — и ты его знаешь» звучал на фоне восходящего солнца и широкой реки — национальных символов для отечественного электората.
Для «охмурения» избирателя политикам рекомендуется также использовать в качестве символов чистое поле (символ свободы), дорогу (но не асфальтированную, — символ перемен), дом (символ тепла и единства), дерево (лучше березу — символ женщины).
Еще один вид «высшего пилотажа» — введение в транс. С помощью специальных «ключевых» словечек или образов нас вводят в подобие транса, чего мы попросту не осознаем. Например, политик с телеэкрана показывает свои детские и школьные фотографии, мило рассказывая какие-то милые детальки. Мы развешиваем уши, отвлекаемся от сегодняшней реальности, сопереживая пухленькому карапузу.
Вот тут нас — «тепленьких» — и программируют. Сделать это можно, превратив планируемый результат в магическую формулу. Помните, перед референдумом избирателей призывали написать в бюллетенях «Да», «Да», «Нет», «Да»? А теперь попробуйте вспомнить, на какие вопросы требовались эти ответы? Не помните? А саму последовательность «Да — Да — Нет — Да» запомнили. На этом и построено программирование поведения людей.
Более подробно о НЛП-техниках можно прочесть в нашей книге «Психотехнологии влияния».
Манипуляции в день голосования
«Сначала в буфет». Одному из кандидатов было важно, чтобы явка избирателей-мужчин была по возможности низкой. Его помощники перевесили табличку с указателем помещений так, что избиратели попадали вначале в буфет. Наш человек знает, что на выборах буфеты всегда были довольно богатыми. Поэтому направлялись к прилавку, а затем — к столикам. Продавалось пиво и кое-что покрепче. Многие так «отмечались», что, забыв, зачем пришли, уходили домой, так и не исполнив свой граждан-ский долг. Некоторых же активисты «перевербовывали» непосредственно в буфете.
«Однофамильцы». Имиджмейкеры разыскивают однофамильца кандидата, у которого надо «оттянуть» голоса. За определенную плату получают его согласие баллотироваться. Регистрируют его и вносят в список для голосования, хотя никакой агитации за него не ведется (нужно, чтобы он не «засветился» до дня выборов!). Причем имя-отчество подбирают такие, чтобы однофамилец стоял в списке выше реального кандидата.
Увидев фамилию кандидата, за которого собирался голосовать, избиратель ставит против его фамилии крестик. Дело сделано. Если даже он и заметит свою оплошность, то, как минимум, испортит бюллетень. Главное — конкурент этого голоса уже лишился.
Мишенью воздействия служит здесь невнимательность. Приманкой — нелюбовь к чтению длинных текстов.
И такой пример в Рыбинской практике тоже был. На прошлых выборах в одном из избирательных округов люди получили бюллетени, где значились два кандидата Смирнова. Победить настоящему кандидату все-таки удалось. Но путаницы избежать все же не получилось.
«Эффект паровоза». Желание людей присоединяться к большинству социологи называют «эффектом паровоза». Не секрет, что примерно четверть избирателей окончательно определяются с выбором только на участке, непосредственно перед голосованием. Если вовремя довести до сведения избирателей с нечеткой политической ориентацией, кто фаворит, то неизбежно часть из них, и немалая, последует «за паровозом». Демонстрация позиции большинства «включает» механизм конформности, давно используемый психологами в качестве мишени воздействия.
Сто лет назад, когда пиарщиков в России еще не было, кандидатам приходилось самим изобретать способы манипулирования выборщиками.
Выборы в первую Государственную думу (1906 год) не были прямыми: сначала выбирали выборщиков, а те из своего числа — депутата Думы. Один из выборщиков курии землевладельцев не имел никаких шансов быть избранным, поскольку был мелкопоместным дворянином. В лидерах были предводитель дворянства и крупные землевладельцы, они и агитировали каждый за себя, хотя практически все были не прочь стать депутатом Думы.
Система голосования была следующей: каждый выборщик должен был отдать кому-то белый шар (голос «за»), а кому-то — черный (голос «против»). Ш. выступил с предложением: поскольку у него нет никаких шансов, а к тому же он по состоянию здоровья не может работать в Петербурге, то кто не решил, кому отдать черный шар, пусть отдаст ему — он не обидится.
Результаты голосования ошеломили всех: почти все белые шары оказались в его корзине! Расчет его подтвердился: каждый желавший быть избранным знал, кому отдать черный шар (наиболее сильным конкурентам), а вот отдавать реальным конкурентам белый шар не хотел. Поэтому почти все отдали Ш. свои «за». Ш. так прокомментировал результаты голосования. Прослезившись, он заявил: «Благодарю вас! Доверие ко мне столь огромно, что, презрев свое нездоровье, должен ехать в столицу, служить обществу, чтобы оправдать ваше доверие!».
Мишенью воздействия на выборщиков послужило желание каждого быть избранным, приманкой — представившаяся возможность избавиться от конкурентов.
(Продолжение следует…)