Краевед Владимир Рябой создает электронную летопись Рыбинска. Это фундаментальный труд, на который уже потрачены многие годы. Электронную версию никто еще не видел. Рассказал о ней Владимир Иванович только «Рыбинской неделе».
— Электронная летопись Рыбинска – что это такое?
— Это перечень событий, дат, рассказов о людях с указанием источников. Работа еще не совсем закончена, собраны только исходные данные, но уже сейчас летопись представляет собой 9 тысяч страниц печатного текста, которые занимают 15 DVD-дисков. Летопись дает представление о том, что происходило в городе и на его территории в течение миллионов лет.
— Откуда такой интерес к Рыбинску у человека, родившегося в другом городе?
— Вообще-то по материнской линии у меня рыбинские корни, мой дед здесь на кладбище лежит. Тем не менее, буквально с 1975 года, когда я переехал в Рыбинск, мне приходится постоянно доказывать право на любовь к этому городу, право называться рыбинцем.
— Краеведением занимаются многие, но свести все сведения о городе воедино не пытался никто. Как у вас возникла мысль о летописи?
— Я много работаю с детьми – и по линии музея Нобелей, и как научный руководитель их конкурсных работ. Многие из ребят достигли определенных результатов, например, Лена Прохорова победила во Всероссийской олимпиаде, Полина Каманина, студентка Тимирязевской академии, сейчас проходит практику в Швеции. Она представляет интересы музея Нобелей в этой стране, работает в архивах, помогает мне в исследовательской работе. В этом проекте участвуют сыновья – Игорь и Денис. У ребят самые широкие интересы, вместе с ними мне удалось собрать огромный материал, после чего поневоле пришла мысль систематизировать его.
Иногда говорят, что у меня нет своей темы. Действительно, мне интересно все – город, регион, взаимосвязи с другими территориями, связи со всем миром. Наиболее интересно проследить эти всемирные связи через судьбу одного человека. Но я не могу ограничиться одним именем или одним событием. Эта полифония заставляет смотреть на город с высоты истории, отсюда появляются темы Нобелей, Голливуда, Колчака…
Знакомясь с работами других краеведов, я понял, что нужен всеобъемлющий труд, который давал бы полное представление о городе. Моя задача – выборка дат и событий, которые произошли на этой территории за много миллионов лет. А события были удивительные. Вы знаете, например, что в свое время «Рыбинская правда» писала о человеке, который изобрел автомат для кладки стен из кирпича?
— По-моему, стены до сих пор кладут вручную. А насколько достоверны события, описанные в летописи?
— Во всех статьях указаны источники информации – это газеты, архивы, статистические сборники, писцовые книги, труды краеведов. Даны ссылки на книги, публикации исследователей, краеведов…
— В электронной летописи будут картинки?
— В летописи будет множество фотографий людей, которые в ней упоминаются, фотокопии газет, карты, открытки с видами города, среди которых много уникальных, раньше не публиковавшихся. Например, строительство дороги Ярославль – Рыбинск или ГЭС.
Я пытаюсь не просто рассказать историю предприятия, а преподнести эту историю через людей, через его руководителей, тружеников, творческих личностей. Рассказать и представить продукцию, которую предприятие выпускало. Конечно, все это иллюстрируется.
— Имеют подобные летописи другие города?
— Казалось бы, к своему тысячелетию Ярославль должен был подготовить что-то подобное, я слышал о подобном электронном варианте, но масштаб здесь иной. Насколько знаю, нет электронных летописей и у других городов России.
Летопись дает представление о разных аспектах жизни города. Например, вот как развивался общественный транспорт Рыбинска.
1932 г. – архитектор Потапов называет предположительно основной вид транспорта в Рыбинске в будущем – трамвай. Подсобный – автобус. И возможно – троллейбус.
Конец 1938 г. – действует 24 автобуса, 83 легковых автомобилей, 460 грузовых автомобилей.
1940 г. — автобусов всего – 7 ( обслуживающих город – 5), общая вместимость автобусов – 259 (обслуживающих город – 185), население города, тысяч человек – 152, подвижность городского населения (число поездок на одного жителя в год) – 2,6, количество городских маршрутов – нет, протяженность городских маршрутов – нет.
Конец 1950 г. — в городе насчитывалось всего 58 автобусов, легковых автомобилей – 127 (в том числе, легковых такси – 20), число грузовых автомобилей – 1026.
Конец 1955 г. — в городе насчитывалось 59 автобусов, 129 легковых автомобилей (в том числе легковых такси – 34), 1046 грузовых автомобилей – 1046.
Конец 1960 г. — в городе насчитывалось 157 автобусов, легковых автомобилей – 156 (в том числе легковых такси – 95), грузовых автомобилей – 1280.
19 июня 1975 г. — в городе организовано троллейбусное управление и начался монтаж троллейбусных линий.
Конец 1976 г. – в Рыбинске насчитывалось 384 автобуса, 369 легковых автомобилей (в том числе легковых такси – 200), 1830 грузовых автомобилей.