Домой Общество «Черный» пиар

«Черный» пиар

0

Через год в Рыбинске вновь состоятся выборы. Нам, избирателям, в этот предвыборный период вновь придется испытать на себе массированную атаку агитаторов. Разобраться, что к чему и кто за кого в период современных предвыборных кампаний бывает очень непросто. Методы «черного пиара» преступают нравственные критерии общественной жизни. Тем не менее, действительность нашего демократического общественного устройства такова, что в ней имеют место нечестные методы и формы конкурентной борьбы. Эти технологии используются, причем в широких масштабах и в самом омерзительном виде. Мы продолжаем публиковать отрывки из книги В.П.Шейнова «Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми» и расскажем вам о примерах того, как он применяется в нашем городе и как не стать жертвой нечестных предвыборных технологий.

Продолжение (начало в №№6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13)

ПРИМЕРЫ ИЗ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

В практике «черного пиара» используются довольно грубые методы. Обычно применяется целый их комплекс, о чем свидетельствует опыт прошедших избирательных кампаний. Приведем выдержку из журнала «Коммерсантъ. Деньги»:

«Кошмаров во время выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга придумал ход с депутатами-двойниками. В избирательном округе «вероятного противника» регистрируется его однофамилец, желательно еще и с теми же инициалами. В избирательном бюллетене фамилии таких двойников стоят рядом с фамилиями кандидатов-жертв. Многие избиратели, не разобравшись, ставят галочку не в ту графу. В результате двойник оттягивает часть голосов у своей «жертвы».

На тех выборах двойники использовались командой губернатора Яковлева против его противников – С.Беляева, Ю.Болдырева и «яблочников».

При этом двойников Болдырева его противники запускали в округа к двум известным питерским «болдыревцам»: ожидалось, что избиратель, симпатизирующий Болдыреву, проголосует скорее за «основателя» (лже-Болдырева), чем за рядового представителя его блока. С двойниками соревновались также экс-спикер Законодательного собрания Юрий Кравцов (ему противостоял студент Александр Кравцов, стоявший в бюллетене на строку выше), Сергей Миронов (у него в округе были два однофамильца) и депутаты Сергей Андреев, Валерий Островский, Михаил Пирогов и другие. Каждый из двойников обошелся штабистам в среднем в $1000. Так, двойнику Сергея Беляева заплатили $900. А ежемесячное вознаграждение одного из двойников Юрия Болдырева составляло $700 – за 2,5 месяца он заработал чуть больше $1,5 тысячи.

Помимо использования двойников большой популярностью пользовалась перекупка групп поддержки – как целиком, так и отдельных ее членов. В целях шпионажа или саботажа перевербованные штабисты срывали предвыборные мероприятия своего кандидата или уходили от него. Использовались и агитаторы-провокаторы. Их задача – так вести «работу» от лица кандидата, чтобы у избирателей пропало всякое желание за него голосовать. К примеру, наклеивать рекламные листовки на автомобили таким клеем, который отдирается только со слоем краски: владельцы пострадавших машин на выборах шли голосовать за кого угодно, только не за «лицо с листовки». Аналогичный эффект имели «агитационные» звонки по телефону среди ночи.

Некоторые выборные штабы собирали на вокзалах бомжей и выдавали по 100 рублей за «мелкую услугу». Представьте: вечером вам звонят в дверь, вы открываете и видите неопрятную личность неопределенного возраста. Личность шамкает беззубым ртом: «Я дядя кандидата в депутаты такого-то. Не одолжите ли десять рублей под честное слово депутата». Расходы минимальные, а «обработанные» таким способом районы немедленно охладевали к кандидату, имеющему столь неприятных «родственничков».

Еще способ. Закон разрешает избирателям сделать свой выбор досрочно, и этим пользуются многие предвыборные штабы. При досрочном голосовании на избирательных участках еще нет наблюдателей и прессы. Потому можно безопасно подкупить избирателя (в Санкт-Петербурге за один голос платили от 25 до 250 рублей) и проверить, сделал ли он «правильный выбор». Говорят, например, что досрочно стал депутатом Законодательного собрания Петербурга ныне арестованный по подозрению в организации убийств Юрий Шутов».

БРЯНСК

Процитируем письмо, пришедшее в «Комсомольскую правду» от читателя из Брянска Алексея Тютюнникова. Он, как и его земляки, выбирал нового губернатора. Свои впечатления изложил «Комсомолке»:

«Это были современные выборы по-русски. Реальных кандидатов – трое. Первый – действующий губернатор, ставленник прокоммунистического движения «Патриотическая Брянщина» Юрий Лодкин, второй – выдвиженец местного «Единства», директор ОАО «Птицефабрика Снежка» Николай Денин.

В середине лета к нам в Брянск приехала команда профессиональных политических пиарщиков, которая в кратчайшие сроки организовала раскрутку некоего Юрия Демочкина, представителя движения «Социальная помощь и поддержка». Он и стал третьим.

Команда Демочкина тут же организовала издание в области трех бесплатных газет общим тиражом около 1 миллиона экземпляров. Для сравнения: общий тираж всех брянских газет, включая «районки», не превышает 250 тысяч экземпляров. На каждой первой полосе газеты – мудрый лик «вождя», товарища Демочкина. Заголовки соответствующие: «Демочкин и зайцы», «Демочкин и печник». Даже анекдоты шли под рубрикой «От Демочкина».

Дальше – больше. На канале ТНТ по выходным транслируется программа неизвестного прежде ведущего «60 минут с Эдуардом Брянским». Каждые пять минут на экране появлялась надпись «Лодкин», которая, покачнувшись, разваливалась, как карточный домик, и заменялась надписью «До конца правления Лодкина осталось… дней». Редактор ближайшего к Лодкину издания был назван «голубым», сам губернатор фигурировал как «ЮРЛО» (Юрий Лодкин). Были также многочисленные импровизации на тему «яиц Денина».

Но не дремали и конкуренты. Вскоре стала выходить газета «Брянское дело». Она, в свою очередь, пестрела заголовками типа «Эдик-педик» и анекдотами, где герои носили фамилии Мудемочкин, Муденин, Сосалов. Вскоре подтвердилось, что газету выпускает команда Лодкина, — в момент тайной выгрузки ее тиража были сфотографированы лица из его окружения, причем разгрузка шла у здания областной администрации. Смех, да и только…

Еще одна грязная технология – кандидаты-двойники. У нас на Брянщине своих двойников получили все три ведущих кандидата, причем Дениных появилось сразу три. Про одного из Дениных в СМИ тут же появилось сообщение: «Денин два раза лечился в ЛТП, отбывал наказание в местах лишения свободы. До настоящего времени поддерживает связь с криминальным миром». Причем все это было правдой!

Еще один ход – анкетирование населения. Вроде безобидная процедура, но в одной из анкет был вопрос: «Как вы относитесь к тому, что Денин зомбирует жителей области, включая особое излучение в автобусах (психотропное оружие), которые возят людей на птицефабрику?» (Денин, напомню, директор птицефабрики).

Много чего еще у нас было. И вот в итоге возникло у меня несколько вопросов:

КОММЕНТАРИЙНЕДЕЛИ

В Рыбинске таких вопиющих примеров применения «серых» технологий – хоть отбавляй. Последние выборы главы изобиловали «чернухой». Кандидат с судимостью, «погашенной», как утверждали его пиарщики, так и не смог отмыться. «Любимый город будет жить достойно» – его слоган в мановение ока переделали в однозначное «Любимый город будет обворован». Город пестрил листовками с изображением румяного лица кандидата за решеткой. Причем кандидат изначально собственноручно понизил свой статус – баллотировался одновременно на пост главы и депутата, типа: «Я уж где-нибудь, я уж как-нибудь…». Лишь бы к бюджетному пирогу… В итоге бедолагу «ранили», что называется, дробиной. Победили дюжиной голосов в локальном избирательном округе. Но – вот парадокс! – он прошел во второй тур, где политического монстра «добивал» «полумертвый» кандидат.

В первом туре ушаты грязи опрокинули и на молодого кандидата в мэры – на листовках он копался совочком в песочнице, и одну из женщин, культпросветработника по образованию, которая на подметных плакатах предстала огневушкой-поскакушкой с баяном.

В те годы казалось, что любителям использовать «черный» пиар давно пора понять, что рыбинские избиратели уже не внемлют поддельным газетенкам, не вникают в смысл пошлых надписей на заборах и давно научились отличать наглую ложь от конструктивной критики. Так-то оно так, но результаты голосования показали, что тех, кого ругали, не стесняясь в выражениях, люди не поддержали. Каков вывод? Где правда? Неужели «черные» технологии по-прежнему эффективны? Или избиратели и сами оценивали кандидатов по достоинству, не нуждаясь в гнусных подсказках конкурентов, но «черные» пиарщики не смогли отказать себе в удовольствии?..

…Прошел год. Наступили мартовские выборы. И никто из граждан не удивился, когда в Мариевке на муниципальных довыборах депутата за три дня до даты голосования в почтовых ящиках появились лживые листовки в адрес молодого кандидата-юриста, работавшего в компании, строящей газопроводы. В них предупреждение: выберете юриста – он повысит цены на газ. Чушь полнейшая, ясно с первого взгляда. Но юрист бросился оправдываться перед телекамерой, а выиграл выборы тогда другой кандидат, начальник из НПО «Сатурн». Что же получается? «Черный» пиар жил. «Черный» пиар жив. «Черный» пиар будет жить?..

-Почему так инертны были избиркомы всех уровней? Законных оснований для отмены регистрации кандидатов было множество;

-Почему в нашем избирательном законодательстве допускается регистрация двойников? К примеру, у нас двойник Лодкина взял почти 7% голосов, Денина – 5%;

-Неужели сегодня в любом, особенно в слабом, регионе с помощью больших «бабок» может победить случайный человек?».

В брянской кампании самый невероятный слух – «голубизна» одного из фаворитов гонки. Фальшивка – вброс «левых» номеров газеты «Брянское дело».

САМАРА И «ВТОРАЯ СТОЛИЦА»

Вот еще примеры грязного пиара в самом чистом проявлении.

Накануне губернаторских выборов в Самаре на улицах города в самых людных местах появились рекламные щиты с плакатами. На фоне красной икры – буквы, выведенные икрой черной: «Жизнь моя удалась». И подпись – «Костя Титов».

Но самые нечистоплотные выборы, пожалуй, прошли в Питере. Выборы в городское собрание аналитики так и назвали – турнир провокаторов. Сразу у нескольких кандидатов в ходе избирательной гонки появились двойники. Скажем, в округе, где баллотировался председатель депутатской комиссии по здравоохранению Олег Сергеев, объявились еще два Олега Сергеева. В другом округе также сошлись два кандидата и их двойники.

Неискушенный избиратель даже и не подумает разбираться в таких мелочах, как инициалы…

На тех же питерских выборах накануне первого тура несколько тысяч избирателей получили подписанные своим депутатом и кандидатом приглашения прийти за продуктовыми наборами. Излишне говорить, что никаких наборов у бедняги не было, и все, что он мог сделать, — извиниться перед толпой бедных и разозленных старушек за проделку неизвестных «технологов». В соседнем округе за «яблочника» активно агитировали националисты из «Русского национального единства» (РНЕ), объявившие его «единственным русским кандидатом». В это время другая «яблочница» удостоилась благословения «Свидетелей Иеговы». Среди изобретений питерских «технологов» были и такие новшества, как, скажем, ночные звонки к избирателям с предложением ознакомиться с программой кандидата (с вполне предсказуемом реакцией). Или «тонкие» намеки конкурентам с угрозой ближе к выборам применить еще более «нетрадиционные» методы политической борьбы: расклеить с помощью прочного клея их листовки на ветровых стеклах авто или дверях квартир.

ЕКАТЕРИНБУРГ

Губернаторские выборы в Екатеринбурге, как можно судить по многочисленным сообщениям прессы и комментариям PR-специалистов, также не обошлись без «грязи». Вот всего лишь один эпизод из местной предвыборной борьбы.

В Екатеринбурге существовала газета под названием «Республика». Во время губернаторских выборов печатный орган закрылся, а его сотрудники почти в полном составе перешли на работу во вновь испеченную газету с названием «Вечерние ведомости». Газета начала яростную кампанию против мэра Екатеринбурга Чернецкого, главного соперника действующего губернатора Росселя на выборах главы администрации области. Технология публикаций изобличающих материалов была отработана до совершенства.

Один из номеров газеты: на первой странице фотография Чернецкого в крайне невыигрышном для него ракурсе.

Его лицо сильно напоминает облик Гитлера, а одежда стилизована под форму солдат Третьего рейха. На второй странице огромный заголовок: «Партия Аркадия Чернецкого проплачивает кампанию по пропаганде насилия и национальной розни». Далее гораздо более мелким шрифтом идет довольно скучный и бессодержательный материал, который большинство читателей наверняка не дочитают до конца. Но в подсознании, так или иначе, остаются первые впечатления от заголовка, чего авторы и добивались.

Остальные материалы выстраиваются по той же схеме – невероятно крупный оскорбительный заголовок, гнусное фото и нудный текст. Ради справедливости следует отметить, что команда Чернецкого тоже ничем не брезговала в стремлении очернить своих оппонентов. Достаточно упомянуть о нашумевшей статье под заголовком «Хайль, Россель!», где, как уже видно из названия, обыгрываются в оскорбительном ключе немецкие корни губернатора.

И ТАК – ВЕЗДЕ

Другие регионы тоже стремятся «ударить лицом в грязь». Выборы в законодательное собрание Краснодарского края, довыборы в Госдуму по Московскому округу и выборы в Карачаево-Черкессии, например, внесли весомый вклад в развитие технологии по вбрасыванию компромата: листовки, «разоблачающие» криминальные связи кандидата; рекомендательные письма-призывы от «Бориса Березовского» голосовать за хорошего человека, якобы, лучшего друга олигарха; оптовая торговля «голосами» воинских частей и закрытых заведений.

В арсенале пиарщиков появились «психотеррористические» методы: график ночных звонков избирателям, проведение уличной агитации в максимально оскорбительной для соперников форме, организация групп из пары-тройки дюжих молодцев с характерной внешностью «братков», которые, смачно матерясь и задирая прохожих, раздают в людных местах литературу или листовки «от имени» конкурента.

«Южный темперамент жителей Карачаево-Черкессии, — отмечает директор агентства «Обратная связь» Е.Сорокина, — привнес другие технологии. Выборы прошли в сопровождении локальных взрывов в штабах обоих конкурентов, массового распространения слухов, «слива» компромата и прочих, почти в прямом смысле «взрывных», технологий, применяемых спецслужбами».

Вот еще примеры недостойных действий пиарщиков.

В тюменской кампании самый невероятный слух (с намеком на происхождение одного из лидеров гонки Собянина): после прихода его к власти область, якобы, заполонят тысячи китайцев. Самая мощная фальшивка – выпуск двойника газеты «Версия».

В волгоградской кампании самый грязный телеролик – работники нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» (якобы, поддерживающей губернатора Максюту), облаченные в форму гестаповцев, мародерствуют в волгоградских деревнях. Самая мощная фальшивка – выход «левого» номера газеты «Советская Россия». Местной прокуратурой по этим фактам заведены два уголовных дела.

(Продолжение следует…)

Предыдущая статьяКазаки-разбойники XXI века
Следующая статьяНазад, к коммунизму?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.