Через год в Рыбинске вновь состоятся выборы. Нам, избирателям, в этот предвыборный период вновь придется испытать на себе массированную атаку агитаторов. Разобраться, что к чему и кто за кого, в период современных предвыборных кампаний бывает очень непросто. Методы «черного пиара» преступают нравственные критерии общественной жизни. Тем не менее, действительность нашего демократического общественного устройства такова, что в ней имеют место нечестные методы и формы конкурентной борьбы. Эти технологии используются, причем в широких масштабах и в самом омерзительном виде. Мы продолжаем публиковать отрывки из книги В.П. Шейнова «Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми» и расскажем вам о примерах того, как он применяется в нашем городе и как не стать жертвой нечестных предвыборных технологий.
(Продолжение. Начало в №№ 6, 7, 8, 9, 10)
Ответы на вопросы. После выступления из зала обычно задают вопросы. Это важная часть встречи, поскольку она завершает ее и от того, какое она оставит впечатление, зависит успех всей предыдущей работы. Ответы на вопросы воспринимаются положительно, если человек слышит то, что он хотел услышать на свой вопрос, а не то, что думает по этому поводу кандидат. Здесь необходимо особое чутье, поскольку ошибки не прощаются. Тем не менее искусный оратор способен заинтересовать зал и своим мнением, если ответ будет достаточно аргументирован и подкреплен эмоционально.(…)
Отдельно стоит выделить вопросы со стороны присутствующих в зале представителей команд конкурентов или подкупленных ими лиц. Такие вопросы, как правило, имеют своей целью скомпрометировать оратора в глазах публики и свести его успех к минимуму. Обычно эти вопросы касаются элементов личной жизни или служебной деятельности кандидата. Зная все свои слабости, ответы на подобные вопросы необходимо готовить заранее.
Высшим мастерством является использование ответа на провокационный вопрос в качестве аргумента против своего конкурента. Зал оценит вашу тактичность, если вы сделаете это с юмором.
Кроме того, ответы должны быть краткими и не восприниматься как оправдание.
Еще раз подчеркнем: слушая ответ на вопрос, человек получает удовлетворение, если слышит то, что хотел услышать.
А теперь о том, чего делать не рекомендуется.
• Не выступать перед людьми на голодный желудок или, наоборот, только что насытившись и уж тем более выпив «сто грамм для храбрости».
• Не держать руки со сцепленными в замок пальцами, за спиной или в карманах. Это создает впечатление отчужденности и неуважения к аудитории.
• Не поправлять очки, не почесывать лицо, ухо, нос (это жесты лжи).
• Не потирать руки и не опираться о трибуну. Лучше вообще почаще выходить из-за нее, а иногда и спускаться в зал якобы для того, чтобы лучше слышать вопросы.
• Не хмурить брови и не морщить лоб.
• Не смотреть исподлобья и не сжимать кулаки.
• Не расставлять широко ноги.
• Не прищуривать глаза, не смотреть на слушателей искоса.
• Не заслоняться от публики портфелем, папкой и т.п. (все это проявления негативного отношения к слушателям).
• Не заканчивать выступление и последний ответ на вопрос улыбкой (останется впечатление несерьезности, игры).
• Исключить из своего лексикона слова, подобные «кажется», «может быть», «вероятно», «там посмотрим», «предположительно», «как будто», «повторяю», «поставим на должный уровень», «говоря по существу» и др.
«Попутные» мероприятия
Кроме специально организуемых встреч с избирателями, используются и другие мероприятия различного рода: встречи в рамках спортивных состязаний, концертов известных артистов и иных зрелищных мероприятий, встречи с известными людьми и т.п. Для каждой из таких встреч характерна своя психосоциальная окраска, здесь нужен индивидуальный подход.
Общие принципы проведения подобных мероприятий:
1) всесторонний учет состава публики с целью эффектного преподнесения личности кандидата и его положительного восприятия;
2) использование элементов зрелища;
3) краткость непосредственно агитации;
4) сочетание агитации с тематикой зрелища;
5) распространение сувенирной продукции с атрибутами предвыборной агитации кандидата в рамках действующего законодательства;
6) как можно больше рукопожатий, поцелуев, улыбок и… несбыточных обещаний.
Наиболее эффективными являются встречи на предприятиях с трудовыми коллективами. Здесь легко выделить общую проблему, интересующую всех. Однако политические пристрастия работников предприятий редко совпадают с директорскими. Поэтому цель предварительной «обработки» руководителя — возможность беспрепятственной агитации в трудовых коллективах. Люди с удовольствием отвлекутся от работы. Об этом можно договориться с директором предприятия за соответствующую мзду.
Подарите молодому рабочему часы, заранее надетые на руку по случаю вашей встречи с рабочим классом. Но часы должен покупать надежный человек, потому что если они перестанут ходить до дня голосования, то пропали деньги, а с ними и все добытые здесь голоса.
После или непосредственно перед встречей полезно посетить рабочую столовую: совместная трапеза сближает людей. Если фарш в пельменях немного протух, незаметно уберите их в пакет.
Но и выбрасывать не надо — тоже можно использовать для агитации. Когда выйдете с завода, отдайте эти пельмени бродячей собаке: пусть прохожие и вахтеры видят, как вы любите бездомных животных.
Работа в местах проживания людей должна строиться, в первую очередь, путем проведения групповых встреч, индивидуальных приемов и бесед «за чашкой чая». Личные контакты с кандидатом оставляют у людей наилучшее впечатление, особенно если они хорошо подготовлены и создан надлежащий антураж.(…)
Продолжение следует…
РЕДКОСТНЫЙ ДАР
Один очень рачительный рыбинский кандидат-бизнесмен решил поздравить самых активных женщин своего избирательного участка с Международным женским днем. Что больше всего любят представительницы слабого пола? Конечно, конфеты. Угадайте, какие конфеты любит прижимистый кандидат? Конечно, дешевые. Для этих целей отлично подходили рыбинские конфеты «Птичье молоко» в исключительно экономичных, маленьких, но все же – коробках. Две женщины, к несчастью, заболели и на мероприятие не попали. Ответственные дамы, организовавшие встречу для кандидата, для проформы позвонили ему и отчитались: мол, так и так, две коробки остались. И что бы вы думали? Кандидат и тут проявил заботу: «Оставьте у себя, я завтра заеду, заберу».