Середина лета – пора не только отпусков, но и пирамид южного лакомства — арбузов. Полосатые горы и манят покупателей, и отпугивают пока еще довольно высокой ценой. А в условиях кризиса целый арбуз становится непозволительной роскошью. Невольно задумаешься: не купить ли половинку. Насколько это реально и обоснованно, пришлось проверить на личном опыте.
Купила арбуз. Пузатый такой, с хвостиком. По всем признакам, на которые указал мне кавказец с шикарными бровями, покупка была обязана порадовать меня спелыми сахарными внутренностями. В предвкушении летней радости, простила горцу семь рублей, на которые он, не моргнув карим глазом, меня обсчитал. Пятикилограммовая ягодка приятно тянула руки, а сомнения в том, что середина июля — не самое подходящее время для бахчевых, старательно гнались прочь. Наконец, арбуз, пребывая в нерушимой целостности последние минуты, стоял на кухонном столе. Еще мгновение — и меня постигло страшное разочарование. Лезвие ножа обнажило бледно-розовую мякоть. Еще не попробовав, я знала, что кавказец навешал мне на уши макаронные изделия, и арбуз абсолютно невкусный. Первый же кусок доказал это на практике. Кисловатый, водянистый и слабо пахнущий. Отправить ягоду в помойку помешала обида. Вспомнилась потраченная сотня, семь рублей, ловко присчитанные ушлым торговцем. В общем, арбуз я съела. Однако его невыразительный вкус оказался не самым главным огорчением. Спустя пару часов организм повел меня во всем известное место. Прочитав состав шампуней и кремов на языках всех ближайших территориальных соседей, я твердо решила больше никогда не покупать астраханские гостинцы целиком. Знаю, что нельзя резать арбузы, что это запрещено санитарными нормами, что это негигиенично и даже небезопасно. Но какая разница, если итог одинаковый – болезненные сутки, вычеркнутые из жизни. Пообещала себе при случае проверить, как у нас обстоит дело с соблюдением правил торговли.
Случай не заставил себя долго ждать. Несмотря на мои красочные рассказы о последствиях неосмотрительной покупки, отведать арбуз пожелала родственница и наказала принести ей пару килограммов. Спорить с моей теткой, все равно, что ждать сантехника из жэка в строго назначенное время. Бесполезно. Умудренная плачевным опытом, я отправилась на поиски подходящего варианта.
Варинт нашелся на городском рынке. Уроженец гор с золотыми зубами легко согласился разрезать арбуз. Но вид ножа, лезвие которого было то ли в крахмале, то ли в колбасе, моментально отбил охоту приобретать здесь что бы то ни было. В сопровождении гортанной речи продавца я покинула территорию рынка.
В уличной овощной палатке на просьбу отрезать мне половинку арбуза, торговка с ногтями сортировщицы черники и несколько опухшим лицом настойчиво пыталась убедить меня купить уже отрезанную часть, над которой кружили мухи. Правда, она уверяла, что это пчелы. Не желая тягаться с ней в знании насекомых, я предпочла вовсе отказаться от покупки и отправилась в «Дружбу» на проспекте Революции. Там, по моему мнению, не должно быть мух и неопрятных продавцов с грязными ножами. Не ошиблась. Девушка-продавец подхватила арбуз и положила его на весы. Целиком. На мой протест она развела руками, пояснив, что не может разрезать его, так как это не позволяют правила реализации. Порядком рассерженная я спросила, почему должна тратить приличную сумму из-за каких-то норм, тем более, если они не везде соблюдаются? Ответила заведующая магазином Елена Петрова:
— Я понимаю ваше возмущение, поверьте, вы не первая. Покупательский спрос, действительно, показывает, что люди с большей охотой приобрели бы часть товара. Бесспорно, это выгоднее, ведь не каждая семья может позволить себе купить даже средний арбуз, что говорить о крупных. Кроме того, мы могли бы использовать отдельные ножи и доски, чтобы все было чисто. Но арбуз – это ягода, и резать его все равно, что резать лимоны или киви. А главное, существуют санитарные требования, которые запрещают реализацию этого вида товара по частям. Я понимаю, что не все выполняют эти условия. Мы даже в крупнейшем областном гипермаркете с легкостью приобрели половину арбуза, что уж говорить о мелких торговых точках, которым тоже нужно как-то продавать бахчевые культуры. Но все же мы соблюдаем правила.
Заведующая с сожалением улыбнулась. Вспомнив про кавказца и макаронные изделия, я решила проверить истинность слов Елены Петровой. В рыбинском территориальном отделе Роспотребнадзора информацию подтвердили. Нормы, действительно, запрещают продавать арбузы в резаном виде. Также в ведомстве пояснили, что у каждого продавца арбузов должен быть документ, подтверждающий, что партия прошла проверку на содержание нитратов. Этот сертификат покупателю обязаны предоставить по первому требованию.
И все же нормы – это, конечно, хорошо. Но почему они выполняются не всеми? Получается, в том месте, где меня вроде бы все устраивает, я не могу удовлетворить свои потребности. В результате вынуждена искать другие варианты, как оказалось, небезопасные для здоровья. Кто-то с легкостью согласен вырезать из арбуза хоть статую Свободы, лишь бы я купила товар, а кто-то теряет деньги и клиентов, соблюдая закон.
Конечно, решать, по большому счету, мне: готова я рисковать или предпочту переплачивать за кота в мешке. Но уж если покупателей лишают права выбора, то пусть это будет окончательное решение, обязательное для всех продавцов. Последние, как и арбузы, бывают разными.