Скоро в Рыбинске вновь состоятся выборы. Нам, избирателям, в этот предвыборный период вновь придется испытать на себе массированную атаку агитаторов. Разобраться, что к чему и кто за кого, в период современных предвыборных кампаний бывает очень непросто. Методы «черного пиара» преступают нравственные критерии общественной жизни. Тем не менее, действительность нашего демократического общественного устройства такова, что в ней имеют место нечестные методы и формы конкурентной борьбы. Эти технологии используются, причем в широких масштабах и в самом омерзительном виде. Мы продолжаем публиковать отрывки из книги В.П.Шейнова «Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми» и расскажем вам о примерах того, как он применяется в нашем городе и как не стать жертвой нечестных предвыборных технологий.
Продолжение (Начало в №№ 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20)
Очернение конкурентов ведется по всем без исключения социальным коммуникациям.
Предварительно разрабатывается система очернения в отношении каждого кандидата в отдельности. Что предлагается?
Говорить о том, что, якобы, знаете конкурента с детства, когда он обижал маленьких и воровал завтраки в школе.
Или что его исключали из комсомола за аморальное поведение.
Придумывать мифические факты из биографии конкурента, если не можете добыть неприглядные истинные.
Заставьте конкурента оправдываться: независимо от контраргументов люди воспринимают оправдание как признание вины.
Кроме того, разведка покажет, что у любого из соперников есть свои слабости. Один любит девок в бане или замешан в разворовывании местного бюджета. Другой имеет фешенебельный дворец и ездит только на «Шевроле». Третий когда-то сидел и накрепко повязан с теневыми структурами. Четвертый женат в седьмой раз и не платит алименты детям от прежних браков. А у пятого – весь этот веер в комплексе.
Очень хорошо, если в период кампании от конкурента уйдет жена. Это ли не подтверждение изложенных в пасквилях «фактов»?
А если его жена не ушла, а просто уехала к матери в Украину, чтобы не видеть и не слышать всей этой грязи, все равно говорите, что ушла, опровержение не успеет сработать.
В «разработке» конкурента необходима система. В дебюте противник должен получить известие об опубликовании в очень серьезной газете таких фактов из его личной жизни, отчего электорат будет избегать встреч с ним.
А если и придет на встречу, то лишь из любопытства: увидеть его живьем.
Цель – заставить соперника снять свою кандидатуру.
В дальнейшем обеспечивается «широкий резонанс» во всех СМИ, копая все глубже и глубже и смакуя «грехи» ненавистного конкурента.
Ошибку совершают те фирмы, которые используют «компромат» в адрес конкурентов сразу и помногу. Вскоре эта «грязь» затеряется в мутном потоке аналогичных материалов и в их адрес.
Материал, при всей его омерзительности, должен быть логичным, обоснованным и увлекательным. Избиратель неизменно будет ждать продолжения после очередной порции «грязи», которую вы выливаете на голову конкурента. Кроме того, он должен получить подтверждения и из «независимых источников».
В отношении оболганных вами конкурентов нужно всячески выражать жалость: человек-то, мол, «хороший». Просто осуждать не стоит, все равно никто не поверит, если вы не владеете психологическими приемами обмана избирателей. Жалость будет выглядеть более натуральной.
Одновременно жалость к сопернику ассоциируется у людей с вашим превосходством над ним, что еще больше снижает шансы соперника.
При этом не пренебрегайте подогреванием сомнений в отношении опровержений компромата. Говорите, что вы тоже об этом что-то знаете, но все не так просто.
На последнем этапе кампания очернения приобретает все более разнузданный характер. В оставшиеся до дня выборов считанные дни вряд ли конкурент успеет отмыться или оспорить клевету в суде. А если и успеет, то об этом уже не сможет узнать электорат.
В эти горячие дни уже, казалось бы, полностью исчерпанный скандал неожиданно обретает новые черты и повороты. Появляются живые «свидетели» и «подлинные» документы, которые «неопровержимо изобличают» соперника.
1. В 1993 году во время выборов депутатов Государственной думы в Ульяновске в последний день агитационной кампании в областной газете была опубликована статья, обвинявшая одного из лидеров предвыборной гонки в связях с иностранными спецслужбами.
2. Выборы в Московскую городскую думу 1997 года по Бабушкинскому округу: за несколько дней до дня голосования в «поддержку» будущего победителя неустановленными лицами была распространена листовка, приписывавшая ему компрометирующие его заявления; листовка не имела санкции его предвыборного штаба и выходных данных типографии.
3. Выборы в Государственную думу 1999 года по Серпуховскому округу: якобы, от имени кандидата (будущего победителя) распространялась листовка, приписывавшая ему следующее высказывание: «Не могу поверить, что мой народ такой тупой: я, бывший министр во времена Горбачева, снова баллотируюсь в Государственную думу». Листовка была снабжена искаженной фотографией кандидата.
Насмешка унижает людей, и вряд ли претендент на высокую должность получит много голосов, если над ним постоянно смеются.
Мощным приемом дискредитации конкурента является анекдот. Приглашают писателя-сатирика, чтобы он сочинил серию анекдотов о соперниках. Эти анекдоты засылают в Интернет и пэйджинговые сети. Киберпространство сделает свое дело, через некоторое время анекдоты о конкурентах будет травить весь электорат.
Если фигура соперника не очень анекдотична, ищут такую фигуру среди его окружения и членов семьи. А еще лучше сочинить анекдоты обо всей этой братии.
Эффективны также частушки и смешные, но обидные клички.
Большой удачей пиарщиков считается поставить соперника их заказчика в смешное положение.
Вся планета видела, как один из претендентов на пост президента Соединенных Штатов Америки свалился с помоста с горячей сковородкой при предвыборном метании блинов. Очевидно, ему сзади подставили подножку или запустили кота, на которого он наступил. Так как весь электорат зашелся от смеха, этому претенденту на выборах делать было уже нечего. Он запечатлелся в памяти избирателей как буквально провалившийся. Эту видеозапись будут показывать много раз, и не дай Бог ему опять где-нибудь выставить свою кандидатуру. Тот же сюжет сработает через много лет и против потомков несчастливого претендента, если того будут требовать интересы «сильных мира сего».
В практике предвыборных кампаний очень популярный вид агитации — «явление народу» кандидата на сцене во время концертов.
Послушайте, что говорят искушенные пиарщики: «Если удается подпилить подпорки сцены и своевременно дернуть за веревку, то одним конкурентом уже меньше. Это надо записать на видео и разослать в СМИ всех уровней. Если журналисты будут требовать деньги за демонстрацию – платите, эти деньги сработают. Однако держите ухо востро, когда сами лезете на сцену: как бы вам тоже не подпилили подпорки».
В этом отношении пиарщиками разработаны соответствующие «рекомендации». Приведем некоторые из их числа.
1. Вы можете позвонить своему конкуренту и сообщить, что не уверены в своих силах и собираетесь снять кандидатуру в его пользу. Для вида поторгуйтесь о цене. Затем договоритесь, что проведете встречу с избирателями на подконтрольном конкуренту предприятии, где будете его хвалить.
На этой встрече действительно хвалите конкурента, но при этом покажите себя с лучшей стороны. В ходе вашего выступления по залу пусть пройдутся молодые люди и раздадут заранее заготовленные убийственные компрометирующие материалы о вашем конкуренте. Когда пасквиль будет роздан всем присутствующим, пусть к вам подойдет кто-нибудь из вашего сопровождения и что-то пошепчет вам на ухо. После чего вы громко кричите, чтобы задержали вражеских агентов, а компромат просите сдать в качестве вещественного доказательства. И сами берете для виду пару листовок.
Итог? Вы попали на недоступный для вас ранее объект, показали себя с лучшей стороны и очернили конкурента.
2. Пригласите конкурента на теледебаты. Согласуйте с ним обсуждаемые вопросы предварительно, договорившись о мирной дискуссии. Сделайте вид, что забыли вопросник, и задайте другие подготовленные вами вопросы, чтобы посадить соперника в лужу, выбить его из равновесия и заставить вести незапланированный диалог. Победа будет за вами.
3. Имитируйте ссору со своим союзником и улыбайтесь противнику. Чем больше людей увидят эти сцены, тем лучше.
4. Если уж кого-то хвалите, развивайте эту акцию до тошноты у избирателей.
5. Договоритесь с конкурентом о союзе, а затем предайте его.
6. Просите противника (конкурента) о помощи, якобы, для объединения ваших усилий, а в самый удобный момент «передумайте», оставив его «с носом».
7. Предложите сопернику свои услуги ради такого же союза, уговорите его пойти на союз и лишите поддержки в момент, когда он будет нуждаться в ней.
Например, скажите, что очень известный и авторитетный ученый придет на телевизионную аналитическую передачу, где поддержит его предвыборную программу. Пусть об этом объявят. Но приходить никому не надо.
8. Не гнушайтесь бросить лакомую кость конкурентам, а по существу «яблоко раздора». Сообщите им о, якобы, готовящейся против них компрометационной акции. Не помешают и имитационные действия, например видеосъемка особняка, иномарки вашего противника (кто оператор, конечно, неизвестно). Можно установить «прослушку», где, якобы, «наследил» другой конкурент, а этому другому — со «следами» первого. Оба будут подозревать друг друга во всех смертных грехах. Ваше «яблочко» откушено!
Если просочатся сведения о том, что вы готовите подобную акцию по масштабной компрометации, поднимите несколько раз шум о ее подготовке. Когда в это уже перестанут верить – начинайте.
Во время избирательной кампании весьма ограничено время продемонстрировать кандидату свои потенциальные возможности. К тому же, во время телевизионных выступлений и встреч с избирателями неизменно проводятся акции по его дискредитации.
Самый простой способ — это срыв встречи. Во время выступления кандидата группа не очень трезвых граждан начинает нарушать порядок, выкрикивать оскорбительные лозунги и т. п. Противостоять этому довольно просто: во-первых, до начала встречи создать группу агитаторов, следящих за соблюдением порядка; во-вторых, участники встречи должны быть рассажены так, чтобы между ними были свободные проходы для тех, кто обязан обеспечивать порядок.
Несколько труднее противостоять дискредитации кандидата, когда во время встречи задают так называемые дурацкие вопросы или подвергаются сомнению компетентность и честность намерений кандидата, выкрикивая с места: «Все вы обещаете!», «Да вы не знаете, о чем говорите!» и т. п.
«Дурацкий» вопрос – это вопрос, ответ на который не важен. Важно само содержание вопроса или предваряющего его информационного блока: «Еще в прошлом году вы ограбили всех вдов и сирот. Если вас изберут, вы будете поступать так же или по-другому?» или «Вы по утрам пьете коньяк или, как раньше, только водку?».
Есть еще одна модификация «дурацкого» вопроса: зачитывается подряд 10 – 15 различных вопросов. Кандидат, попытавшись ответить на любой из них, выглядит неубедительным, тем более, что спрашивающий постоянно повторяет: «Вы так и не смогли ответить мне…».
Для предотвращения подобных эпизодов на время встреч создается группа «буферного внимания». При попытке задать кандидату «дурацкий» вопрос члены группы переносят внимание остальной публики от содержания вопроса к задающему его, представляя того всего лишь нарушителем порядка.
Продолжение следует…