Сегодня мы начинаем разговор о кадровой проблеме Рыбинска. Да, она есть. И была еще до кризиса. Признаться, для нас в некотором смысле масштаб проблемы оказался откровением: кто бы знал, что предприниматели нашего города из года в год испытывают серьезные трудности с поиском квалифицированных специалистов. А ведь в настоящее время и фонд заработной платы бизнесменам приходится экономить. Но обо всем по порядку. Наш сегодняшний собеседник — директор группы компаний «Снабженец» Константин Долгов.
— Константин Алексеевич, почему вы связываете проблему кадров в Рыбинске именно с кризисом?
— На самом деле, люди еще не поняли, что случилось. Сейчас за те же деньги нужно работать больше. И как бы кому-то это не нравилось – это реальность, с которой невозможно спорить. Люди отказываются это понимать. Вот живой пример: ко мне на собеседование приходит претендент и говорит: «А какая у вас зарплата у работника склада?». Отвечаю (условно): «10 тысяч рублей в месяц». «Не-ет. Я за такие деньги работать не пойду. Мне надо 14 тысяч». Откуда взялась эта цифра? С потолка?
— Это человек во столько оценивает свой труд. Трудно понять, чем он руководствуется. Может быть, он рассчитал свои ежемесячные затраты и уверен, что за меньшие деньги на работу ходить бессмысленно?
— Вам, конечно, сложно это представить, но я уверяю вас, прожить можно и на 3 тысячи в месяц, при этом платить за квартиру 1000 рублей и воспитывать ребенка.
— Это как же? Научите.
— Нужно изменить приоритеты и пересмотреть свои потребности. И уверяю вас, в Рыбинске есть немало людей, которые живут на 3 тысячи в месяц. Экономить надо. Я, например, в кризис бросил курить. Недавно по телевизору показывали женщину, которая получила орден от британской королевы за то, что разработала авторскую методику экономии семейного бюджета. По «орденоносной» методике, к примеру, не следует покупать упакованные и замороженные овощи, свежие дешевле. Мы же как делаем? У нас вся бытовая техника в доме круглые сутки включена в розетки и находится в режиме ожидания. Миссис даже рассчитала, что если выключать все приборы из сети, то в год экономия за электроэнергию составит 4 фунта стерлингов.
— Ну уж это слишком! Все человечество не выключает технику из розетки.
— Да. Большинство людей. Но в большинстве стран уровень заработной платы коррелируется с объемом работы, которую человек выполняет. Вот китайцы адекватно оценивают соотношение зарплаты и уровня квалификации. Нация на пути к успеху – вряд ли вы станете с этим спорить. Вспомните советские времена. Получив заказ на шабашку, рабочий не рассуждал, сколько он потратит человеко-часов… Он брался за дело, рассчитывая подзаработать.
Сейчас народ развращен высокими зарплатами и массой свободного времени на работе. О качестве я вообще не говорю. Оказавшись без работы, человек рассуждает так: «Я лучше на биржу встану, но не буду работать за такую зарплату». А вспомните 1993 год. На бирже платили копейки, и то с опозданием. Зарплату выдавали пельменями и носками. Именно тогда произошел перелом общественного сознания, и каждый занял свое место в жизни. Кстати, тогда лучшие смогли организовать свое дело и заработать капитал. В 1996 году, когда мы подали объявление «требуется штукатур», был шквал звонков. Сейчас все пишут в резюме, что они чуть ли не академики, а на собеседовании проваливают простые тесты, которые разработал наш отдел кадров. И что еще примечательно: не помню случая, чтобы кто-то из соискателей указал: «Прошел службу в армии». Все пишут: «С армией вопрос решен».
— Почему это происходит, на ваш взгляд?
— Сейчас я скажу крамольную вещь, но это продуманная точка зрения, и многие в городе думают так же. Все дело в низкой культуре рыбинцев. Проблема имеет исторические корни. Раньше в городе жили бурлаки. Бедные, необразованные люди. В тридцатые годы началась индустриализация, откуда взялась рабочая сила? Из окрестных сел и деревень. Бедные, необразованные люди. Потом появился Волголаг. Кто обосновался в городе? Комментарии излишни. Вывод – чьи потомки живут в Рыбинске?
— Как-то это непатриотично с вашей стороны…
— Зато честно. Вы никогда не обращали внимания, что подавляющее большинство людей, которые чего-то добились в этой жизни, занимают высокие посты, создали свой бизнес, создают рабочие места, работают на развитие города – не из Рыбинска родом? К слову, у многих рыбинцев с патриотизмом – большие проблемы. Вы так не считаете? Приезжаешь в Череповец, складывается ощущение, что там живут сплошь патриоты родного города, показывают: вот здесь у нас музей открылся, вот здесь у нас новый клуб и т.д. У нас диаметрально противоположные мнения бытуют: Рыбинск – мертвый город, надо отсюда уезжать. Почитайте форумы в Интернете: как там поливают грязью свою малую родину!
— Да, лучшие кадры уезжают из Рыбинска искать лучшей доли. А въезжает кто? Об утечке мозгов не перестают говорить высокие чины градообразующего предприятия. Так пусть бизнесмены занимаются рекрутингом более эффективно, и вам повышать надо свой профессиональный уровень. Развивать инфраструктуру, повышать качество жизни в городе. Образованные и высокооплачиваемые кадры должны где-то приобретать товары надлежащего качества, иметь возможность интересно проводить досуг. Ваша компания готова предоставить рабочие места для профессионалов высокого класса? У вас дефицит кадров или текучка?
— Мы никого не сократили. И людей набираем.
— Есть у некоторых рыбинских работодателей такая мода: у них постоянно требуются кадры. Набирают учеников на стажерское пособие, потом говорят, мол, вы нам не подходите, хотя на самом деле это не так, и снова набирают учеников на стажерское пособие. Экономия фонда заработной платы — сногсшибательная!
— Да, кто-то применяет ротационную политику у себя в организации. Но это не про нас. И потом — я же не идеализирую образ рыбинских предпринимателей.
— Думается мне, что вы выражаете мнение предпринимателей, которые спекулируют на теме кризиса и не хотят платить людям нормальные деньги. За последние десять лет обросли жирком, позволяли себе не разбираться с такой дотошностью в кадровой политике своего предприятия, переплачивали, а теперь денег стало меньше – за голову схватились. Что, если так?
— Тоже позиция, не спорю. Но опять же, жизнь расставляет все на свои места. Кто-то уже разорился, а у кого-то в кризис прибыль увеличилась. Сейчас город переживает перестройку общественного сознания: работодатели переоценят систему оплаты труда, а наемные рабочие будут вынуждены переосмыслить цену своего труда.
Четвертая власть в действии
В журналистике главное – действенность. Если автор обозначил общественно значимую проблему, выступил с критикой виновных и вопрос решился, значит, помог людям, значит, не зря работал. После нашей публикации «ДОЛГОВ ПРОТИВ ДОЛЖНИКОВ, или Сколько стоит купеческое слово?», в которой вместе с автором письма, директором ЗАО «Снабженец Плюс» Константином Долговым мы подняли тему повальных неплатежей в рыбинской деловой среде, встрепенулось руководство службы судебных приставов. Причем на областном уровне. Напомним, что в статье речь шла о задолженностях фирм малого бизнеса группе компаний, которой руководит Константин Алексеевич. Имея на руках решения арбитража, он удивлялся, почему исполнительные листы и для приставов, и для должников остаются никчемной бумажкой, а не государственным документом.
Вышла статья – через пару дней пришли и деньги на банковский счет организации от одной из фирм-неплательщиков. Жаль только, что в «черном» списке так и остались еще шесть предприятий. Пресс-служба Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области прислала в адрес редакции девять длиннющих пресс-релизов о доблестном труде служащих, однако, на вопрос редактора о мерах реагирования по конкретному сигналу «Рыбинской недели» пресс-секретарь Марина Акимова ответила, что ответ готовится. Что ж, ждем…