Рыбинцы в одном отряде с Зоей Космодемьянской
Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Николай Гастелло, генерал Карбышев – легенды Великой Отечественной войны. Символы геройства, самоотверженности, служения идее и народу. В одном отряде с Зоей Космодемьянской, отряде, атаковавшем тылы немецко-фашистских войск, воевали ярославцы и рыбинцы.
Напомним, что отряд ярославца Бориса Крайнова, как и многие другие подобные отряды, в условиях критической военной обстановки, когда немецкие войска стояли под Москвой, выполняли приказ Ставки ВГК №0428 от 17 ноября 1941 г., подписанный И.Сталиным и Б.Шапошниковым. Стоит его процитировать, чтобы была понятна его беспощадная сила, и его беспомощность:
«Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог.
Для уничтожения населенных пунктов в указанном радиусе действия бросить… команды разведчиков лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами.
…Выдающихся смельчаков за отважные действия по уничтожению населенных пунктов, в которых расположены немецкие войска, представлять к правительственной награде…».
Участников этих акций так и называли – то партизаны, то диверсанты, то разведчики.
Чаще всего в их состав входили молодые ребята и девушки, только что окончившие школу, кое-как обученные военному делу. К примеру, Борис Крайнов, руководитель одного из отрядов, прошел курс подрывника и командира за пять дней.
Борис Крайнов в июле 1940 года окончил курсы ВЦПС по подготовке инструкторов физической культуры и перед войной работал преподавателем физкультуры в средней школе №54 на Туговой горе.
14 октября 1941 года по поручению обкома комсомола он уже сопровождал до столицы отряд ярославцев, отправленных на защиту Москвы. Крайнов должен был вернуться в Ярославль, но он остался в Москве. После непродолжительной учебы под командованием майора Артура Спрогиса, воевавшего еще в Испании, был сформирован отряд, командиром которого назначили Крайнова. Иван Смирнов – из п. Песочное Рыбинского района, Николай Масин и Александр Красавин – из Ростова; Павел Проворов, Дмитрий Лещев, Сергей Виноградов – из Ярославля, Алексей Голосов – из Переславля.
Через несколько дней в группу влились девушки-москвички: Аля Воронина, Наташа Самойлович, Лида Булгина (в 50-е годы Булгина вместе с матерью переедет на постоянное место жительства в Рыбинск, здесь и проживет всю оставшуюся жизнь), Соня Мартынова, Маша Кузьмина и Маша Коровина.
Молодые люди были экипированы по-разному: девушки – в своих гражданских пальто, с наганами и гранатами; ребята – в шинелях, с винтовками, за поясом гранаты и кинжалы. В арсенал также входил запас колючек («чеснока») для повреждения автомобильных шин.
Первую ходку молодые диверсанты совершили в конце сентября в район села Дорохово. Здесь уже был передний край обороны. В их задачу входило минировать дороги, затруднять передвижение военного транспорта, нарушать линии связи, фиксировать расположение воинских частей.
Попали под артобстрел. На дороге установили несколько мин как раз перед носом наступающих немецких частей.
Устроили несколько ночевок. Во время одной из них у костра сказалась неопытность и командира, и его подчиненных. У самого Крайнова на груди прогорел шерстяной свитер, у других – на пальто и шинелях появились круглые опаленные дыры.
В первую разведку в ближайшее село были отправлены Лидия Булгина и Наташа Самойлович.
Первая встреча с местными жителями, попавшими в оккупацию. На вопрос о том, как пройти в деревню Грачево, те отвечают как-то не любезно:
— А зачем вам? Ведь там немцы, в каждом доме. Убирайтесь подобру-поздорову, а то схватят вас…
— Да мы пробираемся с окопов.
— Так и поверили вам… А почему сапоги военные? Небось, партизаны.
В поле сорвали по кочану капусты. Завернули на мост и столкнулись с немецким часовым. Прошли мимо на согнутых ногах. Обошлось.
Вернулись в отряд окольными путями.
В следующую разведку пошли Лида Булгина и Маша Кузьмина.
В этот раз также не обошлось без приключений. Пройдя два километра, девушки вышли на большак. Пропустили колонну грузовиков. Собрались перебежать на другую сторону. Но тут показалась повозка. Маша успела пересечь дорогу, Лида осталась на этой стороне. Так девушки разошлись.
Лида вернулась в место расположения отряда, но там обнаружила только чуть теплое костровище. Отряд ушел в неизвестном направлении…
(Продолжение следует)