Еженедельник «Рыбинская неделя», управление культуры администрации Рыбинска и рыбинское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) к Дню города провели конкурс на знание истории родного города.
Вопросы викторины оказались по зубам только одному участнику.
1. Какая из великих русских актрис XIX века начинала свой путь в Рыбинском театре?
2. Где в Рыбинске были «Веселые острова»?
3. Кто из выдающихся советских эстрадных артистов учился в рыбинской мужской гимназии?
4. Назовите фамилию выдающегося современника, уроженца Рыбинска, который участвовал в телепроекте «Имя России»?
5. В усадьбе каких рыбинских купцов не раз останавливались венценосные особы?
В редакцию поступило множество ответов от рыбинцев, но на все пять вопросов правильные ответы дал только Владимир Смолин. Он и выиграл первый приз – мультимедийную энциклопедию «Рыбинск» и подписку на «Рыбинскую неделю» на полгода.
Удивительно, но факт! Оказалось, что лучше всех историю Рыбинска знает человек, проживающий на Камчатке! Сегодня мы публикуем письмо Владимира:
«Добрый день! Очень рад участвовать в конкурсе по родному городу (хотя и проживаю на Камчатке). Трудности вызвал только вопрос под номером «4», так как выпал из сегодняшней жизни Рыбинска, к сожалению.
Ответы:
1) Великая русская актриса – Пелагея Антиповна Стрепетова (1850-1903), дебютировала в Рыбинском театре в 1865 г. в роли горничной в водевиле «Зачем иные люди женятся…».
2) «Веселые острова» — располагались в современном районе «Электротехнического завода», что по дороге в Копаево. В просторечье и памяти старшего поколения данный район еще называется «Ягутка».
3) Аркадий Исаакович Райкин учился в Рыбинской мужской гимназии, занимался в драмкружке гимназии.
4) Юрий Михайлович Кублановский.
5) В усадьбе купцов Тюменевых, что располагалась на улице Мологской.
Рыбинск — мой родной город, в котором я провел детство, затем немного юности и опять же немного зрелости (1961-1968, 1976-1979, 1995-2001 гг.). И как человек, дорожащий своим городом, конечно, я интересуюсь его историей и развитием. А первую любовь к истории города мне привил мой отец — ветеран ВОВ Смолин Вадим Владимирович, который очень любил и знал свой город. Гуляя в раннем детстве со мной по улочкам Рыбинска, он рассказывал мне его историю, историю улиц, домов, историю нашей семьи. С детства прививал мне любовь к книгам, особенно историческим, в которых повествуется не только история родного города, но и история всей страны. Он еще в 70-е годы начал писать генеалогическую историю нашей семьи, вся жизнь которой была неразрывно связана с Рыбинским краем.
В домашней библиотеке немало книг про Рыбинск, вот только расстраивает одно — библиотека в Рыбинске, а я на Камчатке.
С удовольствием буду заходить на Вашу страничку в Интернете и стану постоянным читателем.
С уважением, Смолин Владимир»
На супервопрос правильных ответов, к сожалению, мы не получили.
СУПЕРВОПРОС: Многим известно имя нашего земляка, великого разведчика Рудольфа Абеля. А назовите имя другого человека, посетившего наш город в 20-е годы прошлого века по приглашению Рыбинского научного общества и ставшего впоследствии… резидентом советской разведки в США?
ОТВЕТ: Это Лев Сергеевич Термен (1896 – 1993), инженер-электротехник, музыкант. В 1920 г. изобрел первый в мире
электромузыкальный инструмент – терменвокс, позднее – другие музыкальные инструменты. Создал устройства бесконтактного прослушивания. В 1927 – 1938 резидент советской разведки в США. В 1939-48 гг. репрессирован. Работал в конструкторском бюро А.Н.Туполева. (Биографический энциклопедический словарь).
Из книги Д.В.Романова «Рыбинск в судьбах замечательных людей»:
«Изобретение терменвокса совпало с эрой электрификации. В 1922 году Термен демонстрировал свой инструмент Ленину. Затем было много концертов в нашей стране и за рубежом. Высокую оценку изобретению Термена дал Альберт Эйнштейн. По приглашению Рыбинского научного общества в 1925 году Лев Сергеевич приехал в наш город. Это был молодой стройный человек с усами в галстуке-бабочке.
— Сейчас я сыграю вам на терменвоксе, — сказал Лев Сергеевич рыбинцам и подошел к черному ящику, из которого выступали антенна и металлическая петля. Аккомпаниатор сыграл вступление на рояле, и руки Термена вдруг плавно завибрировали в воздухе, будто он мысленно выводил мелодию. Она зазвучала внезапно. Это был странный звук – не то голос, не то скрипка, не то виолончель».