Приобретать товары «под заказ» стало для нас обычной практикой. Мы приходим в магазин, обнаруживаем, что нужной нам продукции нет в наличии или ее недостаточно, оставляем деньги и терпеливо ждем звонка от продавца. Зачастую все наши договоренности носят устный характер. Отдавая кровно заработанные под честное слово, мы не утруждаем себя документальным подтверждением сделки, а если и заключаем договор, то редко его читаем. А зря. Потому что запросто можем лишиться и денег, и товара. Как обезопасить себя от подобной мрачной перспективы? Ответить на этот вопрос поможет реальная история, которая произошла с жителем нашего города.
АВАНС
Владимир – известный в Рыбинске предприниматель. О нестабильной экономике и форс-мажорах знает не понаслышке. Но ту ситуацию, которая произошла с ним, иначе как мошенничеством назвать не может. В конце мая Владимир решил приобрести в новом торговом центре микрорайона Северный стройматериалы для ремонта крыши. Металлочерепицы в наличии не оказалось, поэтому продавец – индивидуальный предприниматель Поляков и покупатель заключили договор на поставку. Владимир внес аванс, заплатив от необходимых 12 тысяч – 9, поставил свою визу и со спокойным сердцем стал ждать привоза товара. Срок, в течение которого новая кровля должна быть доставлена хозяину, оговорили месяц, но продавец пообещал, что ее привезут максимум через две недели. Спустя полмесяца Владимир позвонил продавцу. Тот извиняющимся тоном начал объяснять, что достаточного количества заказчиков набрать пока не удалось, а гонять машину в Москву ради материалов для Владимира фирме не выгодно. Покупатель поставщика понял, вошел в положение, тем более, сроки по договору не срывались.
ДОГОВОР
Прошел месяц. Господин Поляков Владимиру не позвонил и о судьбе его заказа не сообщил. И незадачливый покупатель — лучше поздно, чем никогда — взялся внимательно читать договор сам. В одном из пунктов черным по белому написано: если в течение обозначенного срока продавец не выполнил свои обязательства, покупатель имеет право потребовать деньги назад. Что Владимир и намеревался сделать. Однако расставаться с дензнаками легко и без шума в торговой точке не захотели. Заверив, что товар уже на полпути к Рыбинску, продавец вымолил еще неделю. Несложно догадаться, что через семь дней никакой металлочерепицы не было, молчал и телефон. И тут Владимир заметил в договоре любопытную фразу, согласно которой его ожидание вполне легально продлено еще на месяц, так как он в течение трех дней с момента просрочки не обратился с заявлением о возврате средств. Получается, что продавец, уговорив Владимира на дополнительную неделю, избежал подачи заявления, что автоматом продлило срок еще на месяц. Кроме того, в приватной беседе сотрудник торговой точки рассказал неутешительные сведения: денег у хозяина нет, с московского склада товар без оплаты не отдают, поэтому, когда материалы прибудут в Рыбинск — неизвестно. Весть о том, что Владимир – не единственный заложник недобросовестного предпринимателя, оптимизма не прибавила. Поняв, что, по сути, сам «дал маху», внимательно не прочитав договор, Владимир стал ждать свою крышу еще месяц.
ЗАЩИТА
Ждал напрасно. Материалы, разумеется, не пришли. Проигнорировал предприниматель и номер телефона, который Владимир оставил в магазине, надеясь, что хозяин захочет хотя бы извиниться за нарушение обязательств. Надеялся тоже напрасно. Никто объясниться не пожелал, а выполнить договоренности тем более. Расстроил Владимира и тон, которым с ним разговаривали в магазине, когда он принес заявление с просьбой вернуть аванс. То ли он требовал деньги из кошельков сотрудников, то ли отобрал леденец у младенца – отношение одинаково неприязненное и хамоватое. Заявление с приложенной к нему копией договора, правда, приняли, однако никаких действий после этого не последовало. Тогда Владимир обратился в отдел по защите прав потребителей. Каково же было возмущение пострадавшего, когда начальник отдела принялась защищать владельца магазина, напоминая о сложных временах и трудностях предпринимательской доли. Но как раз о них Владимир прекрасно знает сам, как знает и то, что так бизнес не ведут. Позвонить и извиниться не сложно и не очень дорого. Хотя, тут, конечно, все зависит от количества обиженных абонентов. В общем, поддержки у главной «защитницы» покупатель не получил. Помогли Владимиру в отделе потребительского рынка, товаров и услуг. Составили исковое заявление, с которым он и пошел искать справедливости в суде. Возможно, Фемида обяжет недобросовестного предпринимателя вернуть деньги или все-таки доставить крышу, без которой дождь третий месяц заливает дачные постройки.
МОРАЛЬ
Будем надеяться, что Владимир найдет правду в суде. А нам, прежде чем заказывать товар, стоит хорошо подумать и постараться себя максимально обезопасить.
Во-первых, всегда заключайте договор. Чек об оплате, конечно, важный документ, но в нем, к сожалению, не пишут сроки доставки.
Во-вторых, подписать – не значит прочитать. Внимательно ознакомьтесь с содержанием договора, чтобы вас, так же как и Владимира, не «уговорили» подождать еще недельку. Помните, она может обернуться месяцем.
В-третьих, правильно подавайте заявление на возврат денег. Ваше обращение должно быть в двух экземплярах. Один вы оставите в магазине, на другом сотрудники торговой точки должны поставить дату приема заявления, подпись и, в идеале, печать. Если вам отказывают в приеме, продавец обязан сделать это в письменном виде. В случае игнорирования этой нормы позаботьтесь о свидетелях.
В-четвертых, качайте свои права до конца! Никто, кроме вас, о вас не позаботится.