Их можно встретить среди ночи в заброшенных зданиях, но они не бомжи. Они могут посетить ваш подвал, но они не террористы. Они заберутся на крышу высотного дома, но они не самоубийцы. Они играют…
-Чай?
…Разноцветная татуированная лягушка с предплечья на секунду зависла в воздухе с чайником, а затем уставилась в мою чашку. Ее хозяин, приятный молодой человек со спокойным взглядом и активной жизненной позицией, продолжал:
— Это затягивает, прямо как наркотик. Есть люди, которых сразу как «торкнуло», так до сих пор не отпускает. Вообще, большое значение имеет первая игра. Если у человека получилось что-то решить, он справился с одним заданием, со вторым, нашел код, то все – затянуло.
-А ты как туда попал? С чего все началось? – интересуюсь, уже испытывая завистливые покалывания от собственной непричастности к чему-то безумно увлекательному, нестандартному, требующему определенного соответствия. Так бывает, когда бесцельно бредешь по улице, слегка тоскливо и хочется праздника. И ты проходишь мимо шумной компании, людям весело, они улыбаются, и у них для этого есть свой, очень существенный повод. Ты постоишь, посмотришь, а потом вздохнешь и бесцельно побредешь дальше, сожалея, что ты не с ними…
Хозяин лягушки размешивал сахар, и, казалось, круговые движения руки заставляют земноводное крепче держаться татуированными лапками за татуированный тростник.
-Я слышал, что есть такая игра, но не придавал этому большого значения. А началось с того, что мой друг, военный, приехал из Тулы и рассказал, что там есть такая игра, только называлась она по-другому. Вообще, разновидностей Дозора много, как и названий. Но, суть, примерно, одна. После его рассказа, мы регулярно возвращались к этой теме, обсуждая, что, вроде и у нас есть, может, поучаствуем? Но все это было на уровне «а может? а может…». И, спустя какое-то время, друг звонит со словами: «Все, послезавтра едем!». Я сначала опешил, междометиями выразил и удивление, и согласие. В общем, все получилось спонтанно, буквально за день собрали команду и поехали.
-А есть ли какие то ограничения по количеству участников? Существует ли какой-то регламент, общие требования? — спрашиваю в предвкушении приключения, с все большим желанием присоединиться к шумной компании.
-Главное требование – это наличие автомобиля. Теоретически можно и без него, но, если учесть, что мы в первый раз за ночь намотали 170 км, то машина становится просто необходимым элементом. 170 — это, конечно, по нашей неопытности, но расстояния от точки до точки действительно бывают приличные. Иногда важна каждая минута, поэтому без авто в Дозоре делать нечего. Команда-пять человек. Насколько я знаю, раньше были ограничения по количеству команд, сейчас этого нет. В последнем Дозоре их было 17. Кроме того, перед самой игрой нужно зарегистрироваться. Орги рассчитывают количество заданий, маршруты.
-Орги? Это что-то из Толкиена или братьев Стругацких… — недоумеваю, представив себе существ с лампочками вместо головы.
Хозяин лягушки смеется:
-Нет, это организаторы. Они все придумывают и рулят процессом. Еще для игры нужно, как минимум, 2 номера icq, по ним мы получаем задания и отправляем коды. Также перед началом игры озвучиваются доп. предметы, легенда.
Слушая о дополнительных предметах, вспоминаю рассказ подруги о московском Дозоре. Там список вещей, которые нужно иметь при себе, составляют порой совершенно несовместимые и нелогичные вещи. Например, бутылка кетчупа и молоток. Но игнорировать их нельзя. Раз надо – значит, пригодятся. И действительно, одно из заданий – поехать на определенную станцию метро, раздеться, облиться кетчупом и с молотком в руках спрашивать у прохожих свое имя. И тебе обязательно его скажет тот, чье задание — найти на красной ветке красного человека с инструментом… А вот, сколько оба игрока будут искать друг друга — это уже другой вопрос. В ужасе, ежась от подобной перспективы, спрашиваю, есть ли что-то похожее у нас.
-Нет, до такого экстрима пока не доходило. Знаю, что в Ярославле зимой нужно было окунаться в прорубь, но никто тебя заставить не может. Всегда есть альтернативное задание, оно, конечно, может быть сложнее и занимать больше времени. Например, если не хочешь в прорубь, отгадывай огромный кроссворд. Тут, как говорится, кто на что способен. Все зависит от собственных возможностей и меры авантюризма.
-А что за легенды? Как они влияют на игру?
-У каждого Дозора есть своя тематика. Например, первая игра, в которой мы участвовали, была посвящена «Войне и миру». В заданиях использовались исторические факты, названия, действующие лица. Чтобы как-то освежить память, пришлось быстро искать краткое содержание и оперативно читать. Но вовсе не обязательно, что заявленная тема будет иметь прямое отношение к заданиям. Часто бывает так, что легенда используется для общей канвы, для обращений, имен. Все связывать с определенным произведением нельзя. Нужно учитывать специфику игры. Существуют разные методы шифровки задания. Но, в свою первую игру мы всех тонкостей еще не знали, поэтому и результат показали, мягко говоря, средний. По итогам были где-то на уровне чуть ниже поясницы, сейчас выбрались, — хозяин лягушки улыбнулся.
-Расскажи, как проходит сама игра. С чего все начинается?
-В день Дозора, за пару часов до начала все приезжают на брифинг. Там орги называют цвет игры, — глядя на мой сморщенный лоб, хозяин лягушки поясняет: – Каждое задание связано с определенным местом, его обозначают буквами DZR, а так как игр прошло уже немало, такие надписи можно встретить во многих местах.
-Ах, так вот кто пачкает стены домов! — по-старушечьи говорит во мне сноб, лишенный возможности поучаствовать в чужом празднике жизни.
Одно из заданий – поехать на определенную станцию метро, раздеться, облиться кетчупом и с молотком в руках спрашивать у прохожих свое имя. И тебе обязательно его скажет тот, чье задание — найти на красной ветке красного человека с инструментом… А вот, сколько оба игрока будут искать друг друга — это уже другой вопрос.
-На самом деле орги никогда не трогают фасады, а на заборах DZR – самое приличное из того, что там написано, – корректно парирует мне хозяин лягушки.— Так вот, чтобы не путать участников, орги поясняют, каким цветом аббревиатура будет написана в этот раз. Также идет регистрация участников. Дальше несколько часов на последние приготовления и первое задание от оргов говорит о том, что игра началась. Приходит сообщение. Там зашифровано место, где нужно искать код, и указан уровень его сложности.
Озадаченная морщина появляется вновь, хозяин лягушки понимает, нужен более детальный рассказ:
-Существует система кодов. На зашифрованном месте с буквами DZR нужно найти надпись, которая может состоять из букв и цифр, обычно ее пишут белым корректором. Например, D8R1. Это и есть код. А вот то, где он нанесен, и определяет уровень сложности. Грубо говоря, если ты, едва приехав, видишь плакат с большими буквами – это первый уровень сложности, для второго тебе нужно присесть, для третьего лечь, а для пятого принять позу лотоса на телевизионной антенне. Это, конечно, образно. Но цифры в задании говорят, легко ли код найти или придется использовать все умственные и физические возможности. Иногда это совершенно невероятные места. И прежде, чем туда соваться, еще десять раз подумаешь, а стоит ли… Но, с другой стороны, раз его там написали, значит, кто-то там был, и чем ты, собственно, хуже. Но страх есть, и нужно без иллюзий оценивать собственные силы. И орги сразу предупреждают, мол, ребята, если не уверены, не лезьте.
Представив себя на шпиле памятника авиаторам, и нервно сглотнув, спрашиваю:
-Что дальше?
-Когда код обнаружен, его пересылают оргам, а они тебе новое задание. Время на каждую задачу – полтора часа. Если находишь код раньше, раньше получаешь следующий ребус. В среднем, готовят порядка 15 заданий. Твоя задача, отгадать как можно больше мест, и найти как можно больше кодов. Игра начинается обычно в девять вечера, а заканчивается в шесть утра.
Испытывая непреодолимое желание протестировать себя и идейных оргов на нестандартное мышление, прошу привести пример нескольких заданий. Хозяин лягушки отправил последнюю за телефоном, поясняя:
-Все задания прошлых игр подробно разбираются в Интернете. Существует специальный форум, при желании все можно посмотреть там.
Лягушка вернулась…
-Вот, например, первое задание прошлой игры. Даны пять мест. Код сложности 1, значит, орги не особо «парились», пряча коды.
Читаю: «Соберите как можно быстрее коды. 5 стихий. Огонь – тут спивается северная молодежь. Любовь – здесь прощаются с бурной молодостью. Вода — большая чаша с кольцами. Воздух – кино за пределами атмосферы. Земля – встреча поэта и революционера…».
Лихорадочно шевелю мозгами. Если злачные места микрорайона Северный и ЗАГС приходят на ум сразу, то чаша принимает очертания огромной чашки, которая стоит передо мной, с такими же огромными обручальными кольцами внутри. С поэтами и революционерами еще сложнее, а пределы атмосферы и вовсе за пределами моего понимания. Растерянно пожимаю плечами, расписываясь перед оргами в собственной недалекости. Хозяин лягушки, жалея мою самооценку, объясняет:
-Не нужно все воспринимать очень буквально или очень образно. На самом деле это простое задание. Что за пределами атмосферы?
-Космос??? – выдавливаю из себя неуверенным тоном.
-Вот и все. И кинотеатр с одноименным названием у нас есть. Остается только поехать туда и найти код. Мы даже из машины не выходили. А про чашу, мы сначала подумали, что это фонтаны на площади Дерунова. Поехали туда, встретили еще две команды. Картина такая: темно, толпа людей с фонариками, все что-то ищут, при этом каждый старается не привлекать к себе внимания соперников. Ничего мы там не нашли, потом оказалось, что это был плавательный бассейн.
Я не знаю, может так и надо, но я стоял в подвале на прозрачном льду толщиной сантиметров в 50, а под ним вода, где плавают окурки, банки и другие остатки жизнедеятельности человека. Страшно и красиво одновременно.
-Действительно просто, но только после того, как расскажут, а так…» — бормочу, укоряя себя за негибкость мышления.
-Здесь нужны опыт и знание способов шифровки. И еще необходимо помнить, орги ничего просто так не пишут. Некоторые, казалось бы, совершенно ненужные слова могут нести основной смысл. Нельзя пренебрегать мелочами. Это, в итоге, обернется ложным направлением и потерянным временем. Не помешает в игре и Интернет. Часто бывает так, что в качестве задания присылают ссылку на какую-нибудь страницу, и без Всемирной паутины не обойтись. Нужно адрес узнать или другую справочную информацию, поэтому мы всегда берем с собой ноутбук. Например, было у нас задание, такого содержания: «Говорят, Евгений, что у нас в государстве казна дырявая? — О, нет, напротив!». Рассуждаем, раз казна, значит деньги, соответственно, банки. Объехали несколько самых крупных. Ничего… Время идет… Все слышали про казначейство, но есть ли оно у нас и где находится, никто не знает. Вот и пригодился Интернет. Нашли адрес. Приехали. Все здание обошли. Ничего. И тут кто-то прочитал задание еще раз – о, нет, напротив… Семен Семеныч!!! Перешли на другую сторону улицы, и сразу увидели на заборе DZR. Потом и код нашли. Это как раз пример того, что нужно внимательно читать задания. А иногда стоит лишь переставить буквы в присланном тексте, или прочитать заглавные, и все становится ясно. Орги, они, конечно, на своей волне, но при желании можно научиться понимать их.
-А какие места обычно загадывают? Есть ли ограничения по районам?
-Чаще всего, это заброшенные здания, куда можно беспрепятственно попасть. Здесь, конечно, свои сложности. Хлам, ветхие перекрытия, запах общественного туалета и прочие прелести. Встречи с бомжами – обычное дело. В частном секторе люди особо бдительные. Понять можно, среди ночи подъезжает машина, причем уже не первая. Выходят люди и что-то шарят по кустам. Сколько раз уезжали под залпы обрезов. Страшно и в отдаленных районах, местные бывают излишне агрессивными, стараемся избегать общения. А иногда орги пользуются человеческой халатностью. Я лично был в подвале недостроенного здания за Домом связи в поселке Волжский. Впечатлений масса. Видимо, он полностью затоплен, а зимой вода замерзла. Я лежал на льду толщиной сантиметров в 50, а под ним вода, где плавают окурки, банки и другие остатки жизнедеятельности человека. Страшно и красиво одновременно. Но перед началом любой игры, орги обозначают территориальные рамки, говорят, например, «Переборы сегодня не играют», или «дальше 4 км от города ехать не стоит». А, вообще, главное знать свой город, его историю, месторасположение основных объектов. Все это пригодится.
-Насколько я понимаю, задания всем командам приходят одинаковые, только в разном порядке. А где гарантия, что соперники не сотрут код до вашего приезда?
-Нет, такого не бывает. Во-первых, никому это не нужно, а во-вторых, орги всегда в состоянии вычислить, кто был на этом месте последним, и могут запросто дисквалифицировать команду. Мы предпочитаем играть честно, надеемся, наши соперники придерживаются такого же мнения, и устраивать такие подставы никому в голову не придет».
Испытывая чувство вины, за то, что столь крамольные мысли пришли мне в голову, спросила, когда состоится следующая игра. И прежде чем услышать ответ, я уже знала, что буду участвовать.