17 марта в суде по делу Евгения Сдвижкова, обвиняемого в превышении служебных полномочий и вымогательстве взятки, начались прения сторон. Прокурор потребовал в качестве наказания для подсудимого 11 лет лишения свободы с отбыванием срока в колонии строгого режима. Защита в прениях выступила 20 марта – подробности читайте в следующем номере.
Прокурор Василий Барашков поддержал обвинение Сдвижкова в превышении служебных полномочий и вымогательстве взятки не в полном объеме. По первому эпизоду он не согласился с выводами следствия о том, что подсудимый нанес ущерб округу и жителям РМО. По второму эпизоду прокурор заявил, что в обвинительном заключении слаба доказательная база по факту вымогательства, хотя поступки Сдвижкова и свидетельствуют об этом.
С этими оговорками Василий Барашков поддержал остальные пункты обвинения. В частности, он считает, что вина Сдвижкова по факту превышения служебных полномочий доказана полностью. Об этом свидетельствуют документы, протоколы обыска в офисе МУП «Водоканал» и в департаменте недвижимости, протокол выемки документов в администрации города, договор купли-продажи автомобиля «Фольксваген-Пассат» за $ USA 30750.
Использовал ли Сдвижков полномочия вопреки интересам службы?
Из показаний Сухова, Рощина, Маслова, Рогова и других свидетелей следует, что, став главой, Сдвижков не пожелал ездить на «Волге» прежнего главы и велел приобрести привычный для себя «Фольксваген». Понимая, что в бюджете на эти цели денег нет, он поручил купить автомобиль директору Водоканала Сухову.
По трудовому договору Сухов обязан был выполнять все распоряжения главы. В суде он подтвердил, что боялся увольнения, хотя и считал указания Сдвижкова незаконными.
Имел ли Сдвижков корыстную заинтересованность?
Безусловно, — считает Барашков. Из показаний свидетелей Пахарева, Чистякова, Маслова следует, что он ездил на «Фольксвагене» не только в служебное время, но и к родственникам в Воронежскую и Липецкую области. Об этих фактах свидетельствуют заявления подсудимого, который просил у себя разрешения использовать машину для поездок. Утверждение, что он при этом оплачивал бензин, выглядит издевательством:
— Может, сказать ему за это спасибо? Но, наверное, стоит вспомнить и о том, что техническое состояние автомобиля при этом не улучшалось, — сказал Василий Барашков.
Нанес ли Сдвижков ущерб предприятию?
Несомненно, — считает прокурор. Хоть муниципальный округ и являлся собственником предприятия, ни РМО, ни глава не имели права распоряжаться средствами МУПа. Своими действиями подсудимый нанес ущерб предприятию, так как никакой компенсации за переданный автомобиль Водоканал не получил. Сухов подтвердил, что 900 тысяч рублей – это существенная сумма для предприятия.
При этом Водоканал ежемесячно нес убытки в среднем 3 млн. рублей. Судебная экспертиза установила, что у МУПа были долги в бюджеты разных уровней.
— Автомобиль был блажью подсудимого, нужен был ему, чтобы возить свое тело от дома на работу и обратно и к иногородним родственникам, — подвел итог прокурор.
Получал ли Сдвижков взятку?
Обвинение утверждает, что 6 июня 2007 года Безъязычный ему передал деньги за введение в эксплуатацию торгового комплекса «Эльдорадо». Этому предшествовала долгая история.
С мая 2005 года директор ЗАО «ИНТЕРТЭМ» много раз обращался в администрацию с соответствующей просьбой, но каждый раз получал отказ. По мнению прокурора, сначала подсудимый отказывал законно, потом – нет. Он требовал представить документы, которых не предусматривает Градостроительный кодекс. Задним числом выпустил распоряжение, согласно которому коммунальные услуги можно подключать, только когда объект введен в эксплуатацию. Грозился уволить директоров предприятий, если они не отключат воду и электричество.
В декабре 2005 года замглавы Павлов подписал постановление о вводе в эксплуатацию торгового центра, но Сдвижков отменил его. Павлов вынужден был уволиться, как и главный архитектор Лосев, который готовил постановление. Сдвижков сказал ему, что объект будет готов тогда, когда он об этом скажет.
История земельных отношений
Главная причина, по которой не подписывалось разрешение на эксплуатацию, заключалась в том, что у ЗАО не было правоустанавливающих документов на землю. Постановлением главы округа Бориса Степанова в 2003 году ЗАО «ИНТЕРТЭМ» было выделено 10363 кв. м для строительства торгового комплекса. Впоследствии Сдвижков посчитал, что торговля в центре – это неправильно, уменьшил размеры участка до 6500 кв. м и предложил Безъязычному подписать соответствующий договор. Тот не согласился (мог потерять крупного арендатора) и обратился в суд. Несколько раз первые арбитражные инстанции принимали сторону ЗАО, апелляционные – отменяли предыдущие решения.
25 мая 2007 года апелляционная инстанция окончательно подтвердила права администрации, Безъязычный потерял основания отстаивать свои права на земельный участок.
Задушевный разговор
25 мая Сдвижков позвонил Безъязычному, рассказал о судебном решении и предложил встретиться, чтобы обсудить проблему. В тот же день он предложил передать ему 30 млн. рублей, иначе обещал создать для ЗАО невыносимые условия, отключить коммуникации и закрыть торговый центр. Для начала разговора Безъязычный должен был отдать миллион рублей.
По заявлению Барашкова, факт взятки подтверждается протоколом осмотра денег, протоколами осмотра Безъязычного до и после вручения денег, аудиозаписью разговора, протоколом и видеозаписью осмотра места происшествия, детализацией телефонных переговоров.
Во время судебных заседаний звучало много интерпретаций разговора в кабинете на Рабочей, 1. Прокурор дал свой анализ. По его словам, в начале разговора, когда Сдвижков говорит «я думал, ты картинки принес», у него были напряженные интонации. Потом он стал спокойным и удовлетворенным. Безъязычный начинает с того, что хотел бы увеличить площадь, и предлагает найти компромисс, чтобы можно было эксплуатировать здание. Этими словами он определяет, за что передал деньги.
Сдвижков не возражает и обещает детально посмотреть, то есть соглашается решать проблему.
Безъязычный заявляет, что долевая аренда его не устраивает.
Сдвижков уходит от темы и начинает говорить о строительстве бассейна и гостиницы — в этом нет ничего удивительного, — считает Василий Барашков, — учитывая, что посетитель принес не тридцать, а только один миллион. Потом он сам возвращается к площади участка: «если до универмага, то не надейтесь», — но обещает максимально пододвинуть объект. Он логично заканчивает разговор: «ну вот, давай пока остановимся, я Кузнецову Илье поручу, может быть, до конца июня у нас это появится».
Возникает новая тема строительства бассейна. Безъязычный ведет себя уверенно, хочет не только строить объект, но и быть его собственником. Сдвижков заинтересован: «если есть желание поучаствовать в проекте – пожалуйста».
В заключение он говорит удивительные слова, обещая «вырулить ситуацию по невведенному объекту, чтобы у вас голова перестала болеть, у меня тоже».
— Проанализировав разговор, я пришел к выводу, что он свелся к тому, что Безъязычный предложил увеличить площадь участка – подсудимый согласился, — сказал прокурор. — При этом во время судебных разбирательств Сдвижков утверждал, что вопрос введения объекта в эксплуатацию во время разговора не обсуждался вообще. Но что мы видим в действительности? Увеличить площадь земельного участка – пожалуйста, участвовать в строительстве бассейна – пожалуйста, отсутствуют документы, что совсем недавно были препятствием для введения в эксплуатацию, — не волнует.
При этом все знают, что проблема была не только у ЗАО, но и у администрации, которая спешила начать строительство катка. Еще в мае Сдвижков звонил, чтобы Безъязычный убрал с участка забор, но во время разговора эта тема его вообще не волновала.
Великая сила внушения
По версии Сдвижкова, деньги подбросил или Серегин, или Безъязычный, или оперуполномоченные Тополев и Коновалов. По мнению Василия Барашкова, все эти версии бездоказательны и абсурдны.
Трудно представить, как Серегин по просьбе предпринимателя берет деньги и едет с ними… не в администрацию, а на НПО «Сатурн». При этом он почему-то надеется встретить там Сдвижкова. После чего он, вероятно, силой внушения убеждает Сдвижкова отвезти всех в администрацию. Там в присутствии нескольких человек ему удается тайно подложить деньги в шкаф.
Вторая версия. Деньги подложил Безъязычный во время 5-секундной паузы во время разговора, когда Сдвижков уходил за очками в комнату отдыха. За это время Сдвижков должен был встать, споткнуться о стул, поставить его на место, дойти до комнаты отдыха. Пока он там брал очки, Безъязычный тоже встал, достал из куртки деньги, подошел к шкафу, спрятал сверток, вернулся на место. Комментарии, как говорится, излишни…
Версия, по которой взятку подкинули Тополев или Коновалов, по словам прокурора, вообще не выдерживает критики. Если у Безъязычного и был зуб на Сдвижкова, то ярославские оперативники о рыбинском главе и слыхом не слыхивали.
Так что, никакого разумного объяснения, как в шкафу появились деньги, сторона защиты дать не могла.
Защита не выдерживает критики
В целом позиция защиты, по словам государственного обвинителя, сводится не к представлению доказательств, а к передергиванию фактов и к утверждению, что Сдвижков хороший, а все остальные воры, преступники и заговорщики. Каким же предстает Сдвижков во время следствия? Из его собственных показаний мы знаем, что для личного удобства он заставляет купить себе машину и пользуется ею как собственной. Ночью выпивает на рабочем месте, а потом спокойно говорит, что на следующий день до 12 часов не мог работать, пил водичку, чай, кофе, чтобы поправить здоровье. Не проверяет, как он утверждает, документы, которые подписывает. Искренне не понимает, до которого часа у него продолжается рабочий день: до скольких хочу, до стольких и работаю.
— И вот в отношении такого единственного честного человека был составлен заговор, в который вошли и Безъязычный, и Серегин, и Литовский, и Вишняков, и Антропов, и Хмелев (вообще в это время в Кировском районе работал). С молчаливого согласия губернатора. Не хватает только лидеров государства и мирового сообщества, — иронизирует обвинитель. — Я понимаю, почему защита так утверждает. Если не рисовать картину вселенского заговора, то ее позиция не выдерживает никакого анализа. Мотив был только у Безъязчного, остальные не имели к нему никакого отношения. Поэтому никакого заговора не было, просто Сдвижков взял деньги, и был на этом пойман.
Обвинение пришло к выводу
В целом, считает Василий Барашков, вина Сдвижкова доказана. Он просит признать подсудимого виновным в преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 285 УК, назначив наказание — 4 года лишения свободы с лишением права занимать должности государственной и муниципальной службы. Признать виновным по ч. 4 ст. 290 УК и назначить наказание 9 лет лишения свободы. По совокупности окончательно назначить 11 лет в исправительной колонии строгого режима с лишением права занимать должности государственной и муниципальной службы сроком на 2 года.