«Если во сне Вы открываете водопроводный кран, а вода из него не течет, то в реальной жизни Вас ожидает крупное разочарование».
Толкователь снов.
«Вода из крана течет? Массовых отравлений нет? Так чего тебе еще нужно?!» Именно так рассказывает директор МУП «Водоканал» Юрий Овчинников о своем общении с чиновниками различных рангов. Последним, очевидно, снится исключительно новая сантехника и пропиленовые трубы, а в жизни их не преследуют разочарования. Чего не скажешь об Овчинникове. Его выступление перед членами Общественной палаты Рыбинска 9 июля без натяжек можно назвать криком о помощи. Впрочем, помощь нужна в первую очередь не «Водоканалу», а Рыбинску. И вот в чем.
За последние 25 лет в городе не был сдан в эксплуатацию ни один объект водоснабжения, канализации, водоочистки. При этом парадокс в том, что список начатого строительства столь длинен, что не помещается на одной странице.
1992 год, Копаево, начало строительства второй очереди очистных сооружений, 1996 – остановка строительства без консервации объекта.
1995 год, пр. Батова, строительство канализационной напорной станции (КНС), остановка без консервации.
1996 год Улица Горького, строительство КНС, остановка без консервации.
1996 год, ул. 9 Мая, строительство первой очереди очистных сооружений, остановка без консервации. И так далее в том же стиле по всем районам города.
Количество начатых и заброшенных водопроводных, канализационных и очистных объектов впечатляет. Это – деньги, пущенные на ветер. Или, если быть точным, зарытые в землю десятки тысяч и сотни миллионов бюджетных рублей. Считали их разве что тогдашние коммунальные деятели. И самое печальное, как говорит Юрий Овчинников, — это отсутствие возможности продолжить работы. Все без исключения объекты были брошены без консервации, которая могла дать возможность их достроить, когда придут время, деньги и вменяемые руководители.
Бывшие руководители Рыбинска и «Водоканала» отвечать за свою безалаберность (халатность? умысел?), конечно, не собираются. Их тяжкое наследство приняли новые люди. И теперь будущее Рыбинска, его экология и здоровье населения – головная боль Овчинникова и нынешних коммунальных руководителей.
Вода из кранов в рыбинских домах, конечно, течет. Но это – видимая часть айсберга под названием «Водоканал».И, очевидно, лучшая. Потому что больше хвастаться нечем.
Качество питьевой воды, состояние водопроводно-канализационных сетей, очистка промышленных и бытовых стоков – вот что давно стоит на переднем плане, кричит о своей сиротской участи, но остается как бы незамеченным.
В том режиме, что сегодня работает «Водоканал», говорить о современных технологиях, перспективных разработках становится даже неприлично. Однако Овчинников говорит. Более того, разрабатывает и предлагает. В общем, как и положено руководителю муниципального предприятия, согласовывает, просит, убеждает. Пока не очень успешно, но уже с некоторыми результатами: привлечение заемных средств для строительства станции ультразвуковой очистки воды администрация города, Муниципальный Совет и Общественная палата согласовали.
Овчинников считает, что причина столь плачевного состояния коммунального водного хозяйства – в отсутствии адекватной нормативной базы. Его водопроводная отрасль всегда рассматривалась наряду с уборкой города. А это разные весовые категории.
«Водоканал» до сих пор эксплуатирует водопроводы 1901-1903 годов постройки. Из 350-ти километров водопроводных сетей 75 процентов находятся в ветхом состоянии. Канализационные сети чуть лучше: из 268-ми километров ветхая только половина.
…Мы стоим в шаге от очень больших проблем, которые в цивилизованном мире называют экологической катастрофой. Развитие технологий привело к появлению в речной воде новых видов загрязняющих веществ: гормонов и антибиотиков, а это уже очень и очень серьезно. Эти продукты деятельности человека, сброшенные в воду, могут отрицательно влиять на гормональный фон человека. В Европе вода, прежде чем попасть в водопровод, проходит очистку, в том числе, и от этих ингредиентов. А мы говорим даже не о том, что и нам надо чистить воду от антибиотиков, а о том, что и как делают в Европе.
По технологии очистки воды Рыбинск застрял в середине прошлого века. Да и все невеселое хозяйство Овчинникова новизной похвастаться не может. «Водоканал» до сих пор эксплуатирует водопроводы 1901-1903 годов постройки. Из 350-ти километров водопроводных сетей 75 процентов находятся в ветхом состоянии. Канализационные сети чуть лучше: из 268-ми километров ветхая только половина.
Так сколько же времени копились у «Водоканала» проблемы, которые сегодня озвучены Овчинниковым? С советских времен или с 1901-го года? Впрочем, ответ на этот вопрос интересен только с точки зрения анализа и вывода: так больше продолжаться не может! Короткий экскурс в ближайшую историю делает этот вывод не подверженным критике.
2002 год. Объем сброса загрязненных сточных вод в водные объекты составил 325, 47 млн. куб м. Наибольшая доля в общем сбросе загрязненных сточных вод принадлежит такой отрасли экономики, как жилищно-коммунальное хозяйство — до 51%. Крупнейшими загрязнителями водных объектов в Рыбинске названы МУП «Водоканал» и ОАО «НПО «Сатурн».
2006 год. В микрорайоне Волжский в течение недели зарегистрированы 35 случаев острых кишечных инфекций, в том числе 30 случаев отравления детей в трех детских садах и двух школах города. Трое детей госпитализированы в инфекционные отделения медицинских учреждений. По результатам эпидемиологических расследований источником возникновения заболеваний является некачественная питьевая вода, подаваемая в микрорайон, говорится в официальном сообщении Генпрокуратуры РФ. В отношении тогдашнего директора «Водоканала» Александра Сухова возбуждено уголовное дело. В ходе проверки установлено, что в течение 2006 года директор Сухов, достоверно зная об отсутствии на водозаборе системы предварительной водоподготовки и обеззараживания, допустил подачу воды для питьевых нужд, не соответствующей санитарным нормам. В воде было обнаружено максимальное содержание железа, марганца, аммиака, сульфатов, что создавало угрозу безопасности для жизни и здоровья потребителей.
И Александр Сухов, и правящие в то время чиновники прекрасно знали о состоянии очистных сооружений и качестве воды. Знали, но деньги тратили своеобразно. Например, на новую иномарку для Сдвижкова. Приобретение «Фольксвагена» за деньги «Водоканала» — миллион рублей — стало предметом обвинения в превышении Сдвижковым должностных полномочий. Суд счел ущерб для предприятия несущественным. Но сколько их, этих миллионов, закопано в землю, пущено на воздух, вылито в бездонную бочку! Может, будь хозяин рачительный, не пришлось бы сегодня Овчинникову брать в банке кредит, а чиновникам – ломать головы, выискивая деньги в скудном городском бюджете.
Сегодня «Водоканал» работает в авральном режиме «коммунальной скорой помощи», устраняя в среднем по две аварии в день. Статистика удручает: 2005 год – 366 аварий, 2006 год – 392, 2007 год – 460. В прошлом году изношенные водопроводно-канализационные сети отказывались служить Рыбинску почти в полтора раза чаще, чем три года назад – 525 аварий за год. И претензий к почтенному возрасту сетей быть не может. Все претензии – к тем, кто тщательно закапывал народные деньги в землю и мостил себе дорожку к безбедной пенсии.
Овчинникову до пенсии далеко. Не так давно возглавив МУП «Водоканал», он провел анализ состояния этого, по сути, небедного предприятия (хотелось бы знать, какие эмоции испытывал директор, обнаружив в своем хозяйстве почти археологические древности). И начал строить планы на будущее. И не по мелочам, а всерьез и надолго.
Задача – защитить целевую программу развития МУП «Водоканал» на 5-6 лет. А для этого нужны не только деньги, но и «перезагрузка мозгов». Чтобы чиновники, встречая Овчинникова, спрашивали: «Доложи-ка нам, Юрий Сергеевич, чистая ли вода течет из кранов рыбинцев, и какова в ней концентрация вредных веществ? Высокая?! Чем помочь?»